ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-4/2015 от 13.08.2015 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Дело № 3-4/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

в составе председательствующего судьи Бобылева С.В.,

при секретаре судебного заседания Левыкиной Л.С.,

с участием:

старшего помощника прокурора Магаданской области Шайкиной Э.А.,

заявителя Качерова А.Н.,

представителей заинтересованных лиц - И. Жукова Н.Н.,

Д. Кувшиновой Ю.Ю.,

П. Разумкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2015 года в г. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, административное дело по заявлению Качерова А.Н. о признании незаконным постановления И.№... от 15 июня 2015 года «О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ»», возложении обязанности произвести регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ»,

у с т а н о в и л:

Качеров А.Н. - уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ», обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления И.№... от 15 июня 2015 года об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

В обоснование своих требований заявитель указал, что 01 мая 2015 года вступил в силу Закон Магаданской области от 08 апреля 2015 года № 1887-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «поселок Усть-Омчуг», «поселок Омчак», «поселок им. Гастелло», «поселок Мадаун» путем их объединения с наделением статуса городского округа» (далее - Закон Магаданской области № 1887-ОЗ).

Используя свое конституционное право, граждане, проживающие на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ», образовали инициативную группу по проведению референдума и утвердили вопрос, выносимый на референдум: «Вы за то, чтобы первый глава муниципального образования «Тенькинский городской округ» избирался на муниципальных выборах сроком на пять лет и исполнял полномочия председателя Собрания представителей Тенькинского городского округа?». «Да. Нет».

Инициативная группа по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» 26 мая 2015 года направила в И. ходатайство о регистрации.

И. вынесла постановление №... от 29 мая 2015 года, которым признала ходатайство инициативной группы соответствующим требованиям законодательства и направила ходатайство и приложенные к нему документы в Д..

Постановлением И.№... от 15 июня 2015 года инициативной группе по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» в регистрации отказано.

Отказ в регистрации мотивирован заключением государственно-правового управления аппарата Д..

Утверждая, что Д., являющаяся коллегиальным законодательным органом Магаданской области, на своем заседании (сессии) не рассматривала постановление И. от 29 мая 2015 года №... на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а руководствовалась лишь мнением юристов Д.; ссылаясь, что соответствующее постановление Д. не принималось, заявитель полагает отказ И. в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума незаконным.

Просит признать постановление И.№... от 15 июня 2015 года об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» необоснованным и незаконным, а также обязать И. провести регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» по вопросу референдума: «Вы за то, чтобы первый глава муниципального образования «Тенькинский городской округ» избирался на муниципальных выборах сроком на пять лет и исполнял полномочия председателя Собрания представителей Тенькинского городского округа?». «Да. Нет».

Определением Магаданского областного суда от 21 июля 2015 года в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено П..

В своем отзыве на заявление И. полагает вынесенное постановление об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума законным, просит в удовлетворении заявления Качерова А.Н. отказать.

Д. в отзыве на заявление указала, что поскольку Д. не вправе проводить проверку на соответствие статье 12 Федерального закона № 67-ФЗ вопроса, касающегося проведения местного референдума, государственно-правовое управление аппарата Д., по поручению председателя Д., подготовило заключение, которое было направлено в И. для решения вопроса в рамках действующего законодательства.

П. в отзыве на заявление Качерова А.Н. считает, что направление И. ходатайства и приложенных к нему документов в Д. не нарушило прав инициативной группы, так как заключение Д. не имеет правового значения для решения вопроса о регистрации инициативной группы. Решение об отказе в регистрации инициативной группы было принято И. в пределах предоставленных полномочий. Данное решение является правильным, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В судебном заседании Качеров А.Н., доводы, изложенные в заявлении, поддержал.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования Качерова А.Н. следует удовлетворить частично, признать постановление И. незаконным, отказав в удовлетворении требований об обязании зарегистрировать инициативную группу, оценив постановление И. на его соответствие положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона № 67-ФЗ для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.

В силу пункта 1 статьи 36 названного Закона каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Для получения соответствующего статуса и возможности осуществления последующих действий инициативная группа должна обратиться в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 3).

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункты 4, 5).

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6).

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В том случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11).

Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что решению вопроса о регистрации инициативной группы по проведению референдума предшествует процедура рассмотрения уполномоченным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования ходатайства и приложенных к нему документов на предмет соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Закон Магаданской области от 22.12.2006г. № 786-ОЗ «О референдуме Магаданской области», Закон Магаданской области от 22.12.2006г. № 787 «О местном референдуме» предусматривают аналогичный порядок реализации инициативы граждан по проведению референдума в зависимости от его уровня.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 мая 2015 года вступилв силу Закон Магаданской области от 08 апреля 2015 года № 1887-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «поселок Усть-Омчуг», «поселок Омчак», «поселок им. Гастелло», «поселок Мадаун» путем их объединения с наделением статуса городского округа» (далее - Закон Магаданской области № 1887-ОЗ).

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Магаданской области № 1887-ОЗ полномочия избирательных комиссий муниципальных образований Тенькинского района прекращены досрочно.

В соответствии с протоколом №... от 24 мая 2015 года граждане, проживающие на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ», образовали инициативную группу по проведению местного референдума в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» и утвердили вопрос, выносимый на референдум: «Вы за то, чтобы первый глава муниципального образования «Тенькинский городской округ» избирался на муниципальных выборах сроком на пять лет и исполнял полномочия председателя Собрания представителей Тенькинского городского округа?». «Да. Нет».

Уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» избран Качеров А.Н.

Поскольку Законом Магаданской области № 1887-ОЗ полномочия избирательной комиссии Тенькинского района досрочно прекращены, инициативная группа по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» 26 мая 2015 года направила ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» в И..

