ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-47/2015 от 30.04.2015 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3-47/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2015 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Текстильмаш» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Текстильмаш» (далее – ОАО «Текстильмаш») обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением (с учетом уточнений) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 6986 кв.м, расположенного по адресу: ... в размере, равном его рыночной стоимости, 6780000 руб., указав в обоснование заявленных требований следующее.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 6986 кв.м, расположенный по адресу: ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, принадлежит на праве собственности ОАО «Текстильмаш». Согласно кадастровой справке от 23 января 2015 года, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике — Чувашии, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2013 года составляет 16708975 руб. 08 коп.

Посчитав установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, ОАО «Текстильмаш» обратилось в оценочную организацию с целью определения рыночной стоимости данного земельного участка. Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2013 года составляет 6 780 000 руб. Соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа,

осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» от ДД.ММ.ГГГГ

Заявитель полагает, что поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения, то существенное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью нарушает его права в части налогообложения. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 11 ноября 2014 года № 622 отклонено заявление ОАО «Текстильмаш» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером

Ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, на положения статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ОАО «Текстильмаш» просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6986 кв.м, расположенного по адресу: ... в размере, равном его рыночной стоимости, 6780000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя ОАО «Текстильмаш» ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и суду дополнила, что 16 марта 2015 года земельный участок с кадастровым номером разделен на два земельных участка с кадастровым номером площадью 4220 кв.м и с кадастровым номером площадью 2766 кв.м, в связи с чем 27 марта 2015 года прекращено право собственности ОАО «Текстильмаш» на земельный участок с кадастровым номером . В этот же день 27 марта 2015 года зарегистрировано право собственности ОАО «Текстильмаш» на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером , а другой вновь образованный земельный участок с кадастровым номером продан. 31 марта 2015 года земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике ФИО2 просила в удовлетворении заявления отказать, поддержала представленный на заявление отзыв с учетом дополнения, и суду пояснила,

что земельный участок с кадастровым номером разделен на два земельных участка с кадастровым номером и с кадастровым номером , в связи с чем 31 марта 2015 года земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета и с этого времени данный земельный участок прекратил свое существование как объект недвижимого имущества, имеет статус «архивный». Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении объекта недвижимости, снятого с кадастрового учета.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО3 просила в удовлетворении заявления отказать и поддержала представленный на заявление отзыв, согласно которому земельный участок с кадастровым номером разделен на два земельных участка с кадастровым номером и с кадастровым номером , в связи с чем земельный участок с кадастровым номером прекратил свое существование с 27 марта 2015 года, то есть с момента регистрации права собственности на образованные земельные участки с кадастровыми номерами и . В последующем земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета и с этого времени данный земельный участок прекратил свое существование как объект недвижимого имущества. Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении объекта недвижимости, снятого с кадастрового учета.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО4 просил в удовлетворении заявления отказать, поддержав представленный на заявление отзыв.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики ФИО5 просила в удовлетворении заявления отказать, поддержав представленный на заявление отзыв.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г.Чебоксары ФИО6 просила в удовлетворении заявления отказать в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета и прекратил свое существование как объект недвижимого имущества.

Представители заинтересованных лиц Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», общества с ограниченной ответственностью «Премьер-Оценка» в судебное заседание

не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что ОАО «Текстильмаш» на основании договора купли-продажи земельного участка от 31 декабря 2009 года и договора купли-продажи от 15 ноября 2010 года являлось собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 6986 кв.м, расположенного по адресу: ...

Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет 16 июня 2011 года, кадастровая стоимость данного земельного участка была принята равной 16708975 руб. 08 коп.

Поскольку в результате раздела земельного участка с кадастровым номером были образованы два земельных участка с кадастровыми номерами и , то с 27 марта 2015 года прекращено право собственности ОАО «Текстильмаш» на земельный участок с кадастровым номером . Данное обстоятельство подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 28 апреля 2015 года выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 апреля 2015 года , , и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22 апреля 2015 года земельный участок с кадастровым номером площадью 4220 кв.м, расположенный по адресу: ... поставлен на государственный кадастровый учет 16 марта 2015 года, данный земельный участок с 27 марта 2015 года на праве собственности принадлежит ФИО12 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20 марта 2015 года

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22 апреля 2015 года земельный участок с кадастровым номером площадью 2766 кв.м, расположенный по адресу: ... поставлен на государственный кадастровый учет 16 марта 2015 года, данный земельный участок с 27 марта 2015 года на праве собственности принадлежит ОАО «Текстильмаш».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22 апреля 2015 года земельный участок с кадастровым номером площадью 6986 кв.м, расположенный по адресу: ..., снят с государственного кадастрового учета 31 марта 2015 года.

Таким образом, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером прекратил свое существование как объект недвижимого имущества и данному земельному участку присвоен статус «архивный».

Из положений части 3 статьи 1, части 1 статьи 5, пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Согласно пункту 24 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета), если объект недвижимости прекратил существование.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 – 21.1, 25 – 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В пункте 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, что датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без

заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Вместе с тем сохранение сведений об объекте недвижимости не свидетельствует о возможности внесения в них изменений, если такой объект недвижимости снят с кадастрового учета, поскольку это противоречит принципу непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении объекта недвижимости, снятого с кадастрового учета, поскольку он прекратил свое существование.

Принимая во внимание приведенные выше положения законодательства, а также факт прекращения существования земельного участка с кадастровым номером как объекта недвижимости и, следовательно, как объекта гражданских правовых отношений, учитывая, что в настоящее время в государственном кадастре недвижимости не содержится сведений о земельном участке с кадастровым номером , тогда как требования ОАО «Текстильмаш» направлены на установление кадастровой стоимости данного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, прекратившего существование на дату принятия решения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ОАО «Текстильмаш».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Текстильмаш» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 6986 кв.м, расположенного по адресу: ..., в размере, равном его рыночной стоимости, 6780000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.В. Юркина

Мотивированное решение изготовлено 7 мая 2015 года.