ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-488/2016 от 20.06.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №3-488/2016

Верховный суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Уфа 20 июня 2016 года

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салихова Х.А.,

при секретаре Копыловой Е.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Фахретдиновой Ю.Ю.,

представителя ООО «Башкирские распределительные электрические сети» - МЕС

представителей Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - ГАМ, ЗОА, ААР.,

представителя ООО «Энергостройсервис» - ШЗР

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам об оспаривании нормативного правового акта об установлении тарифа,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общество с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети».

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее также ООО «Башкирэнерго») обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее также Комитет) об оспаривании нормативного правового акта об установлении тарифа и, уточнив требования, просит признать постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общество с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» не соответствующим статьям 20, 23 Федерального закона от дата № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 5, 7, 12, 17, 27, 28 (п.п.5), 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 1178, пунктам 19, 22, 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от дата N 98-э, и недействующим полностью со дня его принятия.

В обоснование административного искового заявления указано, что согласно протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... (далее также протокол Комитета), уровень подконтрольных расходов ООО «Энергостройсервис» в 2015 году составлял ... тыс. руб., а на период 2016 год такой уровень определен Комитетом в размере ... тыс. руб.

Вместе с тем, как следует из протокола Комитета, уровень подконтрольных расходов определен Комитетом не методом экономически обоснованных расходов, как это предусмотрено п.11 Методических указаний, а определен путем произведения уровня подконтрольных расходов за период 2015 год - ... и коэффициента индексации - 1,0421 установленного для 2017 года.

Таким образом, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам в нарушение пункта 2 ст.23 Федерального закона «Об электроэнергетике» (принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электрической энергии), а также в нарушение пункта 11 Методических указаний, определил уровень подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» (далее также ООО «Энергостройсервис») при определении размера тарифа в отсутствие экономического обоснования.

Как следует из протокола Комитета, при определении тарифа уровень потерь ООО «Энергостройсервис» был принят Комитетом только на основании норматива и без учета уровня фактических потерь, как это предусмотрено п.38 Основ ценообразования, что привело к необоснованному завышению размера необходимой валовой выручки (далее также НВВ), а следовательно, и размера тарифа.

Таким образом, Комитетом при принятии оспариваемого постановления нарушены положения п.38 Основ ценообразования, что привело к экономической необоснованности размера тарифа, установленного оспариваемым постановлением.

Как следует из протокола Комитета, в НВВ ООО «Энергостройсервис» в составе подконтрольных расходов включены расходы на ремонт основных фондов, в размере ... тыс. руб. на 2016 год, ... тыс. руб. на 2017 год.

При этом, указанные расходы утверждены для осуществления ремонта электросветового оборудования, которое не применяется при оказании услуг по передаче электрической энергии, в связи с тем, что указанное оборудование не является основным средством, используемым при осуществлении указанной регулируемой деятельности, а расходы на его ремонт не подлежали включению в НВВ ООО «Энергостройсервис».

Таким образом, не исключив из НВВ ООО «Энергостройсервис» указанные экономически необоснованные расходы, Комитет нарушил положения п.7 Основ ценообразования.

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан №...-АПГ16-11 от дата постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№..., которым был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирэнерго» на 2015 год, признан недействующим.

Таким образом, установление Комитетом постановлением от дата№... в отношении ООО «Энергостройсервис» долгосрочных тарифов на 2016-2018 годы является незаконным, поскольку расходы ООО «Энергостройсервис», с учетом отсутствия соответствующего тарифа на 2015 год, фактически впервые учтены Комитетом при определении тарифа, установленного оспариваемым постановлением.

Следовательно, оспариваемое постановление нарушает положения п.39 Основ ценообразования, положения п.11 Методических указаний.

Из материалов тарифного дела следует, что Комитет включил в НВВ ООО «Энергостройсервис» в составе арендной платы величину налога на добавленную стоимость и иные необоснованные расходы. ООО «Энергостройсервис» применяет общую систему налогообложения. Налоговое законодательство РФ при применении налогоплательщиком общей системы налогообложения не относит налог на добавленную стоимость к расходам, подлежащим включению в НВВ регулируемой организации и указанным в п.17 Основ ценообразования.

Величина НДС в составе арендной платы учтена Комитетом в НВВ ООО «Энергостройсервис» необоснованно и в нарушение пунктов 7, 17, 28 Основ ценообразования, а размер арендной платы по договору аренды №... от дата не подтвержден документально, поскольку не совпадает с калькуляцией по указанному договору, и, следовательно, необоснован.

Имущество, арендуемое ООО «Энергостройсервис» по договорам № А-006 и А-007, имеющее первоначальную и остаточную стоимость 0 руб., не является амортизируемым и включение Комитетом расходов на его амортизацию в НВВ ООО «Энергостройсервис» является незаконным и нарушает положения п.7, 28 Основ ценообразования.

