ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-4/19 от 03.06.2019 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а-24/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 3 июня 2019 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия ФИО1

при секретаре С.В. Ермаковой,

с участием:

административного истца - общества с ограниченной ответственностью «Торговый Центр», его представителя ФИО2,

административного ответчика - Правительства Республики Мордовия, его представителей ФИО3, ФИО4,

заинтересованного лица - администрации городского округа Саранск, его представителей ФИО5, ФИО6, ФИО7,

заинтересованного лица - ФИО8, её представителя ФИО9,

старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Ю.В. Межевовой, прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Торговый Центр» о признании не действующим в части Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593,

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593 утверждено Положение о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов (далее также - постановление от 25 декабря 2007 г. № 593; Положение; Порядок) (т. 1, л.д. 145-155).

Первоначальный текст документа опубликован официально для всеобщего сведения в издании «Известия Мордовии», № 199-43, 28 декабря 2007 г. (т. 2, л.д. 58-59).

Постановление вступило в силу 28 декабря 2007 г.

Пунктом 6 указанного постановления установлено, что величина годовой арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается по следующей формуле:

Аn = Бр x Квд x S x Кi x Кс, где: Аn - годовая арендная плата в рублях; Бр - базовый размер арендной платы на единицу площади; Квд - коэффициенты, корректирующие размер арендной платы в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке; S - площадь земельного участка в квадратных метрах; Кi - сводный индекс потребительских цен, фактически сложившийся за предыдущий год, рассчитанный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия на основании регистрации цен и тарифов, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года; Кс - поправочный коэффициент для земельных участков, в соответствии с основным видом разрешённого использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений.

Из содержания пункта 7 данного Положения следует, что для расчета годовой арендной платы за пользование земельными участками применяются коэффициенты, корректирующие размер арендной платы в зависимости от вида деятельности арендатора, соответствующего Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), согласно приложению 2.

Приложением 2 к Положению о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов были установлены коэффициенты, корректирующие размер арендной платы за землю в зависимости от вида экономической деятельности арендатора на земельном участке, в том числе под порядковым номером 13.1 «Операции с недвижимым имуществом» был установлен коэффициент от 10,0 до 15,0.

В Положение о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов постановлениями Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 г. № 171, от 21 июля 2008 г. № 325, от 29 декабря 2008 г. № 609, от 16 марта 2009 г. № 95, от 24 августа 2009 г. № 383, от 20 декабря 2011 г. № 484, от 2 мая 2012 г. № 164, от 4 апреля 2016 г. № 169, от 4 октября 2016 г. № 499, от 19 мая 2017 г. № 312, от 6 июля 2018 г. № 364 был внесён ряд изменений (т. 1, л.д. 71-74; т. 1, л.д. 75-78; т. 1, л.д. 79-112; т. 1, л.д. 113; т. 1, л.д. 114; т. 1, л.д. 115; т. 1, л.д. 116-126; т. 1, л.д. 128-129; т. 1 л.д. 130-131; т. 1, л.д. 132-140; т. 1, л.д. 141-144; т. 1, л.д. 162; т. 1, л.д. 163-196; т. 1, л.д. 197-200).

Так, постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 г. № 171 «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в постановление от 25 декабря 2007 г. № 593 внесены изменения, которыми для категории арендаторов, осуществляющими деятельность на земельном участке, подпадающую под код ОКВЭД 8.1 «Операции с недвижимым имуществом» утвержден корректирующий коэффициент 11,8. Текст постановления опубликован в газете «Известия Мордовии» от 14 мая 2008 г. № 69-13 (т. 1, л.д. 132-140; т. 2, л.д. 60-61).

С 16 марта 2009 г. постановлением Правительства Республики Мордовия № 95 «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в постановление от 25 декабря 2007 г. № 593 внесены изменения, которым Приложение 2 изложено в новой редакции, номер кода ОКВЭД 8.1 изменён на номер кода ОКВЭД 70 «Операции с недвижимым имуществом», размер коэффициента остался неизменным. Текст постановления опубликован в газете «Известия Мордовии» от 20 марта 2009 г. № 39-8 (т. 1, л.д. 116-126; т. 2 л.д. 65-66).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 апреля 2016 г. № 169 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия» в постановление от 25 декабря 2007 г. № 593 внесены изменения, в соответствии с которыми номер кода ОКВЭД изменен с 70 на 68 «Операции с недвижимым имуществом», размер коэффициента остался неизменным. Текст постановления опубликован в газете «Известия Мордовии» от 8 апреля 2016 г. № 37-17 и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2016 г. (т. 1, л.д. 79-112; т. 1, л.д. 159-161).

Данная редакция постановления от 25 декабря 2007 г. № 593 в части установления коэффициента, корректирующего размер арендной платы за землю для вида деятельности арендатора на земельном участке по коду ОКВЭД 68 «Операции с недвижимым имуществом» в размере 11,8, действует по настоящее время.

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Центр» (далее также - ООО «Торговый Центр») обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого с учетом дополнений указало, что между администрацией городского округа Саранск и обществом с ограниченной ответственностью «Нина-Тэк» 6 декабря 2002 г. был заключен договор <№> аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, площадью 3871 кв.м, для размещения объекта торговли - магазина.

19 декабря 2012 г. ООО «Торговый Центр» по договору купли-продажи приобрело нежилые помещения, общей площадью 997,3 кв.м, в здании, расположенном на вышеназванном земельном участке, став арендатором по договору аренды <№> от 6 декабря 2002 г. Право собственности зарегистрировано 29 декабря 2012 г.

Расчёт арендой платы за пользование указанным земельным участком производился администрацией городского округа Саранск на основании Положения о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением от 25 декабря 2007 г. № 593.

В соответствии с указанным Порядком размер арендной платы исчисляется на основании кадастровой стоимости земельного участка, с применением коэффициента, корректирующего размер арендной платы в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке, площади земельного участка в квадратных метрах, сводного индекса потребительских цен, фактически сложившегося за предыдущий год, рассчитанного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия на основании регистрации цен и тарифов, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, поправочного коэффициента для земельных участков, в соответствии с основным видом разрешённого использования которыми предусмотрено строительство зданий, сооружений, поправочного коэффициента с кадастровой стоимости земельного участка.

С 1 января 2016 г. в отношении земельного участка, находящегося в собственности ООО «Торговый Центр» применяется коэффициент 11.8.

Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком для ООО «Торговый Центр» с учётом коэффициента от вида деятельности арендатора на земельном участке - 11,8 (код ОКВЭД 68 - операции с недвижимым имуществом) за 2017 год составила 1 046 546 рублей 53 копейки.

Считает указанный коэффициент в размере 11,8 не соответствующим принципу экономической обоснованности, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также нарушающим права ООО «Торговый Центр» как участника рыночных отношений (конкурентность на рынке, извлечение прибыли).

Расчёт арендной платы за земельный участок, принадлежащий ООО «Торговый Центр» на праве аренды, без учёта применения оспариваемого коэффициента 11,8 будет составлять 84 226 рублей 40 копеек.

Также полагает, что установление одного коэффициента в размере 11,8 для всего раздела «операции с недвижимостью», включающего в себя множество видов деятельности, а именно покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным имуществом, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение, деятельность агентств недвижимости за вознаграждение и другое, произведено без какого-либо экономического расчёта, так как каждый вид деятельности имеет свои затратные статьи, существенно отличающихся друг от друга.

Кроме того, кадастровая стоимость доли земельного участка, используемого административным истцом, составляет 5 141 147 рублей 22 копейки, указанный выше размер предъявляемых к оплате ежегодных арендных платежей составляет 18% от его кадастровой стоимости. То есть за пять лет аренды данной доли земельного участка, обществом выплачена выкупная цена практически в полном объёме, тогда как выкупить земельный участок общество не имеет возможности в виду его неделимости и присутствии на нём права хозяйственного ведения.

С учётом уточнений к административному исковому заявлению ООО «Торговый Центр» просит признать не действующим с 1 января 2016 г. коэффициент 11,8, корректирующий размер арендной платы за землю в зависимости от вида экономической деятельности арендатора, установленный Приложением 2 (номер строки по номеру кода ОКВЭД 68) к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённому постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593, в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 г. № 171, от 4 апреля 2016 г. № 169 (т. 1, л.д. 2-6; т. 1, л.д. 218-221).

Административный ответчик - Правительство Республики Мордовия подал письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемый коэффициент, корректирующий размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке был установлен правомерно.

Заинтересованное лицо - администрация городского округа Саранск подало письменные возражения на административный иск, в которых просило отказать в удовлетворении административного иска, поскольку установленные Правительством Республики Мордовия коэффициенты экономически обоснованы.

Заинтересованное лицо - ФИО8 в письменных пояснениях просила удовлетворить административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административный иск поддержала по основаниям, содержащемся в административном исковом заявлении и в дополнениях к административному исковому заявлению.

В судебном заседании представители административного ответчика ФИО3, ФИО4, представители заинтересованного лица администрации городского округа Саранск ФИО5, ФИО6, ФИО7 относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании прокурор Е.В. Умнова дала заключение, в котором полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Заинтересованное лицо ФИО8 и её представитель ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отложить разбирательство дела не просили.

Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО8 - ФИО9 просил административное исковое заявление удовлетворить.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объеме, суд приходит к следующему.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим на день принятия оспариваемого постановления) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (действовавшим на день принятия оспариваемого нормативного акта) предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 42-З «О Правительстве Республики Мордовия» предусмотрено, что Правительство Республики Мордовия на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в пределах своей компетенции издает правовые акты - постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории Республики Мордовия.

Правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Мордовия.

Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия подписываются Главой Республики Мордовия или по его уполномочию Председателем Правительства Республики Мордовия.

Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия опубликовываются и вступают в силу в соответствии с законом Республики Мордовия.

Постановления Правительства Республики Мордовия в течение пяти дней со дня их подписания направляются в Государственное Собрание Республики Мордовия.

Материалами дела подтверждено, что оспариваемое в части постановление от 25 декабря 2007 г. № 593 принято Правительством Республики Мордовия с соблюдением требований законодательства, устанавливающих полномочия данного исполнительного органа, форма нормативного правового акта Республики Мордовия и процедура его принятия соблюдены, данное постановление опубликовано в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда» и по этим основаниям не оспаривается.

6 декабря 2002 г. между администрацией г. Саранска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Нина-Тэк» (арендатор) был заключен договор № 6397 аренды земельного участка, относящегося к землям поселений, общей площадью 3871 кв.м, для эксплуатации магазина по продаже продовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 40-42).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 декабря 2012 г. серии <адрес> ООО «Торговый Центр» на основании договора купли-продажи от 19 декабря 2012 г. является собственником встроенных-пристроенных нежилых помещений в здании, назначение нежилое, общая площадь 997,3 кв.м, этаж 1, расположенных по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 39).

В связи с государственной регистрации административным истцом права собственности на указанные нежилые помещения у него возникли права и обязанности арендаторов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок с кадастровым номером <№> арендуют ООО «Торговый Центр» и ФИО8 (т. 2, л.д. 103-106).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Торговый Центр» является «аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 68.20.2) (т. 1, л.д. 9-14).

Из расчёта арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес> (<№>) следует, что в формуле расчёта годового размера арендной платы на 2016, 2017, 2018, 2019 годы используется корректирующий коэффициент 11,8, предусмотренный номером кода ОКВЭД 68 Приложения 2 к Положению. Данный коэффициент умножается на кадастровую стоимость земельного участка, ставку кадастровой стоимости и сводный индекс потребительских цен, фактически сложившийся за предыдущий год. В 2013, 2014 и 2015 годах использовался коэффициент 7,7. За 2013 год размер арендной платы за пользование спорным земельным участком составлял 759 317 рублей, в 2014 году - 770 196 рублей, в 2015 году - 699 778 рублей, в 2016 году - 1 135 001 рубль, в 2017 году - 1 046 546 рублей 53 копейки, в 2018 году - 974 175 рублей, а в 2019 году составит - 927 275 рублей (т. 1, л.д. 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229).

Согласно платёжным поручениям ООО «Торговый Центр» оплачена арендная плата за земельный участок по договору аренды <№> (т. 1, л.д. 230-246).

ООО «Торговый Центр» включено в перечень арендаторов земельных участков (государственная собственность на земельные участки не разграничена), которым применяется коэффициент, корректирующий размер арендной платы в зависимости от вида деятельности, равный 11,8 (по виду деятельности - операции с недвижимым имуществом), при расчете арендной платы за землю, предоставленный 30 апреля 2019 г. администрацией городского округа Саранск по запросу суда. Указанный коэффициент в отношении ООО «Торговый Центр» применяется с 1 января 2016 г.

В соответствии с положениями части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Следовательно, ООО «Торговый Центр» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку в отношении него применено оспариваемое постановление.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативно-правового акта нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В этой связи постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 в части установления Основных принципов является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, за исключением случаев утверждения ставок арендной платы непосредственно федеральным законом, тогда они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.

К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, где указано, что плата за землю определяется непроизвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего ставки арендной платы, применяемых при расчете величины арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень их доходности и рассчитываемых значений коэффициентов, в том числе с учетом вида осуществляемой деятельности арендаторов на земельных участках.

В свою очередь, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении спорных корректирующих коэффициентов для определения размера арендной платы должно быть доказано путем представления со стороны административного ответчика соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков для той или иной категории арендаторов), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Правительством Республики Мордовия указанные документы не представлены.

