ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 3-47/2011
23 мая 2011 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Золина М.П.,
при секретаре Хохловой О.В.,
с участием: представителя заявителя - прокурора Прошиной Н.И., представителя заинтересованного лица администрации Тверской области - ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда материалы гражданского дела по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 3.6 - 3.8 раздела III и подпунктов «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па (в редакции от 29 декабря 2010 года),
у с т а н о в и л:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 3.6 - 3.8 раздела III и подпунктов «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па (далее - оспариваемое Положение) (в редакции от 29 декабря 2010 года).
В обоснование заявления указал, что пунктами 3.6 - 3.8 раздела III и подпунктами «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY оспариваемого Положения на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области возложены функции государственного экологического контроля.
Другие нормы оспариваемого Положения возлагают на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области функции хозяйственного использования природных ресурсов.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов запрещается, за исключением государственного лесного контроля и надзора.
Запрещение совмещения функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов следует также из содержания статьи 12 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире».
Таким образом, по мнению заявителя, приведенные выше нормы оспариваемого Положения противоречат указанным нормам федеральных законов.
В связи с изложенным, заявитель просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 3.6 - 3.8 раздела III и подпунктов «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY оспариваемого Положения (в редакции от 29 декабря 2010 года).
В судебном заседании представитель заявителя заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора прокурор Прошина Н.И. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации Тверской области ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, ранее представленных в суд, просил в удовлетворении заявления отказать.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству представителя заинтересованного лица в качестве свидетеля ФИО1, суду пояснила, что с октября 2010 года работает в должности заведующей отделом организационно-кадровой работы Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области; за время её работы в указанной должности поступающие из структур федерального уровня документы не содержали указаний о необходимости изменения структуры Департамента, не было таких указаний и в изученных ею ранее поступивших в отдел документах.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в частности, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Следовательно, проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (часть 3 статьи 246, статья 248, часть 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия нормативного правового акта, и его законность возложена на органы и лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па, опубликованным в газете «Тверская жизнь» № 154 от 17 августа 2010 года, утверждено Положение о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.
Постановлением Администрации Тверской области от 22 марта 2010 года № 118-па, опубликованным в газете «Тверская жизнь» № 67 от 10 апреля 2010 года, оспариваемое Положение изложено в новой редакции.
Постановлениями Администрации Тверской области от 04 июня 2010 года № 262-па и от 29 декабря 2010 года № 652-па, опубликованными в газете «Тверская жизнь», соответственно № 113 от 19 июня 2010 года и № 15 от 29 января 2011 года, внесены изменения в отдельные пункты оспариваемого Положения.
Форма, порядок принятия и введения в действие оспариваемого Положения и изменяющих его нормативных правовых актов администрацией Тверской области соблюдены и заявителем не оспариваются.
Оспариваемое Положение и изменяющие его нормативные правовые акты опубликованы в газете «Тверская жизнь», вступили в силу, размещены в электронных информационно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».
Таким образом, оспариваемое Положение является действующим нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, законность которого может быть предметом судебного рассмотрения.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции) запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Данное положение не применяется при осуществлении государственного лесного контроля и надзора.
В соответствии с пунктом 3.6 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области уполномочен осуществлять государственный контроль и государственный контроль и надзор:
а) в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Тверской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
б) за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (государственный охотничий контроль и надзор) на территории Тверской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (государственный охотничий контроль и надзор), находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
в) за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;
г) за оборотом продукции охоты;
д) за использованием и охраной водных объектов на территории Тверской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному контролю и надзору;
е) за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Тверской области в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
ж) за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
з) за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) за осуществлением платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
к) за организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
л) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии с пунктом 3.7 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области осуществляет рассмотрение административных дел и принятие решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и граждан за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3.8 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области осуществляет утверждение планов проведения проверок в рамках осуществления государственного контроля и надзора.
В соответствии с подпунктами «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право:
обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, объектов животного мира, водного и иного природоохранного законодательства;
ограничивать, приостанавливать и запрещать использование водных объектов, находящихся в собственности Тверской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предъявлять иски о возмещении и (или) предотвращении вреда окружающей среде, объектам животного мира, природным ресурсам, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации;
выносить постановления о привлечении юридических и физических (должностных) лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 53, государственный экологический контроль состоит из:
государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
государственного земельного контроля;
государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
государственного экологического контроля во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
государственного экологического контроля в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
государственного экологического контроля на континентальном шельфе Российской Федерации;
государственного лесного контроля и надзора;
государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал.
