ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-47 от 06.05.2010 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Оренбургский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 3-47/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Федотовой Л.Б.

при секретаре Ерш Е.Н.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от 06 мая 2010 года, представителей военного комиссариата Оренбургской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 15 апреля 2010 года, ФИО4, действующей на основании доверенности от 16 июля 2010 года,

рассмотрев 30 августа 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату Оренбургской области, Департаменту социальных гарантий Министерства Обороны РФ о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Оренбургской области о перерасчете пенсии, указав, что он является пенсионером с 19 мая 1994 года. На основании постановления Правительства РФ № 1349 от 07 декабря 1994 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел» министр обороны РФ приказом № 20 от 10 января 1995 года повысил должностные оклады военнослужащим на 25 % с 01 января 1995 года.

Согласно требованиям ст. 43, 49, 55, 58 ФЗ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службе» при повышении военнослужащим должностного оклада, входящего в денежное довольствие, одновременно производится перерасчет пенсий с учетом повышения должностных окладов лицам ранее уволенным в запас или отставку и получившим право на получение пенсии от Министерства обороны. Аналогичный порядок перерасчета пенсий определен постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года и приказом МО РФ № 350 от 08 октября 1994 года. Однако, в нарушение указанных норм военный комиссариат не произвел перерасчет должностного оклада ФИО1 и не увеличил размер его пенсии.

Впоследствии должностные оклады повышались еще несколько раз – 01 апреля 1995 года, 01 сентября 1995 года, 01 марта 1998 года, 01 января 1999 года, 01 декабря 2000 года, но должностные оклады ФИО1 при данных повышения рассчитывались без учета повышения должностного оклада 01 января 1995 года.

Указом Президента РФ № 1373с от 18 октября 2007 года восстановлено право военных пенсионеров о перерасчете должностного оклада с 01 января 1995 года, в связи с чем истец обратился в военный комиссариат с просьбой произвести все необходимые перерасчеты должностных окладов, пенсий и недоплат пенсионного обеспечения с 01 января 1995 года по настоящее время. Однако в данной просьбе ФИО1 было отказано.

На основании изложенного, истец просит суд обязать военный комиссариат Оренбургской области пересчитать должностные оклады в соответствии с принятыми решениями о повышении должностных окладов на период с 01 января 1995 года по 01 июля 2002 года по 27 тарифному разряду, с 01 июля 2002 года по настоящее время по 34 тарифному разряду. Обязать военный комиссариат установить тарифный разряд по нормативам Постановления Правительства РФ от 26 июня 2002 года № 462 в соответствии с должностным окладом на 30 июня 2002 года, рассчитать должностной оклад на 01 июля 2002 года и рассчитать пенсионное обеспечение. Обязать ответчика рассчитать и выплатить суммы недоплат с учетом вновь полученной суммы должностного оклада с 01 января 1995 года по 01 июля 2002 года и с 01 июля 2002 года по настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ № 1373с от 18 октября 2007 года. Обязать ответчика в дальнейшем выплачивать пенсионное обеспечение в соответствии с 34 тарифным разрядом.

Определением от 15 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальных гарантий Министерства Обороны РФ.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали.

Представители военного комиссариата Оренбургской области ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Представитель Департамента социальных гарантий Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и был уволен со службы с 18 мая 1994 года.

23 ноября 2010 года ФИО1 была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» с 19 мая 1994 года.

В соответствии со ст.43 указанного закона, в редакции, действующей на момент назначения пенсии ФИО1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчислялись из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитывались в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Статья 12 Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действующего на момент назначения пенсии ФИО1 предусматривала, что денежное довольствие военнослужащих состояло из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, которые составляли оклад месячного содержания военнослужащего, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат, размеры которых определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно- исполнительной системы и усилении их социальной защиты» с 01 января 1993 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту были установлены новые оклады по воинским должностям, оклады по воинским званиям и размеры процентной надбавки за выслугу лет в пределах от минимума до максимума и фактически получаемый оклад записывался в денежный аттестат (расчетную книжку) при увольнении.

Именно установленный таким образом конкретный оклад по воинской должности, а не тарифный разряд, подлежал включению в расчет пенсии. Установление тарифных окладов для пенсионеров нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусматривалось.

В дальнейшем до 01 июля 2002 года оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям повышались Правительством Российской Федерации путем повышения на определенный коэффициент окладов, установленных до соответствующего повышения.

В соответствии с частью 1 статьи 49 этого же закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

На момент увольнения оклад истца составлял 142956 рублей, что соответствовало 15 тарифному разряду и истцом не оспаривалось.

На основании постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 года № 753 «О повышении должностных окладов и окладов по воинским (специальным) званиям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации» было произведено повышение с 01 июля 1994 года должностных окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям.

В связи с изложенным, ФИО1 при назначении пенсии был учтен оклад с учетом данного увеличения и который составил ... рублей.

Впоследствии, в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации постановлениями о повышении должностных окладов и окладов по воинским званиям военнослужащих ФИО5 производился пересмотр ранее назначенной пенсии, что подтверждается справкой военного комиссариата Оренбургской области от 03 марта 2010 года и материалами пенсионного дела.

