Дело № 3-48/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2013 года г. Ярославль
Ярославский областной суд в составе председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярославской области об отмене и признании незаконным в части постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 06.08.2013 года № 92 /648-5,
установил:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 06.08.2013 года № 92 /648-5 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого Ярославским региональным отделением политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва в составе единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого Ярославским региональным отделением политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы», в территориальной группе №14, под номером 2 в группе.
Прокурор Ярославской области обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что ФИО1 имеет гражданство Российской Федерации и гражданство иностранного государства - <данные изъяты>, поэтому в силу пункта 3.1 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) не может быть избран в органы государственной власти Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Сафонова Е.А. поддержала заявленные требования, дополнительно указав на то, что постановление Избирательной комиссии Ярославской области о регистрации в составе единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии, кандидата, имеющего гражданство иностранного государства, противоречит действующему законодательству, нарушает избирательные права граждан имеющих право участвовать в выборах и голосовать при проведении выборов с соблюдением федеральных законов всеми участниками избирательного процесса и должно быть отменено.
Председатель Избирательной комиссии Ярославской области ФИО2 с заявленными требованиями согласился, указав на то, что при регистрации единого списка кандидатов кандидат, имеющий двойное гражданство в т.ч. гражданство иностранного государства, был зарегистрирован по ошибке.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 с заявлением не согласился, сославшись на то, что положения пункта 3.1 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не соответствуют статье 3 Протокола №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с учетом правового значения, приданного ей толкованием Европейского Суда по правам человека, изложенного в Постановлении от 27 апреля 2010 г. по делу Тэнасе против Молдавии, и не должны применяться в силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ, кроме того, прокурор не имеет полномочий для оспаривания принятого по делу решения Избирательной комиссии Ярославской области.
Представитель Ярославского регионального отделения политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» по доверенности ФИО4 с заявлением не согласился по тем же основаниям.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор, считающий, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Также в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор вправе был подать настоящее заявление в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 и подпунктом "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для его исключения из заверенного списка кандидатов.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что кандидат ФИО1 имеет гражданство Российской Федерации и гражданство иностранного государства - <данные изъяты>, что подтверждается копиями двух паспортов, представленных кандидатом при регистрации единого списка кандидатов.
Таким образом, кандидат ФИО1 должен был быть исключенным решением Избирательной комиссии Ярославской области из единого заверенного списка кандидатов при его регистрации, однако комиссией в нарушение Федерального Закона было принято решение о регистрации единого списка кандидатов включая кандидата не имеющего пассивного избирательного права.
Такое решение должно быть признано незаконным и отменено в части регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты в составе единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого Ярославским региональным отделением политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы».
При этом доводы представителей заинтересованных лиц о нарушении конституционного права ФИО1 быть избранными в органы законодательной власти, являются не убедительными, так как в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 797-О-О, Конституция РФ (ст. 62) допускает возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, допускает возможность специального правового регулирования пассивных избирательных прав указанной категории лиц.
В частности, в п. п. 2 и 2.1 указанного Определения Конституционный Суд РФ отмечает:
"Избирательные права, выступая в качестве элемента конституционного статуса избирателя, в то же время являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.
Конституция РФ, предусматривая в статье 62 (часть 2) специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается по общему правилу с наличием у лица гражданства данного государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека (статья 21), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 25 которого допускает введение обоснованных ограничений права и возможности каждого гражданина быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Из прецедентной практики Европейского суда по правам человека также следует, что право лица выдвигать свою кандидатуру на выборах, несмотря на его важность, не носит абсолютного характера: поскольку статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая это право, не конкретизирует его и тем более не дает ему юридического определения, появляются возможности для введения так называемых подразумеваемых ограничений (Постановление от 2 марта 1987 года по делу "Матье-Моэн... и Клерфейт... против Бельгии"; соответственно, государства достаточно свободны в рамках своего конституционного строя устанавливать статус парламентариев, включая критерии избираемости (Постановление от 1 июля 1997 года по делу "Гитонас... и другие против Греции".
Далее Конституционный Суд РФ в п. 2.1 указывает, что данное ограничение в отношении граждан России, имеющих гражданство иностранного государства, основано на прямом предписании ст. 62 (ч. 2) Конституции РФ и соотносится с юридически обязательными общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
С учетом выше указанного толкования права, суд не находит убедительными и ссылки представителей заинтересованных лиц на Постановление Европейского Суда по правам человека от 27 апреля 2010 г. по делу Тэнасе против Молдавии, где Европейский Суд по правам человека высказался о том, что необходимость обеспечения лояльности государству вполне может составлять законную цель, оправдывающую ограничение избирательных прав и перешел к рассмотрению того, действительно ли мера в рассматриваемом деле, ограничивающая пассивное избирательное право, была направлена на обеспечение лояльности государству с учетом конкретных особенностей развития политической системы Молдавии и аргументированности её возражений по делу.
Согласно п. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ярославской области удовлетворить
Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 06.08.2013 года № 92 /648-5 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого Ярославским региональным отделением политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» в части регистрации кандидата ФИО1, территориальная группа №14, номер 2 в группе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок, со дня принятия решения.
Председательствующий К.Н Игнатов