ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-49/2015 от 18.06.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3-49/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Суханове М.А.,

с участием представителя Торопецкого районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ ФИО1, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Торопецкого районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в отношении объектов недвижимого имущества,

установил:

Торопецкое районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ (далее Торопецкое райпо Тверского облпотребсоюза) 27 марта 2015 года обратилось в Тверской областной суд с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком на 02 июня 2011 года, в отношении принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества:

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина , кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

торгового павильона, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

торгового павильона, кадастровый номер (старый кадастровый номер ) в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

павильона , кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

мясного павильона, кадастровый номер (старый кадастровый номер ) в размере <данные изъяты> руб.,

административного здания, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

здания магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы несоответствием кадастровой стоимости указанных объектов их рыночной стоимости, что, по мнению заявителя, затрагивает его права и законные интересы, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества будет являться налоговой базой для исчисления налога на его имущество.

В обоснование данного довода заявитель сослался на п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость.

В судебном заседании представитель Торопецкого райпо Тверского облпотребсоюза ФИО1 заявленные требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в заявлении, пояснила, что право на оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества заявителю предоставлено действующим законодательством как собственнику этих объектов. Реализация этого права в зависимость от принятия на территории Тверской области нормативных правовых актов, определяющих особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, не ставится. Кроме того, защита права предполагает использование мер, направленных, в том числе на предотвращение угрозы нарушения прав и законных интересов. Вопрос определения кадастровой стоимости объектов недвижимости может затрагивать интересы общества в сфере не только налоговых правоотношений, но и гражданского оборота.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ФИО2 возражала против удовлетворения требований заявителя, по основаниям, приведенным в письменных возражениях, где указано, что представленные в материалы дела отчеты об оценке рыночной стоимости не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как приведенная в них информация недостоверна, вводит в заблуждение и нарушает пункт 19 ФСО № 1 и пункт 4 ФСО № 3, оценщики неправомерно отказались от использования сравнительного подхода. Кроме того, установление кадастровой стоимости равной рыночной права заявителя как налогоплательщика налога на имущества организаций не затрагивает, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу для имущества организаций на территории Тверской области.

Заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительство Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Правительство Тверской области в письменных возражениях на заявление со ссылкой на положения статьей 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указало, что на сегодняшний день законодательство Тверской области не устанавливает особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Следовательно, налоговая база по налогу на имущество заявителя определяется как среднегодовая стоимость имущества, а не как его кадастровая стоимость, а требования Торопецкого райпо Тверского облпотребсоюза являются преждевременными. Кроме того, Правительство Тверской области является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу.

Выслушав представителей заявителя и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Торопецкое райпо Тверского облпотребсоюза является собственником следующих объектов недвижимого имущества:

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

павильона , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

мясного павильона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,

магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Право собственности заявителя на данные объекты недвижимости зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимого имуществаот ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии ,от ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Тверской области осуществлялись на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным унитарным предприятием «<данные изъяты>». Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Тверской области являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. По результатам работ был составлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Тверской области по состоянию на 02 июня 2011 года.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года № 4-нп.

Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости от 06 ноября 2014 года и 17 апреля 2015 года, представленным в материалы дела филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, кадастровая стоимость данных объектов, за исключением торгового павильона с кадастровым номером , была определена в рамках проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 02 июня 2011 года в размере:

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина , кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

торгового павильона, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

павильона , кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

мясного павильона, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

административного здания, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

здания магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.

Объект недвижимости с кадастровым номером не был включен в перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была определена органом кадастрового учета в соответствии с п. 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 года № 113.

Кадастровая стоимость торгового павильона с кадастровым номером определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области по состоянию на 03 июля 2014 года в размере <данные изъяты> руб., дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости – 03 июля 2014 года.