Так, постановлениями Правительства Российской Федерации от 06 апреля 1995 года № 311 произведено повышение с 01 апреля 1995 года в 1.3 раза окладов по воинским должностям и званиям, установленных военнослужащим по состоянию на 01 июля 1994 года, в связи с чем пенсия истцу с 01 апреля 1995 рассчитывалась из оклада ... рублей, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 года № 1052 – с 01 сентября 1995 года в 1,54 раза, в связи с чем пенсия рассчитывалась истцу с 01 сентября 1995 года из оклада ... рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1994 года № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» Министру Обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать военнослужащим оклады по воинским должностям с увеличением на 25 % за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Указанное право было реализовано Министром Обороны Российской Федерации, издавшим приказ № 20 от 10 января 1995 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которым военнослужащим выплачивались оклады по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Названный приказ решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 1997 года был признан незаконным (по мотиву отсутствия государственной регистрации и опубликования) со дня его издания.

В связи с этим Министром Обороны Российской Федерации был издан другой приказ от 04 февраля 1998 года № 61, предусмотревший выплату с 01 марта 1998 года военнослужащим месячных окладов по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Одновременно тем же приказом предусматривалось обеспечение с 01 марта 1998 года перерасчета пенсий пенсионерам Министерства Обороны Российской Федерации в соответствии с подп. «б» пункта 14 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, исходя из окладов по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Истцу с 01 января 1995 года перерасчет пенсии произведен не был, в связи с чем решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 21 декабря 2006 года в его пользу с военного комиссариата Оренбургской области была взыскана сумма недоплаченной пенсии с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, в связи с тем, что хотя приказ от 10 января 1995 года № 20 был признан незаконным, однако фактически повышение с 01 января 1995 года денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, имело место, что в силу п. «б» ч.1 ст.49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей» является основанием для увеличения размера пенсий, а иное противоречило бы равенству всех перед законом.

Перерасчет пенсии был произведен истцу с 01 марта 1998 года, что подтверждается представленной справкой военного комиссариата Оренбургской области.

Утверждения ФИО1 о том, что пенсия до увеличения с 01 марта 1998 года должна была быть увеличена ещё с 01 января 1995 года, неосновательны.

Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 04.02.1998 года издавался в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1994 года № 1349 не вновь, а взамен приказа Министра Обороны Российской Федерации №20 от 1995 года. Отличие приказа «61» от приказа №20 в том, что в приказе 1998 года № 61 Министр Обороны Российской Федерации вместо повышения окладов на 25 процентов установил новые должностные оклады путем зачета 25 – процентного повышения, выплачиваемого военнослужащим до 01 марта 1998 года и включения этого повышения непосредственно в должностной оклад.

Следовательно, доводы истца не соответствуют содержанию данного нормативного правового акта, а требования о перерасчете пенсии с учетом повышения должностного оклада с 01 января 1995 года повлекут двойную выплату по одному и тому же основанию, что противоречит п. «б» ст.49 Закона РФ от 12 декабря 1993 года № 4468-1, а так же постановлению Правительства Российской Федерации № 1349 от 07 декабря 1994 года.

Федеральным законом от 07 мая 2002 года № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» внесены изменения в статьи 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся установления размеров окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям и процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В соответствии с этим Федеральным законом с 01 июля 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям устанавливаются в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

В соответствии с данным Федеральным законом Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2002 года № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министру Обороны Российской Федерации применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07 мая 2002 года № 49- ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2002 года № 537 Правительством Российской Федерации 26 июня 2002 года принято постановление № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», которым с 01 июля 2002 года введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министру Обороны Российской Федерации применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Директивой Министра Обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 года № 180/3/390 был установлен временный порядок определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленными с 01 июля 2002 года.

28 декабря 2002 года Министром Обороны Российской Федерации был утвержден Уточненный штатно- тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров ВС РФ. Директивой от 28 декабря 2002 года № 180/21/424 Министр Обороны Российской Федерации возложил на Главное финансово-экономическое управление МО РФ обязанность по проведению тарификации (уточнения) нетиповых штатно- должностных окладов военнослужащих и военных пенсионеров в соответствии с утвержденным перечнем.

Поскольку должность, занимая истцом при увольнении являлась нетиповой, тарификация по нетиповой должности – заместитель начальника учебного отдела по научной работе Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков проводилась Главным финансово- экономическим управлением Министерства Обороны Российской Федерации.

В соответствии с изложенным и Указаниями заместителя Министра Обороны Российской Федерации по финансово- экономической работе от 20 июля 2002 года № 180/13/1-1065, от 22 июля 2002 года № 180/21/195 военный комиссариат Оренбургской области направил в Главное финансово-экономическое управление Министерства Обороны Российской Федерации сведения для тарификации должности истца, указав оклад, из которого исчислена пенсия до 01 июля 2002 года – ... рубля и тарифный разряд – 15, что соответствует данным справки военного комиссариата Оренбургской области о размере оклада, из которого исчислялась пенсия ФИО1

Как следует из материалов пенсионного дела, тарификация должностного оклада по нетиповой должности, занимаемой истцом проводилась дважды – в 2003 году и в 2007 году и истцу с 01 июля 2002 года установлен 23 тарифный разряд. В связи с чем, военным комиссариатом Оренбургской области произведена доплата пенсии с 01 июля 2002 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что пенсия истцу исчислялась правильно и оснований для её перерасчета не имеется.

В связи с изложенным исковые требования ФИО1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требования ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Оренбургский областной суд.

Судья Оренбургского Л.Б. Федотова

Областного суда: