Дело № 3-49/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 23 декабря 2014 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части подпункта 3 пункта 3.1, подпункта 4 пункта 3.1 Порядка предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), поступивших в виде иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 15.09.2014 N 318
установил:
15 сентября 2014 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 318 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), поступивших в виде иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Республики Саха (Якутия)", опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 51, 20.09.2014, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 48, 22.11.2014.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части подпункта 3 пункта 3.1, подпункта 4 пункта 3.1 названного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 318, в соответствии с которыми для получения субсидий юридические лица, индивидуальные предприниматели ежемесячно до 1 числа представляют в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия):
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или заверенную в установленном Российской Федерацией порядке копию такой выписки, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на предоставление субсидий;
документы, подтверждающие наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании объекта недвижимости, включенного в список пунктов временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
В обоснование доводов прокурор указывает на то, что предоставление названной субсидии является государственной услугой, оказываемой Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия). В связи с этим, по мнению прокурора, процедура предоставления документов, требуемых для получения субсидии, должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ), пунктом 2 части 1 статьи 7 которого предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Кроме того прокурором указывается на то, что подпункт 4 пункта 3.1 названного Порядка вопреки пункту 15 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ не содержит положений, указывающих на возможность истребования у заявителя правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимости только при условии отсутствия сведений о регистрации прав на соответствующие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими: подпункт 3 пункта 3.1 Порядка в части, обязывающей получателей субсидии ежемесячно представлять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или заверенную в установленном Российской Федерацией порядке копию такой выписки, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на предоставление субсидий; подпункт 4 пункта 3.1 Порядка в части отсутствия положений, предусматривающих необходимость представления документов, подтверждающих наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании объекта недвижимости, включенного в список пунктов временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, только в случае отсутствия сведений о регистрации прав на соответствующие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) ФИО1, действующий на основании доверенности от 17.09.2014 г. № ... в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, считает требования об оспаривании нормативного правового акта необоснованными. Указывает на то, что предоставление субсидии, предусмотренной Порядком, исходя из характера и источников данной финансовой поддержки, не является государственной услугой, связанной с функциями и полномочиями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с чем, положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, по мнению представителя заинтересованного лица, на данные правоотношения не распространяются.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
15 сентября 2014 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 318 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), поступивших в виде иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Республики Саха (Якутия)", опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 51, 20.09.2014, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 48, 22.11.2014.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Из содержания пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" следует, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 132.1 Бюджетного кодекса РФ иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Оспариваемое постановление Правительства Республики Саха (Якутия) принято в целях реализации Постановления Правительства РФ от 22 июля 2014 г. N 692 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения".
Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2014 г. N 692 обязательным условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации на исполнение которого предоставляются иные межбюджетные трансферты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в частности, принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 2 названной правовой нормы определено, что упомянутые расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2). Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Анализ вышеприведенных положений федерального законодательства в их взаимосвязи позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый Порядок регулирует предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), поступивших в виде иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Республики Саха (Якутия).
Установление нормативным правым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации, принятым в соответствии с требованиями части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ перечня документов, необходимых для представления получателями субсидий в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), не может расцениваться как установление завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, как утверждает прокурор.
При рассмотрении заявления суд учитывает, что субсидия - форма финансовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности, предоставление которой направлено не на создание административных барьеров, а на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поскольку представление субъектами предпринимательской деятельности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также документов, подтверждающих наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании объекта недвижимости, включенного в список пунктов временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, обусловлено необходимостью подтверждения соответствия заявителя условиям предоставления субсидий, признание недействующим указанного перечня документов означало бы умаление принципа равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в отборе на выполнение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Республики Саха (Якутия) на условиях предоставления субсидии.
Довод прокурора о том, что в оспариваемом случае, прием Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) документов претендентов на получение бюджетной субсидии является процедурой, подпадающей под действие Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не может повлиять на признание оспариваемых положений регионального нормативного правового акта недействующими.
Оспариваемый перечень документов сам по себе не отменяет предписаний Федерального закона от 27 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", запрещающих требовать у заявителей представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, в связи с чем у суда нет поводов для удовлетворения требований прокурора по основаниям, изложенным в заявлении.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора суд не находит.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании подпункта 3 пункта 3.1, подпункта 4 пункта 3.1 Порядка предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), поступивших в виде иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 15.09.2014 N 318, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 29 декабря 2014 года.