ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-50/13 от 02.09.2013 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

                                 Дело № 3-50 /13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 02 сентября 2013 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Марковой Д.Р.,

с участием прокурора Долганова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьева Игоря Иннокентьевича об отмене регистрации Акимова Андрея Афанасьевича в качестве кандидата в народные депутаты РС(Я) по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7,

установил:

Григорьев И.И., являясь зарегистрированным кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Акимова А.А., произведенной на основании решения Даркылахской окружной избирательной комиссии №7 от 05 июля 2013 года «О регистрации Акимова А.А. кандидатом в народные депутаты в Государственное собрание «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия) по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7».

В обоснование требований указал, что кандидат Акимов А.А. в своей предвыборной агитации использует информационный вестник «..........», в котором размещает материал, который должен расцениваться как подкуп избирателей, поскольку они содержат обещания материальных благ, а именно указано, что будут установлены детские площадки с указанием конкретных адресов. В информационном вестнике напечатаны фотографии, которые свидетельствуют о том, что свалка убрана, отсыпана территория возле домов, отсыпана дорога, отремонтировано крыльцо, устанавливаются детские площадки, тем самым безвозмездно предоставляются услуги. Установка баннеров не оплачена за счет средств избирательного фонда.

В судебном заседании представитель Григорьева И.И. Р. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, указал на нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, поскольку в одном из выпусков информационного вестника напечатана фотография Акимова А.А. на фоне здания Якутского государственного университета без разрешения авторов проекта здания. Кроме того, на страницах 2-3 этого агитационного материала используется в качестве слоя для размещения материалов изображение карты города Якутска, являющейся объектом авторского права и принадлежащая ООО «..........», без разрешения последнего. Также указывает, что кандидат разместил фотографии рыб в агитационном материале, тогда как должен был получить разрешение автора этих фотографий.

Представители Акимова А.А. Г., А., Т., действующие на основании доверенностей, не согласились с требованиями и пояснили следующее. В агитационном материале Акимова А.А. нет ни одного указания, что им создано общественное движение «..........», и что активисты этого движения убирают придомовые территории, занимаются оборудованием детских площадок и так далее. Этим всем занимаются управляющие компании. Активисты общественного движения собирают от граждан сведения о местах свалок, о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей жилищно-коммунальными организациями и помогают жителям близлежащих домов решить эти вопросы путем «воздействия» на управляющие компании. Они сами не занимаются вывозом мусора, не строят детских площадок, а только добиваются, чтобы управляющие компании исполняли надлежаще свои обязанности. Акимов А.А., по инициативе которого создано общественное движение «..........», сам не является учредителем и (или) членом этой организации. В указанном агитационном материале также нет призывов голосовать «за» или «против» кандидатов, и тем более нет обещаний материальных благ под условием такого голосования. Никто из избирателей не получил какую-либо материальную выгоду, не сберег денежные средства от того, что почистили от мусора прилегающую территорию, поставили качели или отсыпали небольшой участок дороги. По доводу о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности представители заинтересованного лица пояснили, что заявитель должен был представить доказательства, что имеются правообладатели на здание Якутского государственного университета, как здания градостроительства. Должны были представить сведения, кто автор проекта, архитекторы, когда он построен, построен ли он специально под размещение ЯГУ или это здание было построено под размещение другого учреждения, а потом предоставлено под размещение ЯГУ. Кроме того, в агитационном материале эта фотография размещена в углу, занимает мало места, то есть не является основным объектом расположения. Основным объектом изображения на этой фотографии является сам Акимов А.А. Кроме того, в настоящее время Якутского государственного университета нет, есть Государственный Северо-Восточный университет. В агитационном материале размещена фотография прошлых лет, когда существовал Якутский государственный университет. Разрешение ООО «..........» на размещение в агитационном материале фотографии карты города Якутска имеется. Довод об использовании изображения рыб считают надуманным.

Представитель комиссии Б., действующая на основании доверенности, поддержала доводы представителей заинтересованного лица и пояснила, что никаких нарушений избирательного законодательства кандидат Акимов А.А. при проведении своей избирательной кампании не допускает.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования заявителя, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 ГС N 1653-1У на 8 сентября 2013 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Названное постановление официально опубликовано в печатном издании "..........", № ..., 01 июня 2013 г.

Решением Даркылахской окружной избирательной комиссии №7 от 05 июля 2013 года по выборам в народные депутаты в Государственное собрание «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия) пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 кандидатом в народные депутаты зарегистрирован Акимов А.А., выдвинутый региональным отделением Политической партии «Единая Россия» в Республике Саха (Якутия).

Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного суда Республики Саха (Якутия) при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять, подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию.

