ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-47/2015 от 27.10.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3-47/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 27 октября 2015 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре М.М.О.

рассмотрев с участием представителя административного истца –представителя ООО <данные изъяты>Р.О.С., представителя административного ответчика-представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» В.Т.В., представителя административного ответчика-представителя правительства Ленинградской области Р.А.Г., представителя заинтересованного лица-представителя администрации муниципального образования «Город Всеволожск» С.Ю.А. в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика-представителя Управления Росреестра по Ленинградской области, в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

ООО <данные изъяты> обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просило: установить кадастровую стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес>, в размере их рыночной стоимости равной соответственно:

руб. (по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 16.04.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013;

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 08.10.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 16.04.2013);

руб. (по состоянию на 21.01.2013).

и обязать филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований указано, что общество является собственником названных земельных участков. Установление кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель повлекло необоснованное увеличение земельного налога. Административный истец просил суд принять решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков размере их рыночной стоимости, определенной в представленном отчете об оценке от 01.12.2014 №), с учетом того обстоятельства, что экспертным заключением СРО «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 06.04.2015 , названный отчет об оценке признан соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В ходе судебного разбирательства по делу представителем ООО «<данные изъяты> было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы для установления достоверной величины рыночной стоимости земельных участков. После получения заключения эксперта от 15.08.2015-15.10.2015 административный истец изменил заявленные административные исковые требования, просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости равной соответственно:

земельного участка с кадастровым номером руб. (по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 16.04.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 28.03.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 08.10.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 16.04.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013).

Административный истец также просит обязать ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.

Изначально требования предъявлены к следующим заинтересованным лицам: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и к филиалу названного учреждения по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, правительству Ленинградской области, администрации муниципального образования «<адрес>».

После проведения судебной экспертизы и вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(КАС РФ) административные исковые требования предъявлены к административным ответчикам: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», правительство Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области. В качестве заинтересованного лица указана администрация муниципального образования «<адрес>».

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», правительство Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области привлечено к участию в деле в качестве административных ответчиков, а администрация муниципального образования «<адрес>»- в качестве заинтересованного лица в соответствии с требованиями ст.ст.43,47 КАС РФ.

В судебном заседании представитель административного истца- Р.О.С. измененные административные исковые требования поддерживает по изложенным основаниям, ссылаясь на то, что у суда отсутствуют правовые основания для того, чтобы не доверять результатам проведенной судебной экспертизы. В судебном заседании экспертом даны необходимые объяснения по составленному им заключению. От проведения дополнительной и повторной судебной экспертиз административные ответчики и заинтересованное лицо отказались. От взыскания судебные расходов в виде оплаты госпошлины и стоимости судебной экспертизы представитель административного истца отказывается.

В письменном возражении представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии» В.Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, в частности, что земельные участки относятся к землям населенных пунктов, их кадастровая стоимость установлена исходя из соответствующего удельного показателя, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области» и даты постановки на государственный кадастровый учет(или из даты постановки на государственных кадастровый учет изменений земельных участков, повлекших изменение кадастровой стоимости). Обращает внимание на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером изменена 28.03.2013 в связи с изменением разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 №222. Считает, что представленный отчет об оценке не является надлежащим доказательством. Ссылаясь на требования ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена отчетом об оценке на ненадлежащую дату.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» В.Т.В. возражает против удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной на основании отчета об оценке от 01.12.2014, но не возражает против удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основания заключения судебной экспертизы. Оставляет рассмотрение указанных требований на усмотрение суда.

В письменных возражениях представитель правительства Ленинградской области Я.И.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что представленный отчет об оценке не соответствует требованиям ФСО, а именно: не соответствует принципу существенности(п.4 ФСО№3), отобранные объекты-аналоги несопоставимы по площади, отсутствует необходимая информация об объектах-аналогах, в отчете отсутствует шкала корректировок(п.22 ФСО№1, п.4 ФСО№3). Представитель не соглашается с методикой расчета рыночной стоимости объекта оценки №3. Отмечает, что метод сравнения продаж предполагает сравнение каждого объекта оценки с объектами-аналогами по каждому элементу сравнения, а не сравнение «усредненного» объекта оценки с объектами –аналогами. В нарушение п.8 ФСО №3 и п.19 ФСО №1 в Отчете не указана квалификация привлеченных экспертов. Оценщиком при расчетах применено округление, не предусмотренное федеральными стандартами оценки. Обществом не представлено доказательств, подтверждающих дату изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

В письменном возражении представитель правительства Ленинградской области Р.А.Г. полагает, что заключение судебной экспертизы не может быть признано надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов оценки, так как не соответствует федеральным стандартам оценки, а именно: экспертом не проведен анализ рынка продаж земельных участков Ленинградской области; в экспертном заключении отсутствует обоснование расчетов, производивших определить процентную разницу в курсах валют; из объявления о продаже объекта-аналога №3 достоверно не следует, что снижение стоимости земельного участка произведено на дату июнь 2010 года. В объявлениях о продаже объектов-аналогов не имеется информации о транспортной доступности и обеспеченности объектов-аналогов, при этом в заключении отсутствует анализ характеристик, значение которых оценивается. В заключении эксперта отсутствует шкала корректировок, что предусмотрено п.22 ФСО №1. В результате допущено нарушение п.4 ФСО №3.

В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Р.А.Г. возражает против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, приведенным в письменных возражениях, ссылается на то, что ни отчет об оценке, ни судебная экспертиза не могут быть признаны доказательствами с достоверностью подтверждающими рыночную стоимость объектов оценки. Полагает, что судебным экспертом, по существу, применен тот же метод массовой оценки, без учета индивидуальных особенностей земельных участков. Эксперт не выделил из общего количества объектов оценки, объект оценки с иным видом разрешенного использования, что повлияло на определение рыночной стоимости. В нарушение ч.5 ст.247, ст.248 КАС РФ, п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований. От проведения дополнительной или повторной судебной экспертизы отказалась.

Управление Росреестра по Ленинградской области о слушании дела извещено надлежащим образом. Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился; письменных возражений названным Управлением не представлено. О причинах неявки суд не извещен. Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названного представителя.

В письменном возражении представитель администрации муниципального образования «<адрес>» С.Ю.А. просит в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на то, что возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссии, распространяется на результаты государственной кадастровой оценки, полученные после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона №167-ФЗ и договоры на проведение которой были заключены после истечения указанного срока. Так как государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Ленинградской области проводилась в 2006-2007 годах, то действие Федерального закона №167-ФЗ не распространяется на результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «<адрес>» С.Ю.А. не возражает против удовлетворения заявленных требований по установлению кадастровой стоимостью земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной на основании заключения судебного эксперта, оставляя разрешения требований на усмотрение суда. От проведения дополнительной или повторной судебной экспертизы отказалась.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Р.О.С., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» В.Т.В., представителя правительства Ленинградской области Р.А.Г.,.Г., а также представителя администрации муниципального образования «<адрес>» С.Ю.А., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п/п 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (п. 8 ФСО N 4).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Пунктом 1 постановления правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года №356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области»(далее постановление правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению; постановление правительства Ленинградской области вступило в силу с 1 января 2008 года. Приложение содержит: таблицу с указанием средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов(городского округа) Ленинградской области, перечень видов разрешенного использования, таблицу средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков с разбивкой по кадастровым кварталам.

Постановлением правительства Ленинградской области от 19.03.2009 №63 внесены изменения в постановление правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 с изложением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области в редакции согласно приложению. Действие данного постановления распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 года. К названному постановлению приложены: таблица-средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов(городского округа) Ленинградской области, перечень видов разрешенного использования, таблица- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (по кадастровым кварталам).Названные нормативные правовые акты опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области и являются действующими.

В соответствии с постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 (в редакции постановления правительства Ленинградской области от 19.03.2009 №63) среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по <адрес> составляет <данные изъяты> руб/кв.м (по 1 виду разрешенного использования), <данные изъяты> руб./кв.м. (по 7 виду разрешенного использования); среднее значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по <адрес> составляет <данные изъяты> руб./кв.м.(по 1 виду разрешенного использования).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

В кадастровой справке от 21.04.2015, письменном возражении представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отражено, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.04.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.04.2013 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>, у <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от 28.03.2013 следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, кадастровая стоимость земельного участка 28.03.2013 изменена в связи с изменением вида разрешенного использования с «комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства» на «для размещения объекта начального и среднего образования на 1170 мест». Кадастровая стоимость земельного участка исчислена по состоянию на 28.03.2013 исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты>./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.04.2013 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>, у <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

В кадастровой справки от 21.04.2015, письменном возражении представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указано, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.,категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

В кадастровой справке от 21.04.2015, письменном возражении представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указано, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.03.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.10.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

В соответствии с кадастровой справкой от 21.04.2015, письменным возражением представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.04.2013 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>, у <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

В кадастровой справке от 21.04.2015, письменном возражении представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отмечено, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

Из кадастровой справки от 21.04.2015, письменного возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.04.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.01.2014 ООО <данные изъяты> является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м.,категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, адрес (местонахождения)объекта: <адрес>.

В кадастровой справке от 21.04.2015, письменном возражении представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указано, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.01.2013, его кадастровая стоимость исчислена по состоянию на указанную дату исходя из площади земельного участка и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356, равного <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Кадастровая стоимость названных земельных участков исчислена в соответствии правилами п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель. Вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 №222.

Отчетом от 01.12.2014 оценщиком К.Д.Ю., являющейся членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков»», определена рыночная стоимость земельных участков с указанными ниже кадастровыми номерами в следующих размерах, а именно:

руб. (по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 16.04.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013;

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 08.10.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 21.01.2013);

руб.(по состоянию на 16.04.2013);

руб. (по состоянию на 21.01.2013).

Согласно экспертному заключению экспертов К.И.Б. и Ш.А.Э. некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от 06.04.2015 на отчет от 01.12.2014 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, отчет соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО «НКСО». Выбор оценщиком метода оценки в рамках использованного подхода обоснован, проведен обоснованный отказ от применения доходного подхода и методов оценки земельных участков, содержащих элементы затратного подхода. Расчеты стоимости объектов оценки соответствуют описанным в отчете методам и приведены в отчете в полном объеме и позволяют проверить полученный результат. Расчет выполнен без ошибок и пропусков. Допущения, использованные оценщиком в отчете, обоснованы. Вся использованная в расчетах рыночная информация указана в Отчете, имеет ссылки на источник или содержится в Приложении к отчету. В отчете выявлены технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета, не приводящие к нарушению требований законодательства Российской Федерации. Экспертным советом названной саморегулируемой организации отчет признан соответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Как следует из копии письма от 30.04.2015 заявление ООО <данные изъяты> в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков к рассмотрению не принято.

Так как у участников процесса возникли возражения по поводу произведенной оценщиком оценки земельных участков, то по ходатайству представителя ООО <данные изъяты> на основании ст.79 ГПК РФ определением суда от 28.07.2015 по делу была назначена судебная экспертиза с постановкой перед экспертом следующих вопросов:

«1.Определить рыночную стоимость принадлежащих заявителю(в настоящее время-административному истцу) 15 земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с перечислением их кадастровых номеров и с указанием дат, на которые надлежит определить рыночную стоимость названных земельных участков».

«.2 Допущено ли оценщиком ООО <данные изъяты> в отчете об оценке от 01.12.2014 нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретных объектов оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговых величин рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой?».

Проведение судебной экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты><адрес>

Согласно заключения эксперта К.Д.А. от 15.08.2015-15.10.2015 установлена рыночная стоимость земельных участков в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером руб. (по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 16.04.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 28.03.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 08.10.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 16.04.2013);

земельного участка с кадастровым номером руб.(по состоянию на 21.01.2013).

В ответ на вопрос №2 в заключение эксперта от 15.08.2015-15.10.2015 указано, что оценщиком ООО <данные изъяты> в отчете об оценке от 01.12.2014 не допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретных объектов оценки, и иные нарушения, которые могли бы повлиять на определение итоговых величин рыночной стоимости. Факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, определены правильно, ошибки при выполнении математических действий не допускались, информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной и проверяемой.