И., рассмотрев ходатайство о регистрации инициативной группы и приложенные к нему документы, пришла к выводу о том, что они соответствуют требованиям законодательства и в порядке пункта 5 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ вынесла постановление №... от 29 мая 2015 года о направлении материалов в Д..

По поручению председателя Д. государственно-правовое управление аппарата Д., рассмотрев ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, направило 01 июня 2015 года в И. правовое заключение.

В заключении, ссылаясь на Федеральный закон № 67-ФЗ, Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон Магаданской области № 787-ОЗ, начальник государственно-правового управления аппарата Магаданской областной Думы указала, что перечисленными законами законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации не наделены полномочиями осуществлять проверку выносимого на местный референдум вопроса на соответствие его требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Однако, 03 июня 2015 года по поручению председателя Д. государственно-правовое управление аппарата Д. подготовило новое правовое заключение, из которого следует, что вопрос, предлагаемый инициативной группой к вынесению на местный референдум в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ», не соответствует требованиям пункта 6 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку определяет лишь порядок избрания главы муниципального образования, а не структуру органов местного самоуправления в целом.

На основании заключения государственно-правового управления аппарата Д. и ответа председателя Д. от 03 июня 2015 года, И. 15 июня 2015 года вынесла постановление №... об отказе инициативной группе по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» в регистрации (л.д. 12-14).

Оценивая законность оспариваемого постановления И., суд приходит к выводу, что оно принято с нарушением требований избирательного законодательства.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется постановлением.

Согласно статье 19 Закона Магаданской области от 10.07.2002 г. № 258-ОЗ «О Магаданской областной Думе», статье 9.1 Регламента Магаданской областной Думы, утвержденного постановлением Магаданской областной Думы от 13.02.2004 г. № 772, одним из видов правовых актов принимаемых Д. является постановление.

Вместе с тем, ходатайство инициативной группы о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» на рассмотрение в Д. на предмет проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ не выносилось, фактически не рассматривалось, какое-либо решение по указанному вопросу принято не было.

Государственно-правовое управление аппарата Д. не является тем органом, который в силу закона вправе проверять соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

При таких обстоятельствах постановление И. от 15 июня 2015 года №... нельзя признать законным, поскольку не был получен ответ законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительного органа муниципального образования, отвечает ли вопрос, выносимый на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ, в их системном единстве, при рассмотрении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума, избирательная комиссия обязана установить соответствие указанного ходатайства и приложенных к нему документов требованиям данного Федерального закона, а также определить уровень референдума (референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум), инициируемого инициативной группой.

В случае соответствия документов инициативной группы требованиям закона, избирательная комиссия в зависимости от того, какой законодательный (представительный) орган уполномочен в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, должна направить ходатайство в такой законодательный (представительный) орган в целях проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в статье 10 Закона Магаданской области от 22.12.2006г. № 787-ОЗ «О местном референдуме» (далее - Закон Магаданской области № 787-ОЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Устава муниципального образования Тенькинский район Магаданской области, утвержденного Решением Тенькинского районного Собрания представителей 06.12.2005г. № 145, решение о назначении районного референдума принимается Тенькинским районным Собранием представителей в течение 30 дней со дня поступления документов в Тенькинское районное Собрание представителей, на основании которых назначается местный референдум.

По смыслу приведенных правовых норм, принятие решения о назначении местного референдума отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована впорядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума.

Приведенная норма права не предусматривает исключений, при которых И. может не соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ и законом субъекта Российской Федерации, определяющим образование инициативной группы, по проведению местного референдума.

При таком положении, довод И. о том, что регистрация инициативной группы по проведению местного референдума должна проводиться в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, не может быть принят во внимание, поскольку данный закон не регулирует вопросы регистрации инициативной группы, а отсылает к специальным законам.

Законом Магаданской области № 1887-ОЗ установлены границы вновь образованного муниципального образования «Тенькинский городской округ», которые совпадают с границами ранее существовавшего Тенькинского района (Закон Магаданской области от 28.12.2004г. № 511-ОЗ).

В настоящее время, и в период принятия оспариваемого постановления И., на территории Тенькинского городского округа представительным органом муниципального образования является Тенькинское районное Собрание представителей.

Ссылка И. на то, что в силу положения абзаца 8 части 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, Тенькинское районное Собрание представителей не вправе назначать местный референдум, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 67-ФЗ референдум является формой прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение вопроса о назначении местного референдума не относится к вопросам местного значения, на которые абзацем 8 части 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ введены ограничения.

При таком положении, И., установив факт соответствия ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, должна была направить документы в уполномоченный представительный орган муниципального образования - Тенькинское районное Собрание представителей.

Однако, в нарушение действующего избирательного законодательства, ходатайство инициативной группы было направлено в Д., то есть в орган, не уполномоченный рассматривать ходатайство и приложенные к нему документы на предмет соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, а также принимать решение о назначении местного референдума.

Принимая во внимание, что ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» и приложенные к нему документы на предмет соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ уполномоченным на то представительным органом не рассмотрено, суд не может удовлетворить требование Качерова А.Н. об обязании И. произвести регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ».

Вместе с тем, учитывая характер дела, возникшего из публичных отношений, суд полагает возможным, признавая постановление незаконным, обязать И. направить ходатайство инициативной группы о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» в представительный орган муниципального образования - Тенькинское районное Собрание представителей для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 194-199, 261Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд

решил:

заявление Качерова А.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление И. от 15 июня 2015 года №... «О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ».

Обязать И. направить ходатайство инициативной группы о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» в представительный орган муниципального образования - Тенькинское районное Собрание представителей для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В удовлетворении требований Качерова А.Н. о возложении на И. обязанности произвести регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 19 августа 2015 года.

Председательствующий судья С.В. Бобылев