ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-47/2013 от 12.08.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-47/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2013 года                 г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

при секретаре Сурковой Т.Ю.,

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Неберт А.В. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Углича и Угличского района № 70 /330-3 от 04.08.2013 года в части регистрации Орфаницкого В.В. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №21,

установил:

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/428-5 на территориальную избирательную комиссию города Углича и Угличского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Углича и Угличского района № 70/330-3 от 04.08.2013 года Неберт А.В. и Орфаницкий В.В. зарегистрированы кандидатами в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №21.

Неберт А.В. обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, в числе представленных Орфаницким В.В. для регистрации документах были представлены справка о расходах и справка о принадлежащем имуществе, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 г. №546, в отношении несовершеннолетней дочери кандидата ФИО1, где в первом документе в графе ИНН никаких сведений указано не было, а во втором документе в графе ИНН указано слово «нет». Поскольку у ФИО1 имеется ИНН, то кандидатом в первом случае не были представлены все необходимые сведения, а во втором случае представлены недостоверные сведения, что в силу подпункта в.2 п.24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) является основанием для отказа в регистрации кандидата. Полагает, что допущенные нарушения существенным образом нарушают его права, поскольку предоставляют преимущества его конкуренту, нарушают принцип равенства прав и обязанностей кандидатов.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Бурыкин Н.С. поддержал заявленные требования.

Председатели территориальной избирательной комиссии города Углича и Угличского района по доверенностям Морозова Т.Н. и Гурин А.Н. с заявленными требованиями согласились, указав на то, что при регистрации кандидата не проверяли достоверность сведений об отсутствии у дочери кандидата ИНН в силу отсутствия соответствующего обращения, но если бы эти обстоятельства были выявлены на стадии принятия решения, то комиссия отказала бы в регистрации кандидата.

Орфаницкий А.В. и его представитель по доверенности Прокофьев М.А. с заявлением не согласились, указав на то, что отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации кандидата в связи с не указанием ИНН в справках предусмотренных не законом, а Указом Президента РФ, кроме того, кандидат не знал о наличии у его дочери ИНН, т.к. за получением ИНН в налоговые органы ни он, ни члены его семьи не обращались и свидетельства о присвоение ИНН не получали, при этом, не указание в справках сведений об ИНН не нарушает прав заявителя, который при заполнении соответствующих справок на своих детей также оставил графу ИНН не заполненной.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (далее Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:

отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 утверждены:

а) Положение о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

б) форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов;

в) форма справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.

Согласно примечаний <4> и <5> «Указывается при наличии» к формам соответствующих справок, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, суд приходит к выводу, что графа в справках, предусматривающая указание на номер ИНН, заполняется при наличии соответствующего номера ИНН. При этом, Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 не приняты нормы, предписывающие при отсутствии ИНН указывать в графе слово «нет», ставить прочерк или иной знак (слово). Таким образом, суд приходит к выводу, что не заполнение графы справок предусматривающей указание на номер ИНН (при его отсутсвии), является допустимым в силу Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 и должно расцениваться, как сообщение кандидатом сведения об отсутствии соответствующего номера ИНН, что при его фактическом наличии может быть отнесено к недостоверному сведению, представленному кандидатом.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Орфаницкий В.В. 26 июля 2013 г. представил в территориальную избирательную комиссию города Углича и Угличского района для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №21 пакет документов, в том числе справку о расходах и справку о принадлежащем имуществе в отношении несовершеннолетней дочери кандидата ФИО1, по формам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 г. №546, где в первом документе в графе ИНН никаких сведений указано не было, а во втором документе в графе ИНН указано слово «нет».

Согласно сообщению Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области №09-25/1/10082 от 08.08.2013 г. по данным Единого государственного реестра налогоплательщиков регионального уровня ФИО1 присвоен ИНН № ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе не выдавалось.

Таким образом, кандидат Орфаницкий В.В. представил в избирательную комиссию недостоверные сведения об отсутствии у своей несовершеннолетней дочери соответствующего ИНН. При этом, кандидат имел возможность узнать о наличии или отсутствии ИНН у своих детей, поскольку при заполнении соответствующих справок мог удостовериться в достоверности вносимых сведений путем обращения в налоговую службу по месту жительства или через открытую поисковую систему на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, но этого не сделал.

В силу п.13 Положения утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года правовые последствия представления недостоверных сведений, указанных в пункте 1 Положения, устанавливаются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, который не предусматривает отказ в регистрации кандидата в случае представления им недостоверных сведений, указанных выше.

Вместе с тем, в случае установления избирательной комиссией факта представления кандидатом недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.1, 3, 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, указанное обстоятельство при условии соблюдения кандидатами формального требования закона о предоставлении необходимых документов, подтверждающих изложенные кандидатами в заявлении сведения, основанием к отказу в регистрации (исключения из списка кандидатов) не является, а является основанием для передачи сведений об этом в средства массовой информации и в информационный бюллетень о кандидате (пункт 8 статьи 33, подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, оснований к отказу в регистрации кандидата Орфаницкого В.В. не имелось, а значит, оспариваемое постановление избирательной комиссии не может быть признано незаконным.

    Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным (п.2 ст.161 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Неберт А.В. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Углича и Угличского района № 70 /330-3 от 04.08.2013 года в части регистрации Орфаницкого В.В. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №21 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок, со дня принятия судом решения.

Председательствующий                            К.Н Игнатов