ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5-2014 от 06.03.2014 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3-5-2014

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

6 марта 2014 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

с участием прокурора Бельцова А.Н.

при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.

с участием представителя заявителя Кирсанова А.И., действующего на основании доверенности от 31 января 2014г.; представителей Кабинета Министров Чувашской Республики Михайлова И.В., Ивановой И.С., действующих на основании распоряжения №71-р от 17 февраля 2014г. по доверенностям от 17 февраля 2014г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ООО «Пивоваренная компания «Балтика» о признании недействующими подпунктов 1, 3, 4 и в части подпункта 5 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. от 23 октября 2013г.),

установил:

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением об оспаривании отдельных положений Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. от 23 октября 2013г.) по основанию их противоречия федеральному законодательству и принятия с превышением полномочий субъекта Российской Федерации.

Определением суда от 20 февраля 2014г. произведена замена заявителя Открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика» в связи с реорганизацией в форме преобразования на правопреемника Общество с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания «Балтика».

В уточненном заявлении ООО «Пивоваренная компания «Балтика» просит суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункты 1, 3, 4 и в части подпункт 5 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. от 23 октября 2013г.). В обоснование заявления указывается, что оспариваемые положения нормативного правового акта субъекта РФ противоречат Федеральному закону от 2 ноября 1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Ограничения, предусмотренные пунктами 1,3,4 и 5 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики №481 от 14.11.2012г. (ред. от 23.10.2013г.) не являются дополнительными к ограничениям установленными абзацем 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ, а являются иными ограничениями, не поименованными в абзаце 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ, поскольку введены в отношении розничной торговли алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, которая исключена из общего порядка регулирования, установленного п.5 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ. По мнению заявителя, Кабинет Министров Чувашской Республики незаконно ввел ограничение по типу оказания услуг общественного питания. Такие категории хозяйствующих субъектов, как рестораны – применительно к подпункту 1 оспариваемого нормативного акта, рестораны и кафе – применительно к подпункту 4, вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без каких-либо ограничений. Следовательно, эти категории хозяйствующих субъектов поставлены в отношении остальных категорий хозяйствующих субъектов в преимущественное положение, что создает дискриминационные условия при осуществлении хозяйственной деятельности на рынке розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Запрет осуществления розничной торговли алкогольной продукции при оказании услуг розничной торговли на вынос, предусмотренный пп.5 п.1 оспариваемого постановления, также влечет ущемление прав хозяйствующих субъектов. В связи с этим, по мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения субъекта РФ противоречат пп.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и пп. «д» ч.4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Также полагают незаконным установление ограничений на розничную торговлю алкогольной продукции на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, являющегося подзаконным правовым актом Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Кирсанов А.И. заявление об оспаривании указанных положений нормативного правового акта Чувашской Республики поддержал по изложенным основаниям. Заинтересованность ООО «Пивоваренная компания «Балтика» в оспаривании нормативного акта обосновал тем, что основным видом деятельности организации является производство пива, а также оптовая торговля пивом, в том числе имеются договоры на оптовую реализацию пива с предпринимателями на территории Чувашской Республики. Принятием оспариваемого нормативного правового акта Чувашской Республики связывают снижение объемов продаж своей продукции на территории Чувашской Республики.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики Михайлов И.В., Иванова И.С. сообщили о непризнании государственным органом Чувашской Республики заявления, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Кабинетом Министров Чувашской Республики в рамках предоставленных федеральным законодательством, а также Законами Чувашской Республики полномочий при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, с соблюдением процедуры принятия и обнародования, по содержанию не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Чувашской Республики Бельцов А.Н. дал заключение о том, что оспариваемые заявителем нормы Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012г. N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. от 23 октября 2013г.) не противоречат требованиям федерального законодательства; постановление принято Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах своих полномочий.

Суд, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Кабинетом Министров Чувашской Республики 14 ноября 2012 года принято Постановление N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики". Первоначальный текст постановления официально опубликован в печатных изданиях: "Вести Чувашии", N 45, 17.11.2012; "Собрание законодательства ЧР", 24.02.2013, N 11, ст. 1228.

Нормативный акт действует в редакциях Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2013г. N 342 (опубликовано «Вести Чувашии", N 34, 07.09.2013, "Собрание законодательства ЧР", 07.10.2013, N 8, ст. 879) и в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2013г. N 425 (опубликовано "Вести Чувашии", N 41, 26.10.2013; "Собрание законодательства ЧР", 16.12.2013, N 10, ст. 1082). Соблюдение Кабинетом Министров Чувашской Республики процедуры принятия и опубликования нормативного акта заявителем не оспаривается.

Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики установлены для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, следующие дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции:

(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 30.08.2013 N 342)

1) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением розничной продажи алкогольной продукции расположенными в указанных зонах предприятиями общественного питания, отнесенными к типу "ресторан" в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (подпункт 1);

3) не допускается розничная продажа алкогольной продукции, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в помещениях со входом в зал для потребителей со стороны подъездов жилых домов и (или) дворов с детской игровой площадкой, расположенных:

(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 23.10.2013 N 425)

в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым зданиям;

в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, прилегающих к дворовым территориям многоквартирных жилых домов (подпункт 3);

4) не допускается с 22 часов до 10 часов розничная продажа алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, отнесенных к типам "бар", "столовая", "закусочная", "буфет", "кафетерий", "кофейня", "мини-бар", "мини-кафе", "мини-закусочная" в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", расположенных в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам (подпункт 4 введен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2013 N 425);

5) не допускается розничная продажа алкогольной продукции, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемая индивидуальными предпринимателями:

в торговых объектах - в розлив (для потребления на месте покупки);

при оказании услуг общественного питания - на вынос (не для потребления на месте покупки) (подпункт 5 введен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2013 N 425).

Разрешая вопрос о компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом "б" части 1 статьей 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ( с изменениями от 27 июля 2013 года).

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 87 Конституции Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики. Согласно ст. 88 Конституции Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, указами Главы Чувашской Республики.

Аналогичные полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики определены Законом Чувашской Республики от 30 апреля 2002г. №13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики».

Основы государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации на территории Чувашской Республики определяются Законом Чувашской Республики от 29декабря2005года N69 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. Закона ЧР от 25.11.2011 N 75).

Статья 5 указанного Закона Чувашской Республики определяет полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности полномочия по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии со ст. 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002г. №13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» нормативные правовые акты Кабинетом Министров Чувашской Республики издаются в форме постановления.

Поскольку Государственным Советом Чувашской Республики (законодательным (представительным) органом власти) прямо делегированы Кабинету Министров Чувашской Республики полномочия по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, суд приходит к выводу о правомочности указанного органа государственной власти Чувашской Республики принимать оспариваемый заявителем нормативный правовой акт.

Проверяя соответствие оспариваемых нормативных положений субъекта РФ по своему содержанию нормам федерального законодательства, суд исходит из следующего.

В статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ( с изменениями от 27 июля 2013 года) предусмотрены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Согласно пункту 2 статьи 16 федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях (абзац 2);

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания (абзац 3);

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях (абзац 4);

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях (абзац 5);

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях (абзац 6);

в нестационарных торговых объектах (абзац 7);

несовершеннолетним (абзац 8).

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах 5 и 7 пункта 2, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

Согласно абзаца 1 пункта 5 статьи 16 федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ).

При этом в абзаце 2 пункта 5 статьи 16 федерального закона закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Из содержания абзаца 2 пункта 5 статьи 16 федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ следует, что субъектом РФ могут вводиться дополнительные ограничения (помимо ограничений, введенных федеральным законодателем в статье 16) относительно времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в качестве исключительной меры допускается полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Утверждение заявителя, что абзац 2 пункта 5 ст. 16 федерального закона №171-ФЗ в совокупности с абзацем 1 пункта 5 той же статьи не позволяет вводить субъектам РФ ограничения времени, условий и мест при розничной торговле алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания основано лишь на субъективном толковании этой правовой нормы заявителем.

Так, положения ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ распространяются на правоотношения по розничной продаже (реализации) алкогольной продукции как в торговых объектах, так и предприятиями общественного питания при оказании услуг общественного питания. Ограничения по месту и условиям розничной продажи алкогольной продукции содержатся в пункте 2 статьи 16 федерального закона. При этом федеральный законодатель в абзацах 2, 4, 6 пункта 2 статьи 16 установил места, на территории которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции в целом как в торговых объектах, так и при оказании услуг общественного питания. Ограничения по розничной продаже алкогольной продукции в пунктах 3,5,7 пункта 2 статьи 16 установлены в дифференцированном порядке к торговым объектам и при оказании услуг общественного питания.