Устанавливая подлежащий включению в НВВ ООО «Энергостройсервис» размер арендной платы исходя из размера амортизации, Комитет был обязан проверить правильность и обоснованность размера амортизации по договорам аренды, предлагаемого ООО «Энергостройсервис» к учету в составе НВВ, с учетом положений Налогового кодекса РФ. Материалы тарифного дела не содержат каких-либо документов, обосновывающих размер амортизации арендуемого ООО «Энергостройсервис» имущества, учтенного Комитетом в НВВ ООО «Энергостройсервис».

Таким образом, Комитетом нарушены положения пунктов 19, 22, 23 Правил регулирования тарифов, пунктов 2, 7 Основ ценообразования, а размер амортизационных отчислений, учтенный Комитетом в НВВ ООО «Энергостройсервис», является экономически необоснованным.

Величина НДС в составе расходов на ремонт основных средств учтена Комитетом в НВВ ООО «Энергостройсервис» необоснованно и в нарушение пунктов 7, 17 Основ ценообразования.

Расходы на передачу электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям учтены Комитетом в НВВ ООО «Энергостройсервис» незаконно в отсутствие экономического обоснования, поскольку в заявлении об установлении тарифа указанные расходы ООО «Энергостройсервис» не заявлялись и в материалах тарифного дела отсутствуют данные о раздельном учете ООО «Энергостройсервис» деятельности по технологическому присоединению, что исключает экономическое обоснование таких расходов в целом и исключает возможность подтверждения фактического несения указанных расходов.

Имеющееся в материалах тарифного дела штатное расписание ООО «Энергостройсервис» не выделяет персонал, осуществляющий работы по технологическому присоединению, а учетная политика ООО «Энергостройсервис» не содержит данных о раздельном учете по технологическому присоединению.

Устанавливая размер расходов на оплату труда, подлежащих включению в НВВ ООО «Энергостройсервис», Комитет не убедился в том, что включенные в НВВ расходы на оплату труда сотрудников не были учтены ранее при установлении для ООО «Энергостройсервис» тарифа на технологическое присоединение постановлением Комитета №... от дата

Таким образом, Комитетом нарушены пункты 5, 7 Основ ценообразования.

В нарушение п.38 Основ ценообразования и п.9 Методических указаний №...-э Комитет при определении уровня подконтрольных расходов и индекса их эффективности не применил положения Основ ценообразования и п.9 Методических указаний №...-э, в связи с чем, показатели базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов экономически необоснованны.

Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления об установлении тарифа Комитет обладал не всеми материалами, которые представлены Комитетом в суд в составе тарифного дела. Заявление ООО «Энергостройсервис» об установлении тарифа подано в комитет дата, тариф установлен дата, при этом в материалах дела имеется приказ об утверждении учетной политики на 2016 год, который датирован дата

Исходя из пояснительной записки ООО «Энергостройсервис» и предлагаемого им расчета тарифа, при подаче заявки ООО «Энергостройсервис» считал необходимым и предлагал комитету учесть в НВВ ООО «Энергостройсервис» расходы на аренду в размере ... тыс. руб.

В то же время, в своей таблице расчета размера арендной платы ООО «Энергостройсервис» просит принять в расчет тарифа ... тыс. руб.

К заявлению ООО «Энергостройсервис» об установлении тарифа от дата прилагается содержание, из которого следует, что при подаче указанного заявления ООО «Энергостройсервис» представило в Комитет материалы в количестве 46 позиций на 328 листах.

Вместе с тем, в материалах тарифного дела имеется еще одно содержание, в котором указаны представленные в материалы тарифного дела документы в количестве 37 позиций, которые не прилагались к указанному заявлению.

При этом, какие-либо сопроводительные письма, свидетельствующие о предоставлении ООО «Энергостройсервис» дополнительных документов в ходе проводимой Комитетом экспертизы, в материалах тарифного дела отсутствуют, равно как и отсутствуют какие-либо запросы Комитета о предоставлении документов, содержащихся в указанном содержании.

В судебном заседании представитель ООО «Башкирэнерго» МЕС поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем и дополнениях основаниям.

Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее также Комитет) - ГАМ, ЗОА, ААР исковые требования ООО «Башкирэнерго» не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - ГАМ пояснила, что на основании заявления ООО «Энергостройсервис» (далее также организация) и дополнительно представленных материалов Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее также ГКТ РБ) открыто дело № ТЭК-1451/O по установлению тарифа на услуги по передаче электрической энергии (извещение от дата№...).

Экспертиза расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии проведена с дата по дата. Поскольку для заявителя регулирование деятельности на основе срочных параметров применяется впервые с дата, то в силу пункта 4 постановления от дата№... применялся метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей (далее - НВВ) на базовый 2016 год и на 2017 - 2018 годы долгосрочного периода регулирования произведен в соответствии с пунктом 11 Методических указаний №...-э по методу индексации НВВ.

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.

Расчет тарифа выполнен в соответствии с Федеральным законом от дата № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от дата№... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от дата№... «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от дата№...-э и приказом Федеральной службы по тарифам от дата№...-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению, рассмотрения заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов».

