ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-49/2023
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Середы Л.И.,
при секретаре Щетининой Оксане Раисовне,
с участием в деле:
административного истца – акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск», его представителей ФИО1, ФИО2, ФИО3,
административных ответчиков:
- Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» (далее ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки»), его представителя ФИО4,
- Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия,
заинтересованных лиц:
- Администрации городского округа Саранск, ее представителя ФИО5,
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (Управление Росреестра по Республике Мордовия),
- публично-правовой компании «Роскадастр» (ППК «Роскадастр»),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» об оспаривании решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Саранск» (далее – АО «Газпром газораспределение Саранск», общество) обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об оспаривании решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что АО «Газпром газораспределение Саранск» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№>. Общество считает, что при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденной Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 21 сентября 2022 г. № 90, допущена ошибка, выраженная в использовании недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости, повлекшая необоснованное увеличение арендной платы, что нарушает права общества, как арендатора.
Так, земельный участок в соответствии с Методическими указаниями № П/0336 от 4 августа 2021 г. по виду разрешенного использования «для эксплуатации административного здания» отнесен к 4 сегменту «Предпринимательство». По мнению административного истца, поскольку земельный участок фактически используется обществом для производственных нужд и нужд потребителей, связанных с обеспечением процессов транспортировки газа по трубопроводам, его следует отнести к 6 сегменту «Производственная деятельность».
Решением ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» <№> от 8 августа 2023г. в исправлении ошибки и перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано.
По данным основаниям административный истец просил суд: признать незаконным решение ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» <№> от 8 августа 2023 г. об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>; обязать ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» произвести перерасчет кадастровой стоимости данного земельного участка с учетом отнесения его к 6 сегменту «Производственная деятельность», к коду вида разрешенного использования 3.1.1, коду расчета вида разрешенного использования 03:011 «Коммунальное обслуживание. Здания, сооружения, помещения, используемые в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи (отвод канализационных стоков, водопроводы, линии электропередач, газопроводы, линии связи и подобные линейные объекты)».
Представителем административного ответчика ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» ФИО6 представлены возражения на административное исковое заявления, согласно которым при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> ошибок не допущено, в качестве вида использования земельного участка учтен вид разрешенного использования, содержащийся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представители административного истца АО «Газпром газораспределение Саранск» ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования, представители административного ответчика ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» ФИО4 и заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск ФИО5 просили в удовлетворении иска отказать.
Представители административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия, заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Мордовия (представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя) и ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка <№> от 15 ноября 2005 г. Администрация городского округа Саранск передала ОАО «Мордовгаз» в аренду земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 5193 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях эксплуатации административного здания. Срок аренды установлен до 30 сентября 2045 г.
В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 4.4.2).
Разделом 3 договора предусмотрено, что пользование земельным участком является платным, размер арендных платежей зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
К настоящему времени ОАО «Мордовгаз» переименовано в АО «Газпром газораспределение Саранск», которое является плательщиком арендной платы за пользование указанным земельным участком; общество является корпоративной коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли (статья 6.1 Устава).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22 сентября 2023 г. в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о виде разрешенного использования земельного участка – «для эксплуатации административного здания» (л.д.122-127).
Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 21 сентября 2022 г. № 90 утверждены результаты определения кадастровой стоимости, содержащиеся в отчете №1-ЗУ/2022 об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Мордовия, по состоянию на 1 января 2022 г.
Согласно строке <№> приложения 1 к отчету № 1-ЗУ/2022 земельный участок с кадастровым номером <№> имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации административного здания», отнесен к 4 сегменту «Предпринимательство», код вида разрешенного использования 4.1, код расчета вида использования 04:010 «Деловое управление», кадастровая стоимость участка определена в размере 13 132 178,27 рублей.
24 июля 2023 г. АО «Газпром газораспределение Саранск» обратилось в ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>.
Решением ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» <№> от 8 августа 2023г. в исправлении ошибки и перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано со ссылкой на пункт 2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336, указано, что согласно исходной информации, содержащейся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (Приложение 1.3 отчета № 1-ЗУ/2022), земельный участок с кадастровым номером <№> имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации административного здания; на основе вида разрешенного использования земельного участка ему присвоен код расчета вида использования 04:010 (Деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); код расчета вида использования земельного участка определен верно, наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), в соответствии с частями 1, 14 статьи 21 которого бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; по итогам рассмотрения таких заявлений принимаются решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Согласно части 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (пункт 1); описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункт 2).
Кроме того, частью 13 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28), при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412 (далее также - Классификатор), под кодом 4 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «Предпринимательство» и согласно приведенному в нем описанию на земельном участке с этим видом предусмотрено: размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10. Коду 4.1 соответствует вид - «Деловое управление», которым предусмотрено размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Коду 6 соответствует вид разрешенного использования – «Производственная деятельность», которым предусмотрено размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
Коду 3.1 соответствует вид – «коммунальное обслуживание», которым предусмотрено размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 - 3.1.2. Кодом 3.1.1 предусмотрен вид разрешенного использования – «предоставление коммунальных услуг» (размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).
Приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Методические указания), действовавшие на дату последней государственной кадастровой оценки земельных участков.
Согласно пункту 2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», для целей Указаний в качестве вида использования принимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В остальных случаях в качестве вида использования учитываются вид (виды) разрешенного использования, назначение или наименование объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (абзац 6 пункта 2 Методических указаний).
Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 10 Методических указаний).
Согласно пункту 17 Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона о государственной кадастровой оценке, обеспечивается предоставление сведений ЕГРН, а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии).
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, объединяются в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости.
Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов, в том числе: 4 сегмент «Предпринимательство»; 6 сегмент «Производственная деятельность».
Согласно Приложению № 1 Методических указаний сегмент 4 «Предпринимательство» включает «Деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности)» код вида разрешенного использования 4.1, код расчета вида использования 04:010.
Сегмент 6 «Производственная деятельность» включает «Коммунальное обслуживание. Здания, сооружения, помещения, используемые в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи (отвод канализационных стоков, водопроводы, линии электропередач, газопроводы, линии связи и подобные линейные объекты)» код вида разрешенного использования 3.1, код расчета вида разрешенного использования 03:011.
Как следует из материалов дела, выписки из отчета ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» №1-ЗУ/2022, пояснений лиц, участвующих по делу, сформированный ППК Роскадастр по Республике Мордовия по состоянию на 1 января 2022 года перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - земельных участков (включая спорный земельный участок с видом разрешенного использования «для эксплуатации административного здания») и их характеристик на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, направлялся для согласования в Администрацию городского округа Саранск, замечаний по поводу недостоверных сведений о спорном земельном участке у последней не имелось.
Из возражений административного ответчика следует, что поскольку административным истцом на этапе подготовки отчета о кадастровой стоимости объектов не подавалась декларация о фактическом использовании земельного участка, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, в соответствии с Методическими указаниями № П/0336, были учтены сведения, содержащиеся в ЕГРН, а именно вид разрешенного использования «для эксплуатации административного здания».
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
К числу таких оснований пункт 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 названного Кодекса оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на пересмотр кадастровой стоимости.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> по причине нарушения Методических указаний о государственной кадастровой оценке вследствие неверной сегментации объекта оценки, административный истец, ссылаясь на то, что им на спорном земельном участке, на котором находятся административные здания, осуществляется производственная деятельность в соответствии с основным видом деятельности – транспортирование по трубопроводам газа физическим и юридическим лицам на территории Республики Мордовия, в обоснование своей позиции ссылается на решение Арбитражного Суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. по делу №А39-3578/2014 и решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 г. по делу № 3а-35/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. установлен факт соответствия удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости данного земельного участка 9-му виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», утвержденному по состоянию на 1 января 2007 г.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 г. по делу № 3а-35/2020 установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, утвержденной Приказом Госкомимущества Республики Мордовия № 42 от 27 ноября 2014 г., использовались недостоверные сведения, а именно сведения о 17-м виде разрешенного использования земельного участка, к которому относятся участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, тогда как земельный участок фактически используется обществом для производственных нужд и нужд потребителей, связанных с обеспечением процессов транспортировки газа по трубопроводам, в то время, когда его следовало отнести к числу участков, имеющих 9-ый вид разрешённого использования, - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, на основании чего изменен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 17-го вида разрешенного использования «4186,07 руб./кв.м», на удельный показатель кадастровой стоимости участка для 9-го вида разрешенного использования «726,65 руб./кв. м» и изменена кадастровая стоимость.
На основании данного решения в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной 3 773 493, 45 рублей.
Вышеуказанными судебными актами не установлено, что вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен на иной, следовательно, ссылки административного истца на указанные решения судов являются несостоятельными, поскольку каких-либо изменений в Единый государственный реестр недвижимости относительно непосредственно характеристик земельного участка после их вынесения внесено не было.