В абзаце первом пункта 5 статьи 16 федерального закона закреплены ограничения розничной продажи алкогольной продукции по времени (с 23 часов до 8 часов по местному времени) за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Поскольку установленные федеральным законодательством ограничения по розничной продаже алкогольной продукции по месту и условиям торговли закреплены в пункте 2 статьи 16, а ограничения по времени продажи закреплены в абзаце 1 пункта 5 статьи 16 федерального закона, соответственно совокупное толкование указанной статьи федерального закона №171-ФЗ позволяет сделать вывод, что федеральный законодатель не исключает возможность органов государственной власти субъекта РФ устанавливать дополнительные ограничения (помимо определенных федеральным законодательством) мест, условий и времени розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.

Абзац 2 пункта 5 статьи 16 федерального закона №171-ФЗ не исключает правомочи субъекта РФ по установлению дополнительных ограничений мест, времени и условий розничной продажи алкогольной продукции, т.е. как в торговых объектах, так и при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 (ред. от 4.10.2012г.), услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом (пункт 3).

Согласно пункта 9 Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 (ред. от 4.10.2012г.), к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В рассматриваемом случае введение оспариваемым нормативным актом органом государственной власти Чувашской Республики на территории республики дополнительного ограничения розничной продажи алкогольной продукции: в зонах рекреационного назначения, за исключением предприятия общественного питания, отнесенного к типу «ресторан» (подпункт 1 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики); при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в помещениях со входом в зал для потребителей со стороны подъездов жилых домов и (или) дворов с детской игровой площадкой (подпункт 3 пункта 1 постановления); с 22 часов до 10 часов на предприятиях общественного питания (по перечню за исключением ресторана и кафе), расположенных в многоквартирных жилых домах и пристроях (подпункт 4 пункта 1 постановления); при оказании услуг общественного питания на вынос (подпункт 5 пункта 1 постановления) относится к дополнительным ограничениям по месту, времени и условиям розничной продажи алкогольной продукции. Указанные дополнительные ограничения также приняты с учетом установленных федеральным законодательством запретов по потреблению (распитию) алкогольной продукции в местах, указанных пунктом 3 ст. 16 федерального закона №171-ФЗ.

Доводы заявителя о не соответствии оспариваемых норм Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481 требованиям пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», подпункта «д» части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» также являются несостоятельными.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Понятие дискриминационных условий дается в пункте 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно подпункту «д» части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009г. №2128-р, в разделе Y в качестве мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма закреплено снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени.

Федеральным законодательством субъектам Российской Федерации разрешено устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции вплоть до полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции. Само по себе установление дополнительных ограничений на территории субъекта РФ мест, времени, условий розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, не создает дискриминационных условий хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания. При этом оспариваемым нормативным актом субъекта РФ не ограничиваются права и свободы субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) в выборе места для осуществления предпринимательской деятельности, места размещения предприятия общественного питания, выбора типов общественного питания (ресторан, кафе, бар и др. в соответствии Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»). Какие-либо ограничения хозяйствующему субъекту в зависимости от организационной правовой формы юридического лица либо осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики не устанавливаются.

Исследовав содержание оспариваемых правовых норм Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481, суд приходит к выводу, что их принятием цели и задачи введения правоограничений и запрета розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренные федеральным законодателем, не изменяются, императивные нормы федерального законодательства не нарушаются.

Учитывая особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, предусмотренные ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", доводы ООО «Пивоваренная компания «Балтика» о нарушении его прав при осуществлении предпринимательской деятельности, являются несостоятельными. Заявитель на территории Чувашской Республики розничную продажу алкогольной продукции (в частности, пива) не осуществляет, нарушение своих прав обосновывает снижением объемов продаж своей продукции (пива) на территории республики. Однако указанное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав хозяйствующего субъекта оспариваемым нормативным правовым актом субъекта РФ. Оспариваемое Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики введено в действие с 1 января 2013г., т.е. с соблюдением переходного положения по введению ограничений в розничной продаже в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, установленных федеральным законодательством.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. от 23 октября 2013г.) приняты полномочным органом государственной власти Чувашской Республики в рамках предоставленных федеральным законодательством, а также Законами Чувашской Республики полномочий при решении вопроса, отнесенного к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, с соблюдением процедуры принятия и обнародования, по содержанию не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушают.

Руководствуясь ст. 198-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л :

В удовлетворении заявления ООО «Пивоваренная компания «Балтика» о признании недействующими подпунктов 1, 3, 4 и в части подпункта 5 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года N 481 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (в ред. от 23 октября 2013 года), отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий: судья Блинова М.А.