В результате проведенного анализа представленных организацией документов Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирские распределительные электрические сети» утверждена необходимая валовая выручка ООО «Энергостройсервис» на содержание электрических сетей на 2016-2018 г.г., определены долгосрочные параметры регулирования ООО «Энергостройсервис», установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирские распределительные электрические сети».

2016 год является первым годом первого долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Базовый уровень подконтрольных расходов организации, связанных с передачей электрической энергии установлен в размере ... тыс. руб. на 2016 год в соответствии с пунктом 12 Методических указаний №...-э.

На 2017 год подконтрольные расходы приняты в размере ... тыс. руб. с коэффициентом индексации 1,0421 к утвержденному уровню подконтрольных расходов 2016 года.

На 2018 год подконтрольные расходы приняты в размере ... тыс. руб. с коэффициентом индексации 1,0392 к утвержденному уровню подконтрольных расходов 2017 года.

Коэффициент индексации рассчитан с учетом уточненного прогноза индекса потребительских цен на 2017 год (105,8%), на 2018 год (105,5%) в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, а также уточненного объема условных единиц организации (рост 0% к уровню 2016 года).

Базовый уровень подконтрольных расходов организации на 2016 г. в размере ... тыс. руб. отражен в приложении №... к Постановлению №..., таким образом, довод административного истца о том, что ГКТ РБ определил базовый уровень подконтрольных расходов на 2016 г., применив коэффициент индексации к уровню 2015 года, несостоятелен и противоречит фактическим данным.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.

Последним истекшим годом на момент расчета и установления тарифов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы (постановление №... принято дата) является 2014 год.

Первым годом регулирования для ООО «Энергостройсервис» является 2015 год, следовательно, уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год не мог быть определен при установлении тарифов на 2016-2018 г.г.

В состав подконтрольных расходов вошли расходы на ремонт основных фондов на 2016 год - ... тыс. руб., на 2017 год - ... тыс. руб., на 2018 год - ... тыс. руб. Данные расходы определены в соответствии с планом проведения ремонтных работ (с учетом нормативного объема работ, предусмотренного технической документацией оборудования) на электросетевом оборудовании ООО «Энергостройсервис» на 2016-2018 г.г., локально-сметных расчетов на проведение ремонтных работ. Расчетные значения расходов (объемов работ) соответствуют расходам организаций имеющих аналогичную структуру и действующей технологической и экономической основы функционирования электроэнергетики, требований технических регламентов (утв. Приказом Минэнерго РФ от дата№... «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации»).

Программа проведения ремонтных работ отображает график технического обслуживания, капитального ремонта, а также состав комплексов работ по техническому обслуживанию и ремонту. Обосновывающие материалы целесообразности проведения ремонтных работ представлены в материалах дела.

Поскольку на момент установления индивидуальных тарифов на 2015 год ООО «Энергостройсервис» являлось сетевой организацией, государственное регулирование тарифов в отношении которой ранее не осуществлялось, ГКТ РБ в соответствии с Основами ценообразования при установлении тарифа был применен при расчете метод экономически обоснованных расходов.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от дата по делу №...га-763/2015 было отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО «Башкирэнерго» о признании несоответствующим закону и недействующим постановления ГКТ РБ от дата№....

Решение Верховного суда РБ отменено Определением Верховного Суда Российской Федерации №...-АПГ16-11 от дата и принято новое решение, которым постановление ГКТ РБ от дата№... признано недействующим со дня вступления в законную силу определения, т.е. с дата.

ООО «Энергостройсервис» обратилось в ГКТ РБ с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016-2018 г.г. дата.

Экспертиза представленных в тарифное дело материалов проведена с
дата по дата, по итогам проведения которой
принято оспариваемое постановление ГКТ РБ от дата№... «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирские распределительные электрические сети».

Учитывая, что ООО «Энергостройсервис» осуществляло регулируемую деятельность в период 2015 года, и оказывало услуги по передаче электрической энергии по установленным ГКТ РБ тарифам, которые являлись на момент расчета и установления тарифа действующими, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки при установлении тарифов на 2016-2018 годы ГКТ РБ применен законно и обоснованно.

Ссылка истца на пункт 39 Основ ценообразования является необоснованной, поскольку данный пункт распространяет действие на ежегодную корректировку валовой выручки, при том, что первая ежегодная корректировка валовой выручки для организации ООО «Энергостройсервис» предусмотрена только в 2017 году, т.е. на втором году первого долгосрочного периода регулирования, поскольку в первый год долгосрочного периода регулирования валовая выручка не подлежит корректировке.

При установлении тарифов ГКТ РБ в статью затрат «Плата за арендную плату» включил сумму в размере ... тыс. руб., состоящую из арендной платы по двум договорам от дата №А-001 и от дата №А-003.

Полный размер арендной платы по совокупности договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, представленных в ГКТ РБ, составляет ... тыс. руб. в год и заявлен ООО «Энергостройсервис» в расчетных таблицах, согласно приложениям к приказу ФСТ России от дата№...-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Однако, понимая, что ГКТ РБ при установлении тарифа должен руководствоваться пунктом 28 Основ ценообразования и в полном объеме заявленный размер арендных платежей принять не может, ООО «Энергостройсервис», учитывая положения подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования, представило дополнительный расчет арендной платы, в размере, не превышающем размер амортизации относимой на арендуемое имущество, а в случае с договором от дата №А-003 арендная плата во много раз ниже размера амортизации, относимой на арендуемое имущество.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды от дата №А-001, заключенному между ООО «Энергостройсервис» и ООО «Уфа-Энерго», арендная плата за пользование имуществом составляет ... руб. в месяц, в т.ч. НДС ... руб. Годовая арендная плата составляет: ... (НДС)) руб. = ... руб.* 12 месяцев = ... руб.

В соответствии с Приложением 1 к данному договору годовая амортизация составляет: ... руб. (ТП - ... + ... руб. (ТП - 5212) + ... руб. (ТП - ...) = ... руб.

Таким образом, размер арендной платы по договору аренды от дата №А-001 даже меньше величины амортизации, относимой на арендуемое имущество.

Соответственно, утверждение ООО «Башкирэнерго» о включении в арендную плату НДС лишено оснований.

В силу пункта 2.1 договора аренды от дата А-003, арендная плата составляет ... руб. в месяц, в т.ч. НДС ... руб. Годовая арендная плата без учета НДС составляет: (... (НДС)) руб. х 12 месяцев = ... руб.

Приложение 1 к договору содержит размер амортизации ТП - ..., который составляет ... руб. в год.

Таким образом, арендная плата по договору от дата А-003 многократно меньше величины амортизации, относимой на арендуемое имущество.

Арендная плата по договорам аренды от дата №А-001 и от дата №А-003 составляет соответственно ... руб. и ... руб., итого ... руб.

По предложению регулируемой организации ООО «Энергостройсервис» в показатель «Плата за арендную плату» ГКТ РБ включена сумма в меньшем размере ... тыс. руб., состоящая из арендной платы по двум договорам от дата №А-001 и от дата №А-003 и включающая в себя только размер амортизации.

Иные договоры аренды, на которые ссылается административный истец, не включены в состав показателя «Плата за арендную плату».

Расходы на аренду определены Комитетом по тарифам в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования, т.е. в размере, не превышающем размер амортизации.

При установлении тарифов Комитет в статью затрат «Плата за арендную плату» включил сумму в размере ... тыс. руб., состоящую из арендной платы по двум договорам от дата №А-001 и от дата №А-003.

Описанные в дополнении к исковому заявлению договора аренды №№ А-006, А-007 не приняты в расчет арендной платы ГКТ РБ. Размер арендной платы, установленный сторонами договора (по имуществу, имеющему остаточную стоимость 0 руб.) правомерно исключен ГКТ РБ из расчета необходимой валовой выручки.

При проведении экспертизы тарифа, необоснованные затраты ООО «Энергостройсервис», в т.ч. по аренде имущества, были исключены ГКТ.

Раздел 3 заключения ГКТ РБ называется «Оценка достоверности данных» и содержит Оценку достоверности данных, представляемых регулируемыми организациями, проведенную в пределах компетенции ГКТ РБ.

Как следует из заключения, ГКТ РБ проведен перекрестный анализ данных, представленных в тарифном деле ООО «Энергостройсервис», на предмет их сопоставимости в различных отчетных формах и раскрытия на официальном сайте организации.

В результате проведенного анализа разночтений по представленным и раскрытым данным не выявлено.

Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и
величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организации, осуществляющей регулируемую деятельность раскрыт в разделе 7 Заключения Комитета.

Утверждение истца о том, что затраты на ремонт определены ГКТ РБ на основании 3-х локальных сметных расчетов опровергаются заключением по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО «Энергостройсервис», на 2016-2018 г.г.

Согласно заключению, расходы на ремонт основных фондов определены комитетом в соответствии с планом проведения ремонтных работ на 2016 г.

ГКТ РБ проведена проверка обоснованности и целесообразности выполнения работ, в обоснование целесообразности ООО «Энергостройсервис» представлены дефектные акты на оборудование (пункт 82 документов на электронном носителе). Кроме того ГКТ РБ произведен сравнительный анализ объема расходов (цен, объемов) на ремонтные работы с прочими сетевыми организациями региона имеющими аналогичную структуру, что следует из текста заключения.

Локальные сметные расчеты разработаны ООО «Энергостройсервис» для подтверждения объема (состава) комплекса выполняемых работ и не являются подтверждением конечной стоимости выполняемых работ, а лишь ориентировочно определяют стоимость работ.

При этом в отсутствие представленной ООО «Энергостройсервис» информации, указанной в п.29 Основ ценообразования, включая официальную статистическую информацию, а также в отсутствие каких-либо объективных данных, ставящих под сомнение размер предлагаемых к учету цен общества, регулирующий орган правомерно руководствовался п.31 Основ ценообразования и использовал в расчетах метод экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность и имеющими с ООО «Энергостройсервис» аналогичную структуру.

Отдельным нормативно-правовым актом - постановлением ГКТ РБ от дата№... «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» на территории Республики Башкортостан и определении выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения» определен размер указанных расходов.

Соответственно опровергаются доводы истца о не заявлении ООО «Энергостройсервис» указанных расходов в тарифном деле до 1 мая, поскольку они были заявлены до дата отдельным пакетом документов и должны учитываться регулирующим органом, в соответствии с действующим законодательством, в тарифе на услуги по передаче электрической энергии.

Отсутствие данных о ведении раздельного учета само по себе не может являться основаниям для не включения прямых затрат организации в необходимую валовую выручку. Истцом не представлены доказательства двойного учета каких-либо затрат ООО «Энергостройсервис», поэтому доводы истца должны быть отклонены. Более того какие-либо косвенные (общехозяйственные, общепроизводственные) расходы не включены в расчет необходимой валовой выручки, и, соответственно, данные расходы покрываются ООО «Энергостройсервис» за счет нерегулируемых видов деятельности.

При расчете базового уровня подконтрольных расходов (в
соответствии с п.12 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от дата№...-э), связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются в числе прочего затраты на оплату труда, определяемые на основе пункта 27 Основ ценообразования.

В материалы тарифного дела ООО «Энергостройсервис» представило штатное расписание участка по передаче электрической энергии, что отражено в заключении ГКТ РБ, хотя у организации и есть прочий персонал, занимающийся прочими видами деятельности, в т.ч. технологическим присоединением потребителей.

Комитетом в расчет необходимой валовой выручки приняты 28 единиц персонала, являющихся прямым производственным персоналом организации, относимым на услуги по передаче электрической энергии, что также отражено в заключении ГКТ РБ, хотя организацией заявлено 44 единицы персонала. Управленческий персонал, косвенно относящийся к регулируемой деятельности, в полном объеме исключен из расчета ГКТ РБ, что также подтверждается заключением и расчетом ГКТ РБ.

Из этого следует, что ГКТ РБ не просто убедился в отсутствии двойного учета расходов, а в полном объеме исключил весь косвенно относящийся к регулируемому виду деятельности персонал. Ввиду этого отсутствует любая, даже теоретическая возможность двойного учета затрат.

Показатель индекса эффективности подконтрольных расходов, утвержденный для ООО «Энергостройсервис», установлен органом регулирования в соответствии с пунктом 14 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от дата№...-э на уровне, обеспечивающем достижение значения рейтинга эффективности на конец первого года периода регулирования и находится в рамках, установленных Методическими указаниями.

ООО «Энергостройсервис» обратилось с заявлением об установлении тарифов дата, приложив к заявлению обосновывающие документы на 328 листах (опись материалов прилагалась всего по 84 пунктам), в том числе на электронном носителе (Диск CD-R).

дата ГКТ РБ уведомил ООО «Энергостройсервис» об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии ввиду несоответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (в соответствии с постановлением Правительства РФ от дата№... «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям»).

Извещением ТЭК-1451/O от дата было открыто дело об установлении тарифов на передачу электрической энергии для ООО «Энергостройсервис», после того, как ООО «Энергостройсервис» представило дополнительные документы письмом от дата№... (вх. №... от дата) с приложением на 220 страницах, письмом от дата№... (вх. №... от дата) с приложением на 102 листах, письмом от дата№... (вх. №... от дата) с приложением на 2 листах, письмом от дата№... (вх. №... от дата) с приложением договоров.

При этом, согласно приложенному содержанию, организацией представлены документы на 328 листах, также в пункте 3 данного содержания указано на представление расчетных материалов на электронном носителе, в котором представлены документы по пунктам 47-84.

Как следует из содержания приложенных документов, а именно пункт 36, Раздел «Учредительные документы», на страницах 191-214 приложена учетная политика организации. Согласно странице 191 тарифного дела имеется приказ №... от дата «Об утверждении учетной политики на 2016 год». Данный документ имеет штамп «Копия верна» с подписью директора организации ШВЕ аналогичным образом заверены все представленные материалы. Все листы учетной политики парафированы одинаковым образом.

Следовательно, устанавливая тариф на 2016-2018 г.г. ГКТ РБ имел в наличии документ об утверждении учетной политики на 2016 год и дату «31.12.2015», которая указана в приказе, посчитал как опечатку, которая на принятое ГКТ РБ решение не повлияла. Сама учетная политика, утвержденная указанным приказом, принята в соответствии с требованиями и нормами Федерального закона №... от дата «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ №...н от дата, положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина РФ №...н от дата, Налоговым кодексом РФ, и проверена экспертом ШРА на соответствие и правильность. В результате чего, сомнений у ГКТ РБ в данном документе не возникло.

Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ЗОА, ЗОА пояснения представителя ГАМ поддержали.

Представитель ООО «Энергостройсервис» ШЗР в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований ООО «Башкирэнерго» отказать и пояснила, что базовым при установлении тарифа 2015 год не являлся, базовым являлся 2016 год - первый год долгосрочного периода.

Расходы на аренду определены Комитетом по тарифам в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования, т.е. в размере, не превышающем размер амортизации. Арендная плата по договорам аренды от дата №А-001, от дата №А-003 состоит только из амортизации.

По предложению ООО «Энергостройсервис» в показатель «Плата за арендную плату» Комитетом включена сумма в меньшем размере ... тыс. руб., состоящая из арендной платы по двум договорам от дата №А-001 и от дата №А-003 и включающая в себя только размер амортизации. Иные договоры аренды не включены в состав показателя «Плата за арендную плату».

ООО «Энергостройсервис» представлено для приобщения в тарифное дело штатное расписание именно участка по передаче электрической энергии, а не штатное расписание всей организации, в то время как в организации имеется иной персонал, занимающийся прочими видами деятельности, в т.ч. технологическим присоединением потребителей. Комитетом по тарифам в расчет необходимой валовой выручки приняты только 28 единиц персонала, являющихся производственным персоналом организации, относимым на услуги по передаче электрической энергии. Организацией заявлено 44 единицы персонала, между тем управленческий персонал был исключен из расчета Комитетом.

Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и
величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования
организации, осуществляющей регулируемую деятельность, раскрыт в разделе 7 заключения Комитета. Согласно заключению Комитета, расходы на ремонт основных фондов определены Комитетом по тарифам в соответствии с планом проведения ремонтных работ на 2016 адрес этом проверены обоснованность, целесообразность выполнения работ, в обоснование целесообразности проведения работ представлены дефектные акты на оборудование. Кроме того, Комитетом по тарифам произведен сравнительный анализ объема расходов (цен, объемов) на ремонтные работы с прочими сетевыми организациями региона, имеющими аналогичную структуру, что следует из текста заключения.

Отдельным нормативно-правовым актом - постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» на территории Республики Башкортостан и определении выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения» определен размер указанных расходов. Соответственно опровергаются доводы истца о не заявлении ООО «Энергостройсервис» указанных расходов в тарифном деле до 01 мая, поскольку они были заявлены до дата отдельным пакетом документов и должны учитываться регулирующим органом, в соответствии с действующим законодательством, в тарифе на услуги по передаче электрической энергии.

Показатель индекса эффективности подконтрольных расходов, утвержденный для ООО «Энергостройсервис», установлен Комитетом по тарифам в соответствии с пунктом 14 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от дата№...-э, на уровне, обеспечивающем достижение значения рейтинга эффективности на конец первого года периода регулирования и находится в рамках установленных Методическими указаниями.

Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции.

В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции.

Свидетель ШРА в судебном заседании показал, что он работает главным экспертом в Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам. При установлении тарифов для взаиморасчетов между ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирэнерго» в статью затрат «плата за арендную плату» была включена сумма в размере ... тыс. руб., состоящая из арендной платы по договорам от дата №А-001 и от дата №А-003. Иные договоры аренды в состав показателя «плата за арендную плату» не были включены. В показатель «плата за арендную плату» была включена сумма меньше фактической, то есть в размере ... тыс. руб., поскольку данная сумма была заявлена регулируемой организацией ООО «Энергостройсервис». Данная сумма включает в себя только размер амортизации. В расчет необходимой валовой выручки приняты только 28 единиц персонала, являющихся производственным персоналом, относящимся к деятельности по передаче электрической энергии. Организацией было заявлено 44 единицы персонала, но управленческий персонал был исключен из расчета. Расходы на ремонт основных фондов определены в соответствии с планом проведения ремонтных работ на 2016 г., проведена проверка обоснованности и целесообразности выполнения работ, произведен сравнительный анализ объема расходов (цен, объемов) на ремонтные работы с прочими сетевыми организациями региона, имеющими аналогичную структуру. Дату приказа ООО «Энергостройсервис» об утверждении учетной политики на 2016 г. – дата расценили как описку.

Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, допросив свидетеля ШРА., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от дата N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно п.3 ст.24 Закона об электроэнергетике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), к числу которых относятся цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках.

В силу п.1 ст.23 Закона об электроэнергетике, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений указанного Федерального закона, Правительством Российской Федерации принято Постановление от дата N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Республики Башкортостан является Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее также Комитет) к полномочиям которого относится установление упомянутого тарифа и издание приказов, постановлений и распоряжений по вопросам, входящим в его компетенцию (п. п. 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 6.2 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N 404).

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в энергетике» (далее – Правила регулирования).

Как следует из материалов дела, дата ООО «Энергостройсервис» - организация, осуществляющая регулируемую деятельность, обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО «Энергостройсервис», на 2016-2018 г.г.

дата Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам направил заявителю извещение об открытии тарифного дела № ТЭК-1451/О.

По результатам рассмотрения заявления, Комитетом принято постановление от дата N 919 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общество с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - Постановление от дата N 919).

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что постановление «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирские распределительные электрические сети» от дата№... принято Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам Республики в рамках полномочий, предоставленных Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам (утверждено постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... в редакции от дата).

Данное постановление зарегистрировано в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции дата№..., опубликовано дата на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru и в газете «адрес», №...(28510) от дата, является действующим нормативным правовым актом.

Пунктом 1 Постановления от дата N 919 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирэнерго» согласно приложению №... к настоящему постановлению.

Пунктом 2 указанного Постановления от дата N 919 определены долгосрочные параметры регулирования ООО «Энергостройсервис» согласно приложениям №... и №... к настоящему постановлению.

Разрешая заявленные ООО «Башкирэнерго» требования, суд исходит из следующего.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (абзацы первый - второй пункта 2, абзац восьмой пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 12 Основ ценообразования территориальные сетевые организации, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не могут регулироваться в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности. Данные организации регулируются только по методу экономически обоснованных затрат.

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).

Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, определяются на очередной финансовый год в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.

Приказом Федеральной службы по тарифам от дата N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний).

Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов определен пунктом 52 Методических указаний, согласно которому необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Пунктами 12, 17 Правил установлены порядок обращения с заявлением об утверждении тарифов, требования, предъявляемые к такому заявлению, а также перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении тарифов.

Согласно пунктам 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

Пунктами 16 - 34 Основ ценообразования установлены критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность тех или иных видов расходов.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Энергостройсервис» осуществляет различные виды деятельности, в том числе производство, передачу и распределение электроэнергии, имеет на праве аренды трансформаторные подстанции и иное электрооборудование, осуществляет их эксплуатацию и является в соответствии с действующим законодательством территориальной сетевой организацией.

ООО «Башкирэнерго» также является сетевой организацией, эксплуатирует распределительные электрические сети, расположенные на территории Республики Башкортостан, и оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям услуг; оказывает услуги по передаче электрической энергии, в том числе посредством заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями, в случаях, когда точки поставки электрической энергии потребителей услуг технологически присоединены к электрическим сетям таких смежных организаций.

ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирэнерго» являются смежными сетевыми организациями.

На основе заявления ООО «Энергостройсервис» - организации, осуществляющей регулируемую деятельность, об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО «Энергостройсервис», с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2016-2018 г.г., Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам открыто дело об установлении тарифов.

Согласно заключению по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО «Энергостройсервис», на 2016-2018 г.г., в состав необходимой валовой выручки включены: затраты на оплату труда ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.), на отчисления на социальные нужды ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.), на отчисления на ремонт основных фондов ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.), амортизация основных средств ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.), затраты на арендную плату ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.).

Прибыль ООО «Энергостройсервис» не заявлялась, валовая выручка рассчитана в размере ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Как следует из материалов дела, вопреки доводам административного истца, отраженный в приложении №... к Постановлению от дата№... базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Энергостройсервис» на 2016 в размере ... тыс. руб. определен не путем применения коэффициента индексации к уровню 2015 года.

Также суд не может согласиться с доводом административного истца о включении в необходимую валовую выручку расходов на ремонт электросветового оборудования, поскольку, согласно протоколу заседания Правления Комитета от дата, заключения, в необходимую валовую выручку в составе расходов на ремонт основных фондов включены расходы на ремонт электросетевого оборудования.

Приказом Минэнерго России №... от дата утверждены нормативы технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2015 год, в том числе, для ООО «Энергостройсервис».

Долгосрочные параметры регулирования деятельности организации с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки предусмотрены пунктом 38 Основ ценообразования, согласно абзацу шестому которого одним из таких параметров регулирования является величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования – уровень потерь электрической энергии при её передачи по электрическим сетям).

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.

Последним истекшим годом на момент расчета и установления ООО «Энергостройсервис» тарифов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы является 2014 год, поскольку постановление №... принято дата.

Первым годом регулирования для ООО «Энергостройсервис» является 2015 год, поэтому уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год не мог быть определен при установлении тарифов на 2016-2018 г.г.

Следовательно, Комитетом при определении тарифа, установленного оспариваемым постановлением, был обоснованно принят норматив, утвержденный Приказом Минэнерго России №... от дата

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Энергостройсервис» и ООО «Башкирэнерго» на 2015 год.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от дата по делу №...-АПГ16-11 указанное постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... признано недействующим со дня вступления в законную силу настоящего определения.