Довод заявителя, что активистами движения «..........» произведены уборка территорий, ремонт лестницы, оборудуются качели, и что указанные действия общественного движения подпадают под понятие предоставление услуг безвозмездно, то есть имеются признаки подкупа избирателей кандидатом Акимовым А.А., является несостоятельным. Доказательств того, что уборка мусора, оборудование детских площадок, ремонт лестницы, производились самим кандидатом, его доверенными лицами, уполномоченными представителями или по поручению кандидата иными лицами, не имеется. Сведений о том, что указанные работы производились активистами движения «Новый Якутск», агитационный материал не содержит. Напротив, из представленных руководителем ..........» сведений следует, что указанные работы проведены соответствующими управляющими организациями. Кроме того, данных о том, что учредителем общественной организации «..........», и (или) его руководителем, и (или) ее членом является Акимов А.А., не представлено. То, что идея создания такой организации принадлежит ему, не означает, что он является руководителем, учредителем и (или) ее членом. Из представленных документов об его выдвижении следует, что он является директором Дорожной эксплутационной организации № ..., расположенной в .......... РС(Я). Призыв к гражданам обращаться с предложениями об оборудовании детских площадок, также нельзя расценивать как подкуп, поскольку не содержит обещаний о том, что все их предложения будут исполнены, в случае если они проголосуют «за» Акимова А.А. или «против» иного кандидата.

Кроме того, согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома входят, в том числе, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Обязанность по оборудованию детских площадок, по уборке придомовой территории лежит на управляющих такими домами организациях жилищно-коммунального хозяйства. За содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома наниматели и собственники таких домов производят оплату. Производство указанных работ активистами какого-либо движения означает, что они безвозмездно оказывают услуги организациям жилищно-коммунального хозяйства, но не жителям этих домов. Избиратели, физические лица производят оплату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов и производство этих работ, кем бы то ни было, не может расцениваться как бесплатное предоставление услуг избирателям. Заявителем не представлено доказательств, что жители конкретных домов получили имущественные выгоды либо им была уменьшена плата за коммунальные услуги по содержанию придомовой территории, тогда как под подкупом избирателя, исходя из смысла п. 2 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ, понимается предоставление конкретной услуги безвозмездно конкретным избирателям.

Кроме того, доказательств того, что указанные работы производились активистами общественного движения «Новый Якутск» под условием голосования каких-либо конкретных избирателей «за» кандидата Акимова А.А. или «против» других кандидатов, не представлено.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Таким образом, в судебном заседании не установлен факт подкупа избирателей кандидатом Акимовым А.А., его доверенными лицами и (или) уполномоченным представителем или по их поручению иными лицами и организациями.

В силу изложенного, довод заявителя, что Акимовым А.А. совершается подкуп избирателей, в том числе обещанием им материальных благ путем строительства в дальнейшем детских площадок, является несостоятельным.

Довод заявителя о том, что изготовление баннеров не оплачено из средств избирательного фонда, является необоснованным, поскольку из представленных комиссией документов: сведений банка о расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата, выписки из лицевого счета, платежными поручениями подтверждается факт оплаты изготовления баннеров. Тот факт, что на двух из них не указано, что они оплачены за счет средств избирательного фонда не влечет отмены регистрации кандидата.

Довод заявителя о нарушении кандидатом законодательства об интеллектуальной собственности является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.1.1 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Нарушение указанных требований влечет отмену регистрации кандидата по подпункту «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

На основании абзаца шестого пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Разновидностью таких произведений являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 данного Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 данной статьи.

В соответствии со ст. 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Судом установлено, что на агитационном материале размещена фотография Акимова А.А., позади которого виднеется здание с вывеской: «Якутский государственный университет». Здание Якутского государственного университета находилось на открытом для свободного посещения месте и, кроме того, его изображение не является основным объектом агитационного материала. В коммерческих целях изображение здания Якутского государственного университета не используется.

Довод о размещении в агитационных материалах фотографии карты города Якутска, являющейся объектом авторского права ООО «..........», без согласия на то указанного правообладателя, не нашел подтверждения в судебном заседании. Согласие ООО «..........» на использование Акимовым А.А. в его предвыборной агитации объектов интеллектуальной собственности ООО «..........» имеется, суду представлен соответствующий документ.

Доказательств того, что фотографии рыб, размещенных в агитационном материале Акимова А.А., являются объектами чьей-либо интеллектуальной собственности, суду не представлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлен факт подкупа избирателей кандидатом Акимовым А.А., и (или) его доверенным лицом, и (или) уполномоченным представителем, также не подтвержден факт нарушения кандидатом законодательства Российской федерации об интеллектуальной собственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Григорьева Игоря Иннокентьевича об отмене регистрации Акимова Андрея Афанасьевича в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней.

Судья:                    З.С. Дьяконова

Решение суда принято в окончательной форме 3 сентября 2013 года.