Оспариваемым Положением установлен коэффициент, корректирующий размер арендной платы за землю для категории арендаторов, осуществляющих деятельность на земельном участке, относящейся к номеру коду ОКВЭД 68 «Операции с недвижимым имуществом» - 11,8, который для определения годового размера арендной платы за земельные участки умножается на кадастровую стоимость земельного участка, ставку кадастровой стоимости и сводный индекс потребительских цен, фактически сложившийся за предыдущий год.

То есть, оспариваемой нормой введено правовое регулирование размера арендной платы за пользование земельным участком для категории арендаторов, осуществляющих деятельность, относящуюся к коду 68 ОКВЭД «Операции с недвижимым имуществом» Приложения 2.

Обращаясь к доводам административного истца о несоответствии принципам экономической обоснованности коэффициента 11,8, установленного для номера кода 68 ОКВЭД Приложения 2 «Коэффициенты, корректирующие размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке» к Положению о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593, суд приходит к следующему.

Из пояснительной записки к проекту постановления Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» следует, что проект соответствующего постановления Правительства Республики Мордовия разработан в целях регламентирования порядка, предусмотренного пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (т. 2, л.д. 32). Экономическое обоснование применения коэффициента, корректирующего размер арендной платы за землю для категории арендаторов, осуществляющих деятельность на земельном участке, отсутствует. Какие-либо мотивирующие принятие спорного положения расчёты суду не представлены.

При этом из содержания письма Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 17 декабря 2007 г., адресованному Правительству Республики Мордовия по вопросу принятия проекта постановления Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» следует, что при его разработке учтены предложения администраций муниципальных районов Республики Мордовия в части подбора значений коэффициентов, корректирующих размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора (т. 2, л.д. 30-31).

Из письма Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 18 апреля 2008 г., адресованному Правительству Республики Мордовия следует, что при подготовке проекта постановления Правительства Республики Мордовия «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» учтены замечания и предложения Министерства экономики Республики Мордовия, касающиеся исключения из Положения приложения 2, устанавливающее коэффициенты, корректирующие размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке. При этом указано, что в случае исключения данных коэффициентов из алгоритма расчёта размера арендной платы, сумма его будет приравнена к базовому размеру арендной платы, что составляет уровень земельного налога. При этом консолидированный бюджет Республики Мордовия потеряет не менее 40 % доходов от арендной платы за землю. Вместе с тем, применение вышеуказанного коэффициента в расчёте размера арендной платы, предоставляет возможность публичному собственнику земельных участков регулировать арендную плату в зависимости от социальной направленности вида деятельности арендаторов на земельных участках или их доходности (т. 2, л.д. 37-38).

Из пояснительной записки к проекту постановления Правительства Республики Мордовия «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» следует, что Госкомимуществом Республики Мордовия разработаны конкретные значения коэффициентов, корректирующих размер арендной платы в зависимости от вида деятельности арендатора и применяемых для расчета арендной платы за землю, единые для всех районов республики. При их разработке учтены предложения органов местного самоуправления. По тем видам деятельности, по которым выявлены значительные расхождения в значениях коэффициентов, предлагаемых органами местного самоуправления, рассчитаны средние значения этих коэффициентов. В целях более точного и дифференцированного применения видов деятельности для конкретных категорий арендаторов расширен список таких видов с учётом предложений органов местного самоуправления (т. 2, л.д. 52-53).

Таким образом, из представленных административным ответчиком в качестве экономического обоснования вышеназванных пояснительных записок следует, что в них не указано, чем вызвана необходимость ввода этой нормы, как и не указано каким образом и путём какого расчёта выведен коэффициент 11,8. Из них также не следует, когда они были составлены.

Никакие иные первичные документы (расчёты) в обоснование спорного размера коэффициента административным ответчиком суду не представлены.

Пояснительные записки воспроизводят цели и задачи декларационного характера и не содержат никаких упоминаний, конкретных ссылок, относительно размера рассматриваемого коэффициента, поэтому не позволяет сделать вывод о соблюдении принципа экономической обоснованности.

Ссылка административного ответчика на постановление Правительства Республики Мордовия от 22 мая 2006 г. № 201 «О Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Мордовия и предоставленные в аренду без торгов» не может быть принято в качестве подтверждения экономического обоснования при установлении спорного размера коэффициента, поскольку установленные в указанном нормативном правовом акте коэффициенты подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия, тогда как арендуемый административным истцом земельный участок относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Представленные Правительством Республики Мордовия документы, подтверждающие ухудшение экономической ситуации на рынке операций с недвижимым имуществом в виде социально-экономического положения Республики Мордовия и необходимости в связи с этим корректирования размера спорного коэффициента также не могут быть приняты в качестве подтверждение экономического обоснования при установлении коэффициента от вида деятельности арендатора. Из содержания представленных документов невозможно сделать вывод о соблюдении принципа экономической обоснованности.