Торопецкое райпо Тверского облпотребсоюза провело оценку рыночной стоимости указанных объектов недвижимости с привлечением оценщиков ООО «<данные изъяты>», согласно отчетам которых от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость объектов недвижимости на 02 июня 2011 года составила:

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина , кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

торгового павильона, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

торгового павильона, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

павильона , кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

мясного павильона, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

административного здания, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

здания магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

магазина, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.

Вопреки доводам Управления Росреестра по Тверской области представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости требованиям действующего законодательства не противоречат.

Оценка произведена в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основе собранной оценщиками информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.

Выводы оценщиков о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества основаны на применении затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подхода оценщиками обоснован.

В частности, отказ от применения сравнительного подхода мотивирован отсутствием достаточного количества объектов-аналогов, сходных по своим характеристикам с оцениваемыми, и необходимостью приприменении указанного метода использования значительных корректировок в расчетах, обусловленных различием сравниваемых объектов, что приведет к искажению рыночной стоимости.

Согласно пункту 23 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007года № 256, затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.

Применяя в рамках затратного подхода метод сравнительной единицы, оценщики рассчитали затраты на замещение оцениваемого объекта в соответствии со сборниками укрупненных показателей стоимости строительства и индексов цен в строительстве «Ко-Инвест», что предусмотрено разделом 2 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, и с учетом совокупного устаревания объекта определили его рыночную стоимость на дату оценки.

С целью пересмотра результатов кадастровой оценки объектов недвижимости Торопецкое райпо Тверского облпотребсоюза обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Тверской области. Решениями указанной комиссии от 28 июля 2014 года заявителю было отказано в пересмотре результатов кадастровой оценки, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

В качестве основания заявленных требований Торопецкое райпо Тверского облпотребсоюза указало, что кадастровая стоимость поименованных в заявлении объектов недвижимого имущества затрагивает его права и интересы как налогоплательщика налога на имущество организаций.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 этой же статьи Кодекса установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 январягода налогового периода в соответствии со статьей378.2 настоящего Кодекса.

Из содержания пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ следует, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта1 названной статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, после принятия которого переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Пунктом 7 этой же статьи Кодекса предусмотрено определение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела в Тверской области соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а также перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняты.

При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не затрагивает права заявителя как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Тверской области не используется. Следовательно, у Торопецкого райпо отсутствует правовой интерес в данном деле, в связи с чем оснований для судебной защиты субъективного права заявителя не имеется.

Кроме того, в отношении установления кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером дополнительным основанием отказа в удовлетворении требований общества является отсутствие доказательств, удовлетворяющих требованиям относимости, допустимости и достоверности, подтверждающих ее несоответствие рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно кадастровой справке от 17 апреля 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером была определена органом кадастрового учета в соответствии с указанным Порядком по состоянию на 03 июля 2014 года.

Соответственно, дата, на которую оценщиком была определена рыночная стоимость этого объекта - 02 июня 2011 года не может являться датой, на которую установлена его кадастровая стоимость, а представленный заявителем отчет об оценке не является достоверным доказательством несоответствия кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости.

Вместе с тем, доводы Правительства Тверской области о том, что оно не является надлежащим заинтересованным лицом по делу, безосновательны.

С учетом приведенных выше положений статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса РФ, принимая во внимание, что налог на имущество организаций является региональным налогом, а сведения о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества могут учитываться при определении налоговой базы после принятия соответствующего регионального закона, установление рыночной стоимости таких объектов относится к сфере публичных правоотношений, участниками которыхявляются, в том числе, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. При таких обстоятельствах участие в деле Правительства Тверской области является обоснованным.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Представитель Торопецкого райпо Тверского облпотребсоюза в судебном заседании заявил о том, что заявитель принимает на себя судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде первой инстанции - оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. При таких обстоятельствах указанные судебные расходы относятся на заявителя и взысканию с заинтересованных лиц не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

отказать Торопецкому районному потребительскому обществу Тверского областного союза потребительских обществ в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении:

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- павильона , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- мясного павильона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.,

- магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Гришина

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2015 года.

Председательствующий С.А. Гришина