ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-50/2012 от 06.10.2012 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

                                                                                    Сахалинский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Сахалинский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №3-50/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2012 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Юсовой Е.П.,

при секретаре Шишкине О.В.,

с участием прокурора Овчеренко Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы 6 созыва от 26 сентября 2012 года №13/37 и возложении обязанности исключить из информационного плаката и избирательного бюллетеня сведения о работе кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2, о признании незаконным постановления избирательной комиссии Сахалинской области от 4 октября 2012 года №60/532,

У С Т А Н О В И Л :

5 октября 2012 года кандидат в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО1 обратился в Сахалинский областной суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва от 26 сентября 2012 года № 13/37 и возложении обязанности внести достоверные сведения об основном месте работы или роде занятий кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2 в информационный плакат и избирательный бюллетень, о признании необоснованным бездействия избирательной комиссии Сахалинской области и постановления избирательной комиссии Сахалинской области от 4 октября 2012 года № 60/532.

В обоснование заявления заявитель указал, что решением окружной избирательной комиссии №2 утверждены текст бюллетеня для голосования и информационный плакат для размещения на стендах в помещении для голосования. Между тем в текстах бюллетеня и информационного плаката содержатся недостоверные сведения о месте работы кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2, поскольку он с августа 2012 года не работает профессором <данные изъяты>, о чем им было в устной форме заявлено окружной избирательной комиссии №2. Решением окружной избирательной комиссии №2 от 26 сентября 2012 года №13/37 было отклонено заявление члена избирательной комиссии о необходимости уточнения данных о кандидате, содержащихся в избирательном бюллетене и информационном плакате со ссылкой на достоверность сведений на момент регистрации кандидата. Считает, что окружная избирательная комиссия №2, утвердив текст избирательного бюллетеня, и располагая сведениями о недостоверности сведений о месте работы кандидата в депутаты ФИО2 нарушила требования части 5 статьи 58, частей 2 и 3 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также уклонилась от контрольной функции, предусмотренной пунктом 8 статьи 25 указанного Федерального закона. Указывает на то, что избирательная комиссия Сахалинской области, куда он обратился с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии №2, по надуманным мотивам отклонила его обращение, приняв постановление от 4 октября 2012 года №60/532, которое заявитель считает необоснованным.

В судебном заседании ФИО1 уточнил заявленные требования: просил отменить решение окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы 6 созыва № 13/37 от 26 сентября 2012 года и возложить на комиссию обязанность исключить из информационного плаката и избирательного бюллетеня сведения о работе кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2 путем вычеркивания записи о месте его работы из информационного плаката и избирательного бюллетеня, и признать незаконным постановление избирательной комиссии Сахалинской области от 4 октября 2012 года №60/532.

В судебном заседании ФИО1 поддержал уточненные требования, сославшись на то, что о факте увольнения ФИО2 в августе 2012 года он заявлял в устной форме окружной избирательной комиссии №2 в начале сентября 2012 года при формировании текстов избирательного бюллетеня и информационного плаката. Между тем, комиссия не прислушалась к его словам и не провела проверку достоверности сведений о месте работы кандидата в депутаты ФИО2, в связи с чем в тексты информационного плаката и избирательного бюллетеня были внесены недостоверные сведения о месте его работы, что нарушает его права как кандидата в депутаты по тому же избирательному округу и права избирателей на получение достоверной информации о каждом кандидате.

Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 ФИО3 возражала против удовлетворения заявления, указав на то, что на момент выдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты и его регистрации в качестве кандидата в депутаты им были представления все необходимые сведения в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 22 и пункта 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы». Достоверные сведения об увольнении ФИО2 с должности профессора <данные изъяты> ФИО1 и обратившимся 25 сентября 2012 года с заявлением Ф. в комиссию представлены не были. На заседании комиссии 26 сентября 2012 года ФИО2 не отрицал факт увольнения с указанного им места работы, однако комиссия не посчитала необходимым удовлетворять заявление, поскольку бюллетени и плакат были уже напечатаны, переданы в территориальную комиссию и внесение изменений заняло бы много времени.

Представитель избирательной комиссии Сахалинской области ФИО4 возражал против удовлетворения заявления, указав на то, что на момент выдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты и его регистрации в качестве кандидата в депутаты им были представления все необходимые сведения в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 22 и пункта 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы», сведения в информационный плакат и избирательный бюллетень были внесены на основании имеющихся в комиссии документов. Заявление Ф. было подано в окружную избирательную комиссию после утверждения текста бюллетеня и передачи изготовленных бюллетеней в территориальную комиссию, поэтому оснований для внесения изменений не имелось. Кроме того, комиссия считает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» сведения об изменении данных о кандидате могут быть поданы в комиссию только при представлении документов на регистрацию не позднее, чем за 45 дней до начала голосования.

Заинтересованное лицо ФИО2 на рассмотрение дела не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Овчеренко Д.А. об удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67) установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдума.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 45 Федерального закона №67 информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.

Согласно пункту «а» части 3 статьи 61 Федерального закона №67 в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает всю информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, в том числе, биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньше, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень.

В силу частей 1, 2, пункта «г» части 5, части 17 статьи 63 Федерального закона №67 для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.

Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии.

При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов, в том числе, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.

Аналогичные нормы закреплены в статьях 35,36,56,58 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы».

Как следует из материалов дела, ФИО2 выдвинут Сахалинским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №2. Список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, выдвинутых Сахалинским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам, заверен постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 15 августа 2012 года № 49/404.

