гражданское дело № 3-4/2014
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2014 года г.Владикавказ
Судья Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
Темираев Э.В.,
при секретаре Хубецовой А.Р.,
с участием прокурора Бязрова И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3-4/2014 по заявлению муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района РСО-Алания о признании незаконными, противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 и приложения №1 Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания» в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения РСО-Алания согласно приложению №1,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее по тексту МУП ВКХ) Правобережного района РСО-Алания обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконными, противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 и приложения №1 Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания №67 от 14 декабря 2012 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания» (далее по тексту Постановление) в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения РСО-Алания согласно приложению №1.
Требование мотивированы тем, что пунктом 1 Постановления утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг населения РСО-Алания согласно приложению №1. Считают, что нормативы являются произвольно установленными, без надлежащего обоснования и применения обязательного для них определения методов аналогов, что не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306. А принятие экономически необоснованного норматива водоснабжения и водоотведения влечет невозможность возмещения фактически произведенных МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания затрат.
В судебном заседании представители МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания Варзиев В.Х., действующий на основании доверенности от …. года №…, и Корнаева Л.Н., действующая на основании доверенности от …. года №… поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. При этом пояснили, что даже абоненты, ранее установившие приборы учета, отказываются от их применения, так как потребление воды без приборов учета для абонента обходится гораздо дешевле, чем с применением прибора учета. Представленные статистические данные, полученные в результате анкетирования, не свидетельствуют о том, что отсутствовала возможность расчета нормативов методом аналогов. Просили удовлетворить заявление МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания.
Представители заинтересованного лица, Региональной службы по тарифам (далее по тексту РСТ) РСО-Алания Надгириева А.А., действующая на основании доверенности от …года №… и Зурабов А.Т., действующий на основании доверенности от … года №…, возражали против удовлетворения требований МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания, пояснив при этом, что примененный при определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению расчетный метод, является обоснованным. Сослались на то, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались и определялись в строгом соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №306. При разработке нормативов потребления использовались статистические данные, полученные в результате анкетирования, проведенного по всей территории РСО-Алания. При этом количество опрашиваемых лиц не регламентировано действующим законодательством.
Федеральная служба по тарифам России, привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила. В письменном отзыве в адрес суда просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Прокурор Бязров И.Ф., участвующий в деле, полагал в заключении пункт 1 и приложение №1 Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания» в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения РСО-Алания согласно приложению №1, не противоречащими действующему законодательству, и считал заявление МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006г. Постановлением Правительства РФ №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 №344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в Правила.
Из материалов дела следует, что МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по обеспечению надежного водоснабжения через систему водопровода от источника до потребителя, в том числе по холодному и горячему водоснабжению, прием сточных вод от потребителя до очистных сооружений через систему канализации по Правобережному району РСО-Алания, осуществляет сбор денежных средств за оказанные услуг.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания. Указанное Постановление опубликовано в официальном печатном издании - в газете «Северная Осетия» от 26 декабря 2012 года №4 и является действующим на момент подачи настоящего заявления.
Полагая, что установленный Приложением №1 к Постановлению РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 норматив потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения РСО-Алания рассчитан с нарушением положений действующего законодательства, что РСТ РСО-Алания неправильно применила при установлении нормативов потребления горячей и холодной воды, а также водоотведения расчетный метод, вместо метода аналогов, заявитель просит признать незаконными, противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 и приложения №1 Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 с момента вступления в действие.
Между тем с указанными доводами заявителя нельзя согласиться, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг использованы исходные данные, содержащие информацию о фактической численности потребителей по населению по степени благоустройства находящихся, в том числе и на территории муниципального образования Правобережный район, где в соответствии с имеющимися в деле данными приборов учета потребления коммунальных услуг на общее количество лицевых счетов около 9%.
Пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №306, предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. При этом ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из дела видно, что нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания определены с применением расчетного метода с использованием формул, содержащихся в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 года №258.
В силу пунктов 11, 12 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21).
Согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Согласно пункту 45 Правил норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами на 1 процедуру предусмотрена в таблице 5 приложения к настоящим Правилам.
Так, установление нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в многоквартирных домах и жилых домах, расположенных на территории муниципального образования Правобережный район РСО-Алания, произведено в оспариваемом акте и приложении к нему расчетным методом при наличии к тому оснований, предусмотренных пунктом 22 Правил, с учетом доводов заинтересованной стороны, обосновавшей применение расчетного метода при невозможности применения метода аналогов по причине недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, поскольку в Правобережном районе приборами учета водопотребления, как установлено судом, оборудовано около 9% домов, по которым устанавливаются указанные выше нормативы. В соответствии с п.34 Правил количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 Приложения к настоящим Правилам, при этом объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.
Кроме того, РСТ РСО-Алания по объективным причинам в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 срок для пересмотра нормативов (до 1 июня 2013 года) не имело возможности определить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды методом аналогов, поскольку данные приборного учета потребления коммунальных услуг, необходимые для расчета нормативов методом аналогов, не представлены.
Проанализировав и сопоставив положения указанных заявителем нормативных правовых актов, суд считает, что постановление Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 в части применения расчетного метода, соответствует Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», поскольку невозможность применения РСТ РСО-Алания метода аналогов при расчете нормативов коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, предусмотренных Правилами.
Расчеты нормативов потребления коммунальных услуг, представленные в суд РСТ РСО-Алания, выполнены с использованием формул, содержащихся в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 года №258, на основании исходных данных, представленных организациями и учреждениями РСО- Алания, в том числе МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания. При этом указанные расчеты не противоречат Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
На основании ст.ст. 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд РСО-Алания
решил:
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района РСО-Алания о признании незаконными, противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 и приложения №1 Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания» в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения РСО-Алания согласно приложению №1 отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РСО-Алания Темираев Э.В.