ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5 от 27.01.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-5                                                                               27 января 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Гудушина Н.Б.,

при секретаре Острых А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области»,

у с т а н о в и л :

постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 26 июня 2013 года № 1950 принят и подписан Губернатором Архангельской области областной закон от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области». Данный областной закон действует в редакции Закона Архангельской области от 17 октября 2013 года № 24-2-ОЗ.

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Волна» № 26, 9 июля 2013 года, «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва» № 41, 2013 год. Изменения и дополнения были опубликованы в издании «Волна» № 43, 29 октября 2013 года, а также в издании «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва» № 2, 2013 год.

В подпункте 3 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» указано, что для целей настоящего закона используется понятие - многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме.

Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству – пункту 6.1 статьи 2, части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, и недействующим подпункта 3 пункта 1 статьи 3 областного закона от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ. Указал, что в соответствии с федеральным законодательством к многоквартирным жилым домам отнесены не только дома, состоящие из двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, но и дома, жилые помещения в которых имеют самостоятельные выходы на земельные участки, прилегающие к таким домам. Оспариваемая норма ограничивает организацию проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, жилые помещения в которых имеют самостоятельные выходы на земельные участки, прилегающие к таким домам.

В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С. заявленные требования поддержал.

Представители Архангельского областного Собрания депутатов Худякова И.В., Губернатора Архангельской области Иванов А.М. не согласились с заявленными требованиями. Полагали, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству.

Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, помимо полномочий, указанных в пунктах 1 - 8.4, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Как указано в статье 1 областного закона от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ, он регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере создания эффективных и устойчивых механизмов своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.

На федеральном уровне правовое регулирование организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется Жилищным кодексом Российской Федерации (раздел IX).

Регулируя рассматриваемые правоотношения, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 167 ЖК РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.

Однако ни приведенная норма права, ни пункт 9 статьи 13 ЖК РФ не относят к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений регулирования вопросов, касающихся определения самого понятия «многоквартирный дом» и как следствие, ограничение действия федерального законодательства в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не подпадающих под действие оспариваемой прокурором нормы.

Несмотря на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия «многоквартирный дом», данным Кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 16). Статья 16 этого Кодекса признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2), а квартирой - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).

В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

Состав общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме, а также их права и обязанности в отношении данного имущества определены в статье 290 ГК РФ, статьях 36 - 40 ЖК РФ.

Из приведенных законоположений следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 ЖК РФ, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Указанное общее имущество, которое нуждается в проведении капитального ремонта, может находиться не только в многоквартирных домах, выходы из квартир которых организованы в общие помещения такого дома, но и, к примеру, в домах, квартиры в которых имеют самостоятельные выходы на земельные участки.

Содержащееся в других нормах федерального законодательства (статья 15.1 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 16.6 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), имеющих иной собственный предмет правового регулирования, понятие «жилой дом блокированной застройки» очевидно  отличается от понятие «многоквартирный дом», используемое для целей организации проведения капитального ремонта общего имущества в таких домах.

Нельзя не отметить установленное пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ право субъекта Российской Федерации не включать в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (при принятии нормативного правового акта) дома, в которых имеется менее чем три квартиры.

Таким образом, законодатель Архангельской области без учета требований федерального законодательства, произвольно ограничил круг многоквартирных домов, в которых Жилищным кодексом Российской Федерации (раздел IX) предусмотрена организация проведения капитального ремонта общего имущества.

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку областной закон от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ издан по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства, то оспариваемые положения могут быть признаны судом недействующими с момента вступления решения в законную силу.

При таких обстоятельствах подпункт 3 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

         Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункт 3 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (в редакции областного закона от 17 октября 2013 года № 24-2-ОЗ).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                                   Н.Б. Гудушин