Таким образом, довод административного истца о незаконности установления Комитетом в отношении ООО «Энергостройсервис» долгосрочных тарифов на 2016-2018 г.г. со ссылкой на отсутствие соответствующего тарифа на 2015 г. и, соответственно, фактически первичный учет расходов ООО «Энергостройсервис» при определении тарифа на 2016-2018 г.г., суд находит необоснованным, поскольку постановление об установлении тарифов на 2015 г. признано недействующим с дата и действовало на момент вынесения оспариваемого постановления от дата

Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от дата N 598 установлены размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Энергостройсервис" на территории Республики Башкортостан и определены выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения, в связи с чем, необоснованны доводы административного истца о том, что указанные расходы учтены Комитетом в отсутствие экономического обоснования.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По статье «расходы на оплату труда» ООО «Энергостройсервис» заявлены расходы в сумме ... тыс. руб. с учетом численности 44 человека и среднемесячной заработной платой на одного работника ... руб. По статье «Отчисления на социальные нужды» предложены затраты ... тыс. руб.

Из тарифного дела следует, что ООО «Энергостройсервис» функции сетевой организации обеспечиваются собственными силами. При этом общество помимо регулируемой деятельности занимается производством пуско-наладочных работ, работ по проектированию, монтажу, ремонту и обслуживанию средств связи, электромонтажных работ и т.д.

Регулирующий орган проанализировал расчет расходов на оплату труда по форме Таблица П1.16, штатное расписание участка по передаче электроэнергии, расходы организаций, имеющих аналогичную структуру, и принял расходы на оплату труда ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.) и расходы на социальные нужды ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.), исходя из того, что на регулируемой деятельности в обществе заняты 28 человек.

Суд приходит к выводу, что расчет нормативной численности персонала Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам произведен правильно с учетом фактической численности работников, которые осуществляют регулируемую деятельность, - 28 человек. Управленческий персонал из 44 единиц персонала, заявленных организацией, Комитетом исключен из расчета.

При этом суд учитывает, что необоснованное уменьшение численности работников влечет нарушение принципа обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, установленного статьей 6 Федерального закона от дата № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Поскольку Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам снижены затраты по фонду оплаты труда, то отчисления на страховые взносы в процентном размере от фонда оплаты труда соответственно уменьшены.

Поступление в Комитет от ООО «Энергостройсервис» документов, имеющихся в материалах тарифного дела, подтверждается представленными регистрационно-контрольными карточками и выписками из журнала регистрации входящих писем.

Расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами (пункт 34 Основ ценообразования). При этом в силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы (пункту 19 Правил).

Расходы по арендной плате предложены регулируемой организацией в размере ... тыс. руб. В обоснование расходов ООО «Энергостройсервис» в тарифное дело были представлены договоры аренды электросетевого имущества и акты приема-передачи имущества со следующими арендодателями: с ООО «Уфа-Энерго» № А-001 от дата, с ООО «Альфа-Союз» № А-003 от дата, с ООО «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института» № А-006 от дата, с ЗАО «Опытный завод смазок и оборудования» № А-007 от дата, с ООО «Энергосервис» №... от дата.

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам принял расходы по данной статье на сумму ... тыс. руб. (2016 г.), ... тыс. руб. (2017 г.), ... тыс. руб. (2018 г.).

При этом, как усматривается из материалов дела, затраты на арендную плату включены Комитетом исходя из заключенных договоров аренды имущества, таблицы расчета аренды имущества на 2016-2018 г.г., в отсутствие и без учета информации о сумме амортизационных отчислений и налога на имущество, а также иных обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду ООО «Энергостройсервис».

Указанное формирование необходимой валовой выручки не отвечает положениям пункта 28 Основ ценообразования, установленному статьей 6 Закона об электроэнергетике принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не допускающего возложение на конечных потребителей помимо расходов, которые должен нести собственник на содержание и эксплуатацию имущества, расходов сетевой организации на уплату этому собственнику дохода от аренды имущества, а также установленному пунктом 2 статьи 23 этого закона принципу обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающему включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов, в том числе в виде арендной платы, превышающей расходы собственника на содержание переданного в аренду имущества, а также налогов и обязательных платежей, связанных с владением этим имуществом.

В подтверждение размера отчислений в ремонтный фонд ООО «Энергостройсервис» представило графики работ, локальные сметы, дефектные акты, однако данные документы не оценивались регулирующим органом в порядке, установленном пунктом 29 Основ ценообразования, не содержат их экономического обоснования и в отсутствие иных обосновывающих документов не свидетельствуют о необходимости ремонта основных средств.

Приведенные выше доводы Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам относительно определения при установлении тарифов размера арендной платы, амортизации, расходов на ремонт основных фондов материалами тарифного дела не подтверждаются.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «Башкирэнерго».

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено судом и не оспаривается административным истцом, тарифы, установленные оспариваемым постановлением, были учтены в расчетах при вынесении постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Башкортостан». Тарифы, установленные данным постановлением от дата№..., применялись ООО «Башкирэнерго» при расчетах.

Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам об оспаривании нормативного правового акта об установлении тарифа удовлетворить.

Признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями общество с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан Салихов Х.А.