Кроме того, при вынесении вышеуказанных судебных решений применялось иное законодательство: Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 г. № 612 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республик Мордовия», Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. №316, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39, утратившие силу на момент проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в 2022 году; применение установленной кадастровой стоимости устанавливалось на определенный период времени, а именно, с 1 января 2019 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.
Ссылка административного истца на вышеуказанные судебные решения, как имеющие преюдициальное значение, несостоятельна, так как в рамках тех дел не разрешался вопрос о правомерности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г.
Таким образом, ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки», принимая решение об отказе в удовлетворении заявления АО «Газпром газораспределение Саранск», обоснованно руководствовалось сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым земельный участок с кадастровым номером <№> имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации административного здания», на основе которого земельный участок отнесен к 4 сегменту «Предпринимательство».
На момент обращения в ГБУ Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка каких-либо сведений о недостоверности информации, имеющейся в Едином государственном реестре недвижимости и подлежащей применению при проведении оценки, обществом представлено не было.
Доказательств, подтверждающих иной фактический вид разрешенного использования при обращении с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, административным истцом не представлено, правом подтверждения фактического использования земельного участка – предоставления декларации о характеристиках объекта недвижимости в рамках подготовки к проведению государственной кадастровой оценки административный истец не воспользовался, декларация им не представлена.
Следует учитывать, что фактический вид использования определяется непосредственно правообладателем и известен только ему, поскольку государственный орган не может заведомо обладать информацией об ином использовании объекта недвижимости без наличия соответствующих доказательств.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что фактическое использование отличается от вида разрешенного использования, указанного в регистрационных данных, не имеется.
Административный ответчик при отказе в удовлетворении требований АО «Газпром газораспределение Саранск» обоснованно исходил из того, что в данном случае следует руководствоваться сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку иной информации о характеристиках объекта недвижимости в адрес административного ответчика не поступало.
Соответственно, заявление истца о допущенных административным ответчиком ошибках при определении кадастровой стоимости земельного участка не соответствует действительности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке административному истцу надлежало представить доказательства несоответствия определения кадастровой стоимости положениям Методических указаний о государственной кадастровой оценке.
Однако таких доказательств в материалы дела не представлено.
Как следует из представленных административным ответчиком возражений на административное исковое заявление и дополнений к ним государственная кадастровая оценка проводилась в отношении объектов, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2022 году, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> с применением сравнительного подхода методом типового (эталонного) объекта в связи с отсутствием достаточной рыночной информации; за эталонную стоимость была принята стоимость 1 кв.м наиболее сопоставимых по ценообразующим характеристикам земельных участков 4 сегмента подгрупп 4.1 Объекты торговли соответствующей территориальной зоны с применением корректирующего коэффициента на ВРИ; корректировка на вид разрешенного использования рассчитана как частное от деления средних значений соотношения удельных рыночных цен с различными видами разрешенного использования земельных участков, аналогичных по остальным параметрам в соответствии со Справочником Статриелт от 1 января 2022 г.; к объектам всех подгрупп применены корректировки: на нахождение в границах зоны с особыми условиями использования территории – охранная зона инженерных коммуникаций, зоны затопления и подтопления, на площадь, на центр города, на наличие газоснабжения. Вид разрешенного использования земельного участка определялся на основании указанного в Перечне вида разрешенного использования - для эксплуатации административного здания, что соответствует требованиям абзаца 6 пункта 2 Методических указаний.
17 августа 2022 г. от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия «Центр кадастровой оценки» получены уведомления о соответствии проекта отчета требованиям к отчету об итогах государственной кадастровой оценки и о соответствии проекта отчета методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с положениями абзаца 6 пункта 2 Методических указаний, исходя из письменного подтверждения уполномоченным органом вида разрешенного использования, спорный земельный участок правомерно отнесен к сегменту 4 «Предпринимательство», код расчета вида использования: 04:010 Деловое управление, код вида разрешенного использования: 4.1.
Таким образом, вопреки доводам административного истца кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в соответствии с требованиями Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336, расчет кадастровой стоимости осуществлен на основании достоверных сведений, при правильном определении условий, влияющих на стоимость объекта оценки, с учетом его целевого назначения и фактического использования в соответствии с договором аренды, ошибок, указанных в части 2 и части 13 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, не допущено.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» об оспаривании решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение суда составлено 19 декабря 2023 г.