Не могут быть приняты во внимание и представленные административным ответчиком сведения о рыночной стоимости арендной платы за один квадратный метр аналогичных земельных участков, поскольку метод сопоставления рыночных цен по предложениям аренды земельных участков не основан на принципах определения арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, в связи с чем, не может быть признан многофакторным экономическим анализом необходимости введения оспариваемого коэффициента.

Не является многофакторным анализом для установления спорного коэффициента и доводы Правительства Республики Мордовия, что для расчета коэффициента было взято среднее значение коэффициента в первоначальной редакции постановления (от 10 до 15), равное 12,5, выведенного как среднее значение по отношению размера среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по каждому муниципальному району Республики Мордовия к размеру среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по городскому округу Саранск, с учётом роста индекса потребительских цен, поскольку не свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности ввиду того, что сама по себе кадастровая стоимость земельного участка не отражает его доходность, а лишь определяет его стоимость с учётом ряда экономических характеристик.

Указанная позиция административного ответчика не может быть признана надлежащим доказательством обоснованности введения нового правового регулирования, так как является его мнением по делу.

Таким образом, доказательств того, что Правительством Республики Мордовия при установлении спорного корректирующего коэффициента в размере - 11,8 производились какие-либо расчёты в целях экономического обоснования их введения с учетом соблюдение экономически справедливого баланса интересов арендаторов земельных участков и субъекта по виду деятельности арендатора на земельном участке соответствующей коду 68 ОКВЭД «операции с недвижимым имуществом» в материалы дела не представлено.

Никаких иных документов не представлено и в распоряжении суда не имеется.

То обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого нормативного акта законодательство не предусматривало в качестве обязательного условия приложение экономического обоснования размера установленных корректирующих коэффициентов для расчёта арендной платы за землю, не освобождало Правительство Республики Мордовия установить их непроизвольно, а с учётом тех или иных экономических критериев.

Естественно, с точки зрения проверки действительности нормативного правового акта само по себе установление коэффициента в размере 11,8 ни в коем случае не является недостатком или пороком данной нормы, но императивное соблюдение принципа экономической обоснованности предложенного и утверждённого впоследствии размера коэффициента являлось обязательным.

Более того, в оспариваемое постановление Правительства Республики Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 апреля 2016 г. № 169 были внесены изменения и Приложение 2 изложено в новой редакции. Поэтому при внесении изменений подлежали применению требования постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Установленный Правительством Республики Мордовия коэффициент не является невозможным и не допустимым, но только лишь при обосновании такого повышения (что, по сути, означало бы соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности). Однако, никаких допустимых и надлежащих доказательств экономической обоснованности оспариваемого коэффициента в размере 11,8 не представлено и не имеется, что влечет за собой признание такого коэффициента недействующим.

Утверждать иное не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что установление повышающего коэффициента в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

По мнению суда, установление корректирующего коэффициента для определения арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе, на получение дополнительного дохода в республиканский бюджет. При этом увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при установлении кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Представленные в материалы дела доказательства не содержат многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда и расчетов величины коэффициентов по арендной плате, формулы расчетов коэффициентов в них не имеется.

Таким образом, из представленных документов, невозможно установить каким образом был рассчитан оспариваемый административным истцом коэффициент.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что номер кода ОКВЭД 68 Приложения 2 «Коэффициенты, корректирующие размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке» к Положению о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, а именно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

При указанных обстоятельствах требования ООО «Торговый Центр» о признании не действующим в части Положения о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части четвертой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку в оспариваемой части номер кода ОКВЭД 68 Приложения 2 «Коэффициенты, корректирующие размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке» к Положению о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593 до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, то есть исполненных бюджетов, следовательно суд приходит к выводу о признании его не действующим со дня вступления решения в законную силу.

В свою очередь признание судом оспариваемого положения недействующим с момента его применения, с 16 января 2016 г., как того просит административный истец, повлечёт правовую неурегулированность в этих правоотношениях и может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу пункта 2 части четвёртой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании пункта 2 части четвертой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Торговый Центр» удовлетворить полностью.

Признать номер кода ОКВЭД 68 Приложения 2 «Коэффициенты, корректирующие размер арендной платы за землю в зависимости от вида деятельности арендатора на земельном участке» к Положению о Порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 г. № 593, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия ФИО1

Мотивированное решение суда составлено 10 июня 2019 г.