В судебном заседании эксперт К.Д.А., допрошенная в соответствии со ст.ст.82,155 КАС РФ, пояснила, что проведенная ею судебная экспертиза не является отчетом об оценке и поэтому не должна соответствовать требованиям ФСО№3; методика исследования экспертом определяется самостоятельно(п.25 ФСО№7). В заключении эксперта исследован не только рынок Санкт-Петербурга, но и рынок Ленинградской области. В результате был сделан вывод о том, что рынки земель Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области имеют черты, позволяющие рассматривать их как единое целое. Подбор аналогов осуществлен на территории Ленинградской области. Отсутствие данных по объекту 4 в экспертном заключении является технической ошибкой эксперта, не влияющей на выводы эксперта. При проведении оценки объектов исследования применялся сравнительный подход. Метод массовой оценки не применялся. Рассмотрение 15 объектов исследования как единого массива обусловлено их одинаковым использованием «для комплексного освоения территории для строительства жилого дома»; при расчетах учтено, что один из участков имеет иной вид разрешенного использования, применена соответствующая корректировка. При этом каждый из 15 участков выступал в качестве объекта исследования. Отбор объектов-аналогов произведен в соответствии с требованиями п.10 ФСО №1. Количество объектов-аналогов законодательством не урегулировано. Разница в размерах рыночной стоимости 15 земельных участков, установленная отчетом об оценке и заключением судебного эксперта обусловлена разными методами, примененными оценщиком и судебным экспертом при вычислениях. Однако, различие в суммах незначительно, с соблюдением порядка цен.

Исследовав приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

С учетом требований ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ, даты постановки земельных участков на кадастровый учет, пункта 8 ФСО №4, суд полагает, что по состоянию на 21.01.2013 определена кадастровая стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами:

С учетом вышеуказанных федеральных норм, кадастровая стоимость следующих земельных участков установлена:

земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 16.04.2013;

земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 28.03.2013(с учетом изменения вида разрешенного использования и соответственного изменения размера кадастровой стоимости);

земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 08.10.2013;

земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 16.04.2013.

Соответственно, по состоянию на указанные выше даты экспертом в заключении от 15.08.2015 -15.10.2015 определена рыночная стоимость указанных выше земельных участков.

В отношении дат, по состоянию на которые судебным экспертом в заключении от 15.08.2015-15.10.2015 установлена рыночная стоимость объектов недвижимости, у участников процесса возражений не имеется.

Оценивая заключение эксперта от 15.08.2015-15.10.2015 , суд отмечает следующее.

В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии сост. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта от 15.08.2015-15.10.2015 мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Возражения представителя правительства Ленинградской области относительно заключения эксперта от 15.08.2015-15.10.2015 касаются методики проведения экспертизы, однако представителем ходатайства о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявлено. Иных доказательств, подтверждающих необоснованность и неправильность выводов заключения эксперта от 15.08.2015-15.10.2015.

Руководствуясь ст.82 КАС РФ и положениями Федерального закона №135-ФЗ суд признает заключение эксперта от 15.08.2015-15.10.2015 надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость перечисленных выше 15 земельных участков, определенную по состоянию на даты их кадастровой оценки.

Согласно требованиям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление. В данном случае заявление поступило в комиссию 29 апреля 2015 года.

Требования ООО <данные изъяты> о возложении на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности внести сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежат, так как в силу положений ст.24.20 Федерального закона №135-ФЗ такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Следовательно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения зазванного требования отсутствуют.

Иные возражения представителя правительства Ленинградской области относительно заявленных требований основаны на неправильном толковании положений федерального законодательства об оценочной деятельности и не являются правовыми основаниями к отказу в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ООО <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости пятнадцати земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес> в размере их рыночной стоимости и об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда удовлетворить в части.

Установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21 января 2013 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, нижеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>:

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21 января 2013 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, нижеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, у <адрес>:

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 16 апреля 2013 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, нижеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>:

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, у <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты> рублей по состоянию на 28 марта 2013 года на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 20 <данные изъяты> рублей по состоянию на 08 октября 2013 года на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления ООО <данные изъяты> о пересмотре кадастровой стоимости названных земельных участков считать 29 апреля 2015 года.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную коллегию Ленинградского областного суда в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2015 года.