дело № 3-47/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 08 сентября 2014 г.
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре А.С. Садрутдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан А.Р. Габдуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 09 июня 2014 г. № 3597-IV ГС на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва. Данное постановление было опубликовано в газетах «Республика Татарстан» № 83 от 10 июня 2014 г. и «Ватаным Татарстан» № 83 от 10 июня 2014 г.
28 апреля 2014 г. Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан принято постановление № 24/261, которым полномочия окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Комсомольского района г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Решением территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Набережные Челны Республики Татарстан от 03 августа 2014 г. № 22 ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу № 17.
Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат в депутаты, выдвинутый Татарстанским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2, ссылаясь на осуществленный подотчетными организациями и доверенными лицами кандидата подкуп избирателей Комсомольского одномандатного округа, а также на использование ФИО2 преимуществ служебного положения при проведении избирательной кампании.
Указывал, в частности, на то, что во дворах домов, расположенных на территории Комсомольского одномандатного избирательного округа, проведены детские праздники, на которых детям бесплатно раздавались сладкие подарки, оказывались бесплатные услуги по нанесению «аква – грима», при этом велась агитация за кандидата ФИО2 с использованием рекламного баннера, а также работала общественная приемная данного кандидата в депутаты, где доверенные лица кандидата принимали избирателей.
При открытии 30 июля 2014 г. на территории Комсомольского одномандатного избирательного округа очередного магазина закрытым акционерным обществом «Челны-хлеб», директором которого является ФИО2, им были лично оплачены покупки избирателей (продуктовые наборы), при этом велась агитация за указанного кандидата в депутаты.
Кроме того, по мнению заявителя, ФИО2, злоупотребляя своим служебным положением, безвозмездно использовал в период агитации автомобиль КАМАЗ с государственным номером .... RUS, принадлежащий закрытому акционерному обществу «Челны-хлеб». В помещении магазина № 48 закрытого акционерного общества «Челны-хлеб», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. <адрес>, организована общественная приемная кандидата в депутаты ФИО2, в которой установлен телефон, оргтехника.
На фасадах помещений магазинов закрытого акционерного общества «Челны-хлеб» № 33 по улице Ямашева, <...> по ул. Батенчука, <...> расположенных на территории Комсомольского одномандатного избирательного округа, размещены агитационные плакаты кандидата в депутаты ФИО2.
В судебном заседании представители ФИО1 – ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали.
Представитель ФИО2 – ФИО5, представитель закрытого акционерного общества «Челны-хлеб» - ФИО6, представитель территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Набережные Челны Республики Татарстан – Ю.Г. Следь, представитель Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан – ФИО7 заявленным требованиям возражали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Статьей 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с должностным или служебным положением при проведении предвыборной агитации. Согласно пункту 5 этой статьи под использованием преимуществ должностного или служебного положения в целях применения названного Закона, в том числе понимается:
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт «в»); установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (подпункт «г»).
При рассмотрении дела установлено, что 03 августа 2014 г. во дворе дома № 3/14/2 г. Набережные Челны Республики Татарстан Благотворительным фондом «Важен каждый» был организован детский праздник, на котором присутствующим детям раздавались сладкие подарки за участие в играх, конкурсах, оказывались бесплатные услуги по нанесению «аква – грима». Данный праздник был организован и проведен в соответствии с планом мероприятий указанного благотворительного фонда на 2014 год, утвержденным в 2013 году.
Аналогичные детские праздники во дворах домов С17, 1/7, 10/49, 8/2б, 6/6, 6/7, 3а/40, 19/24, расположенных на территории Комсомольского одномандатного избирательного округа, также были организованы и проведены Благотворительным фондом «Важен каждый» в соответствии с планом мероприятий на 2014 год.
Само по себе участие на указанных праздниках граждан, одетых в одежду с символикой закрытого акционерного общества «Челны-хлеб», которые раздавали сладкие подарки и призы, являющиеся продукцией данной организации, не означает осуществление агитации за кандидата в депутаты ФИО2, работающего руководителем названного предприятия.
Представителями заявителя не представлены доказательства тому, что при проведении упомянутых детских праздников детям или их родителям производилась раздача агитационных материалов, осуществлялась устная агитация за кандидата в депутаты ФИО2, а предъявленные в подтверждение этого факта заявления ФИО8, ФИО9 таковыми не являются, поскольку не содержат прямых сведений об указанных обстоятельствах.
Что касается доводов заявителя о том, что недалеко от места проведения указанных детских праздников была расположена передвижная конструкция с рекламными плакатами кандидата в депутаты ФИО2 и передвижная общественная приемная данного кандидата в депутаты, то они не могут быть положены в основу решения об удовлетворении требований, поскольку доказательств отсутствия случайного совпадения двух указанных событий ФИО1 и его представителями не представлено. При этом суд также учитывает, что о днях работы передвижной общественной приемной кандидата в депутаты ФИО2 территориальная избирательная комиссия Комсомольского района г. Набережные Челны Республики Татарстан уведомлялась.
Не состоятельными являются и доводы заявителя о том, что при открытии 30 июля 2014 г. на территории Комсомольского одномандатного избирательного округа закрытым акционерным обществом «Челны-хлеб» очередного магазина кандидатом ФИО2 были лично оплачены покупки избирателей (продуктовые наборы), при этом велась агитация за указанного кандидата в депутаты.
Описанные события произошли до регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты. Открытие магазина № 57, расположенного по адресу: <...> в районе жилого дома № 9/3б, с торговой маркой «Челны-хлеб» было осуществлено обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Челны-хлеб» в соответствии со стратегией развития данной организации на 2014 г. При этом руководитель закрытого акционерного общества «Челны-хлеб» ФИО2 присутствовал на данном мероприятии в качестве приглашенного гостя. Покупки двух первых покупателей на сумму не более 500 рублей были оплачены обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Челны-хлеб», что подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО10.
Представителями заявителя не представлены доказательства тому, что при проведении мероприятия по открытию указанного магазина происходила раздача агитационных материалов, осуществлялась устная агитация за кандидата в депутаты ФИО2, а предъявленное в подтверждение этого факта заявление ФИО11 таковым не является, поскольку не содержит прямых сведений об указанных обстоятельствах.
В опровержение доводов заявителя о том, что ФИО2, злоупотребляя своим служебным положением, безвозмездно в помещении магазина № 48 закрытого акционерного общества «Челны-хлеб», расположенного по адресу: <...> организовал свою общественную приемную как кандидата в депутаты, в которой установлен телефон, оргтехника, а также о том, что на фасадах помещений магазинов закрытого акционерного общества «Челны-хлеб» № 33 по улице Ямашева, <...> по ул. Батенчука, <...> расположенных на территории Комсомольского одномандатного избирательного округа, разместил агитационные плакаты, представителем кандидата в депутаты ФИО2 представлены договоры об аренде помещений с телефоном и оргтехникой, об оказании услуг по изготовлению агитационных материалов и на размещение наглядной агитации, а также платежные документы об оплате указанных услуг за счет средств избирательного фонда данного кандидата, которые суд признает достоверными.
Утверждения заявителя о том, что ФИО2, злоупотребляя своим служебным положением, безвозмездно использовал в период агитации автомобиль КАМАЗ с государственным номером <***>, принадлежащий закрытому акционерному обществу «Челны-хлеб», являются несостоятельными.
Как установлено в судебном заседании, 18 июля 2014 г. Глава администрации Комсомольского района г. Набережные Челны обратился в закрытое акционерное общество «Челны-хлеб» с просьбой оказать содействие в проведении мероприятий по благоустройству, озеленению и наведению порядка у береговой зоны реки Кама, возле мечети «Тауба», проводимых в соответствии планом мероприятий по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории Комсомольского района на летний период 2014 г. Распоряжением от 18 июля 2014 г. № 247 заместителя генерального директора закрытого акционерного общества «Челны-хлеб» ФИО12 администрации Комсомольского района г. Набережные Челны для проведения указанных мероприятий был предоставлен названный выше автомобиль.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела, изложенные в заявлении доводы об осуществлении подотчетными организациями и доверенными лицами кандидата в депутаты ФИО2 подкупа избирателей Комсомольского одномандатного избирательного округа, а также об использовании ФИО2 преимуществ служебного положения при проведении избирательной кампании, не нашли своего подтверждения, а потому оснований для отмены его регистрации не имеется.
В соответствии с частью второй статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу № 17 ФИО2, выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществленной решением территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Набережные Челны Республики Татарстан от 03 августа 2014 г. № 22, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский