дело № 3-4/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 февраля 2014 года город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о приостановлении деятельности регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «ФИО8»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – Управление Минюста) обратилось в суд с заявлением, в котором просит приостановить деятельность регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «<данные изъяты>».
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» региональное отделение политической партии обязано представлять в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Данные сведения представляются ежеквартально не позднее, чем через 30 дней со дня окончания квартала.
Органом, уполномоченным на регистрацию политических партий, является Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет свою деятельность непосредственно либо через территориальные органы.
20 августа 2013 года Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан (далее – ЦИК Республики Татарстан) направила в адрес Управления Минюста письмо за № 04-30/829, в котором указано, что регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «<данные изъяты>» не представило сведения и поступлении и расходовании средств за 2 квартал 2013 года.
На основании полученной информации Управление Минюста вынесло указанному региональному отделению политической партии письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства от 3 сентября 2013 года № ...., в котором предложено в срок до <дата> предоставить требуемую информацию в ЦИК Республики Татарстан и сообщить о принятых мерах в Управление Минюста.
Как следует из письма ЦИК Республики Татарстан от 21 ноября 2013 года № ...., требуемые сведения предоставлены не были. Кроме того в данном письме указано, что сведения о поступлении и расходовании средств за 3 квартал 2013 года также не были предоставлены. Сообщение о принятых региональным отделением политической партии мерах в Управление Минюста не поступило.
Поскольку нарушения действующего законодательства устранены не были, и предупреждение Управления Минюста в судебном порядке не обжаловалось, Управление Минюста просит приостановить деятельность регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «<данные изъяты>» сроком на один месяц.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан ФИО5 требования поддержал в полном объеме.
Региональное отделение в Республике Татарстан политической партии «<данные изъяты>» представителей в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещалось, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителей не заявляло.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – Управление ФНС по Республике Татарстан) ФИО6 оставила вопрос о разрешении требований на усмотрение суда.
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан в письменном заявлении выразила согласие с заявленными требованиями.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы и доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации политическими партиями установлена в пункте «а» части 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
Как указано в пункте 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению политической партии или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок для их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
По смыслу указанной нормы Закона, приостановление деятельности политической партии или ее регионального отделения является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона «О политических партиях» на региональное отделение политической партии возложена обязанность по предоставлению в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведений о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.
На основании пункта 8 статьи 34 указанного Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации представляют в территориальные органы уполномоченных федеральных органов сведения о политических партиях, об их региональных отделениях, иных зарегистрированных структурных подразделениях, не выполнивших требований пунктов 2 - 6 настоящей статьи.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, является Министерство юстиции Российской Федерации, что закреплено в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, к которым в соответствии с Приказом Минюста России от 21 мая 2009 года № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» относится и Управление Минюста по Республике Татарстан.
Из материалов дела следует, что региональное отделение в Республике Татарстан политической партии «ФИО9» зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 23 мая 2013 года, выданным Управлением Минюста по Республике Татарстан (л.д. 9), и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 20 мая 2013 года, выданным Управлением ФНС по Республике Татарстан (л.д. 8).
20 августа 2013 года ЦИК Республики Татарстан направил в адрес начальника Управления Минюста письмо .... с приложением, в котором указано, что региональное отделение в Республике Татарстан политической партии «<данные изъяты>» не представило сведения о поступлении и расходовании средств за 2 квартал 2013 года (л.д. 10).
3 сентября 2013 года Управление Минюста на основании данного письма вынесло предупреждение в адрес регионального отделения политической партии <данные изъяты> в Республике Татарстан о недопустимости нарушения действующего законодательства, в котором в срок до 11 ноября 2013 года предложило предоставить сведения о поступлении и расходовании средств за 2 квартал 2013 года в ЦИК Республики Татарстан и сообщить о принятых мерах в Управление Минюста (л.д. 11).
Указанное предупреждение исполнено не было. Региональное отделение в суд с заявлением об обжаловании данного предупреждения не обращалось.
Как следует из письма ЦИК Республики Татарстан от 21 ноября 2013 года № <данные изъяты>, требуемые сведения предоставлены не были. Кроме того в данном письме указано, что сведения о поступлении и расходовании средств за 3 квартал 2013 года также не были предоставлены (л.д. 12).
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое в свою очередь определяется учредителями, указывается в учредительных документах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» на политическую партию и ее региональные отделения возложена обязанность информировать уполномоченные органы об изменении сведений, указанных в приведенном законе, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений, и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
В силу статей 113, 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. Судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.
Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылается по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находился.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24 декабря 2013 года местом нахождения регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «ФИО10» указан адрес: 423600, <адрес> (л.д. 23). По указанному адресу было направлено предупреждение Управлением Минюста. Также по этому адресу направлялись судебные извещения. Иных данных о месте нахождения регионального отделения либо об изменении места его нахождения не имеется.
Учитывая то обстоятельство, что региональное отделение в Республике Татарстан политической партии «ФИО11» не сообщало сведений об изменении места своего нахождения, суд приходит к выводу о том, что предупреждение было направлено Управлением Минюста по правильному адресу.
Отсутствие каких-либо действий по исполнению либо обжалованию предупреждения со стороны регионального отделения политической партии не исключает установленного законом требования об исполнении возложенных на него законом обязанностей. При указанных обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что региональное отделение в Республике Татарстан политической партии «ФИО12» допустило такое нарушение законодательства, которое дало Управлению Минюста основания вынести предупреждение в адрес регионального отделения политической партии об устранении допущенных нарушений в срок до 15 июля 2013 года.
С учетом имеющегося в материалах дела писем ЦИК Республики Татарстан о непредоставлении информации о поступлении и расходовании денежных средств за 2 и 3 кварталы 2013 года, указанное расценивается судом как нарушение закона, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению уполномоченному органу информации о движении средств.
Поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, взятыми в их системном единстве, данные обстоятельства являются достаточными для приостановления деятельности регионального отделения политической партии, у суда имеются основания для удовлетворения заявления Управления Минюста о приостановлении деятельности регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «ФИО13» сроком на один месяц.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «ФИО14» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан удовлетворить.
Приостановить деятельность регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «ФИО15» сроком на один месяц.
Взыскать с регионального отделения в Республике Татарстан политической партии «ФИО16» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено «6» февраля 2013 года.
Судья: Д.Н. Горшунов