Таким образом, приведенными выше пунктами 3.6 - 3.8 раздела III и подпунктами «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области возложены функции осуществления государственного экологического контроля, в том числе видов государственного экологического контроля, не относящихся к государственному лесному контролю и надзору.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) в сфере охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области осуществляет следующие функции:
а) осуществляет:
- организацию сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- охрану водных биологических ресурсов в соответствии с федеральным законодательством;
- принятие мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Тверской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- ведение государственного учета численности объектов животного мира и государственного кадастра объектов животного мира в пределах Тверской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим представлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
- взаимодействие с правоохранительными и другими органами по вопросам охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания;
- подготовку проектов правовых актов Администрации Тверской области, Губернатора Тверской области по вопросам охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством;
- сбор и подготовку материалов для установления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- проведение необходимых действий при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Тверской области;
- выдачу, замену и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном законодательством;
- заключение охотхозяйственных соглашений на территории Тверской области;
- разработку и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи и норм пропускной способности охотничьих угодий;
- принятие решения о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения;
- подачу заявок на организацию и проведение аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определение начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения;
- определение размера денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на право заключения охотхозяйственного соглашения;
- определение существенных условий охотхозяйственного соглашения;
- содействие созданию и развитию рыбоводных и рыболовных хозяйств всех форм собственности на базе естественных и искусственных водоемов;
- подачу заявок на организацию и проведение конкурсов по предоставлению рыбопромысловых участков для осуществления рыболовства и товарного рыбоводства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- формирование перечня рыбопромысловых участков Тверской области;
- определение границ рыбопромысловых участков Тверской области;
- организацию и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства в соответствии с федеральным законодательством;
- заключение договоров пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общие допустимые уловы которых не устанавливаются;
б) выдает:
- разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
- разрешения на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
- разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
- разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
в) распределяет:
- квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства между пользователями водными биоресурсами;
- промышленные квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в пресноводных водных объектах;
г) вносит в Администрацию Тверской области:
- предложения по определению видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Тверской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- предложения по установлению лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- предложения по ограничению, приостановлению и запрещению пользования отдельными объектами животного мира на определенных территориях, акваториях Тверской области на определенные сроки, за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- предложения, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи на территории, акватории Тверской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- предложения по формированию перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) в сфере водных отношений департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области осуществляет следующие функции:
а) устанавливает:
- ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Тверской области, порядок расчета и взимания такой платы;
- перечень объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
б) принимает участие:
- в деятельности бассейновых советов;
- в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
в) осуществляет:
- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации;
- меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области;
- меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Тверской области;
- меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Тверской области;
- меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Тверской области;
- резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности Тверской области, в том числе заключение договоров водопользования.
В соответствии с пунктом 3.4 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области осуществляет следующие функции:
а) формирует:
- территориальные балансы запасов, кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых;
- совместно с уполномоченным федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования областной перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
- перечень объектов лицензирования Тверской области для проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр Тверской области, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения;
б) осуществляет:
- формирование территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного и местного бюджетов Тверской области;
- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- функции уполномоченного органа при взаимодействии с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения;
- выплату поощрительного или государственного денежных вознаграждений за выявление, открытие и (или) разведку месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области;
- подготовку геолого-экономической и иной информации к условиям проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр Тверской области, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения;
- определение порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
- функции уполномоченного органа при взаимодействии с пользователями недр в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на основании утвержденного технического проекта в границах предоставленных им горных отводов при осуществлении разведки и добычи иных полезных ископаемых или по совмещенной лицензии осуществляющими геологическое изучение, разведку и добычу иных полезных ископаемых;
- утверждение нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения;
в) принимает участие:
- в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
- в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
г) ведет учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
д) выдает и переоформляет лицензии на право пользования недрами в рамках полномочий Тверской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) определяет способ предоставления участков недр Тверской области, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения в пользование на торгах, сроки, порядок и условия проведения таких конкурсов и аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, приведенными выше пунктами 3.2 - 3.4 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области возложены функции хозяйственного использования природных ресурсов, в том числе вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот.
В связи с изложенным, пункты 3.6 - 3.8 раздела III и подпункты «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений), возлагающие на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области функции осуществления государственного экологического контроля, с учетом того, что пунктами 3.2 - 3.4 раздела III оспариваемого Положения (с учетом последующих изменений) на указанный департамент возложены функции хозяйственного использования природных ресурсов, противоречат пункту 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов, и подлежат признанию недействующими.
По мнению суда, приведенные в возражениях доводы о возможности различного толкования понятий хозяйственного использования и использования природных ресурсов, приведенное письмо Минприроды России, возможные трудности при реализации отделения контрольных функций, а также сообщенные суду свидетелем сведения, правового значения для разрешения рассматриваемого заявления не имеют.
Учитывая, что оспариваемое Положение до вынесения решения суда применялось, и на основании него были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать указанные нормы оспариваемого Положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 253, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 3.6 - 3.8 раздела III и подпункты «к» - «н» пункта 4.1 раздела IY Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па (в редакции от 29 декабря 2010 года).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации подачей кассационных жалобы, представления через Тверской областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья М.П. Золин
Мотивированное решение составлено 27 мая 2011 года.
Судья М.П. Золин