17 августа 2012 года в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №2 ФИО2 представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №2 с приложением необходимых документов, в том числе копии трудовой книжки и справки с места работы, согласно которым он работает в должности профессора <данные изъяты> в городе Южно-Сахалинске.

27 августа 2012 года окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №2 принято решение №8/22 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

Решением окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №2 от 18 сентября 2012 года №12/32 утвержден текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному округу №2, в который включены сведения о месте работы кандидата в депутаты ФИО2, указанные в решении о регистрации.

23 сентября 2012 года изготовленные избирательные бюллетени избирательной комиссией Сахалинской области переданы окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 в количестве 25500 штук.

25 сентября 2012 года член окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 с правом совещательного голоса Ф., назначенный кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №2 ФИО1, обратился в окружную комиссию №2 с заявлением о внесении изменений в тексты информационного плаката и избирательного бюллетеня, в связи с содержащимися в них неточными сведениями о месте работы кандидата в депутаты ФИО2 в должности профессора <данные изъяты>, поскольку на момент утверждения текста бюллетеня ФИО2 уволен с указанной должности, а также о запросе необходимой информации в Южно-Сахалинском филиале Дальневосточного федерального университета.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 от 26 сентября 2012 года №15/37 в удовлетворении заявления Ф. отказано в соответствии с пунктом 3 статьи 22, пунктом 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы», поскольку представленные в окружную избирательную комиссию №3 ФИО2 в момент выдвижения и регистрации документы были представлены в установленный срок и в полном объеме.

1 октября 2012 года кандидат в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №2 ФИО1 обратился в избирательную комиссию Сахалинской области с заявлением, в котором просил отменить решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №2 от 26 сентября 2012 года №13/37 и обязать комиссию внести достоверные сведения о месте работы или роде занятий кандидата в депутаты ФИО2 в информационный плакат и избирательный бюллетень, ссылаясь на то, что он с августа 2012 года не является профессором <данные изъяты>

Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 4 октября 2012 года №60/532 обращение кандидата в депутаты ФИО1 оставлено без удовлетворения, поскольку необходимые документы были представлены ФИО2 в окружную избирательную комиссию в установленный срок, и решение о его регистрации было принято до его увольнения с указанного места работы.

Между тем выводы окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 и избирательной комиссии по Сахалинской области о невозможности внесения изменений в информационный плакат и избирательный бюллетень не основаны на положения Федерального закона №67.

В силу частей 4 и 6 статьи 20 Федерального закона №67 комиссии (в том числе и окружные, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается представителями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 и избирательной комиссии Сахалинской области, что с 28 августа 2012 года кандидат в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2 был уволен с должности профессора <данные изъяты> в городе Южно-Сахалинске.

Следовательно, указанные в информационном плакате и избирательном бюллетене сведения о месте работы кандидата в депутаты ФИО2 не соответствуют действительности, что противоречит требованиям части 2 статьи 45 Федерального закона №67 ФЗ и нарушают права избирателей на получение достоверной информации о кандидате в депутаты.

То обстоятельство, что заявителем Ф. окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 при подаче заявления 25 сентября 2012 года не были представлены достоверные данные об увольнении ФИО2 с указанного им места работы, не являлись препятствием для самостоятельного получения комиссией указанных сведений из <данные изъяты>. Кроме того опрошенный комиссией ФИО2 не оспаривал факт увольнения.

Доводы представителей окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 и избирательной комиссии Сахалинской области о том, что сведения об изменении данных о кандидатах могут быть представлены в избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до начала голосования в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы», не могут быть приняты во внимание, поскольку указанной нормой закона установлены сроки представления в уполномоченную избирательную комиссию документов для осуществления регистрации гражданина в качестве кандидата в депутаты, и к спорным правоотношениям не применимы.

Сроков, ограничивающих представление избирательным комиссиям данных, касающихся изменений сведений о кандидатах, произошедших после их регистрации в качестве кандидатов, Федеральным законом №67, либо другими законодательными актами не установлено.

В частности, часть 17 статьи 63 Федерального закона №67, предусматривающая возможность внесения в избирательный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, не устанавливает пресекательный срок для внесения таких изменений в бюллетень.

Довод представителя окружной избирательной комиссии №2 ФИО3 о том, что на момент обращения 25 сентября 2012 года члена окружной комиссии Ф. информационные плакаты и избирательные бюллетени были напечатаны, не является основанием для отказа во внесении изменений в информационный плакат и бюллетень в силу прямого указания в законе на возможность внесения таких изменений.

При таких обстоятельствах, решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №2 от 26 сентября 2012 года №13/37 и избирательной комиссии Сахалинской области от 4 октября 2012 года №60/532 об отказе во внесение изменений в информационный плакат и избирательный бюллетень, нельзя признать законными.

Согласно части 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Руководствуясь указанной нормой Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязывает окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва исключить из информационного плаката и избирательного бюллетеня сведения о месте работы кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2 в должности профессора <данные изъяты> в городе Южно-Сахалинске путем вычеркивания указанных сведений из информационного плаката и избирательного бюллетеня.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы 6 созыва от 26 сентября 2012 года № 13/37 о рассмотрении заявления члена комиссии с правом совещательного голоса окружной избирательной комиссии № 2 Ф., назначенного кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 ФИО1 незаконным.

Признать постановление избирательной комиссии Сахалинской области от 4 октября 2012 года №60/532 об обращении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 ФИО1 незаконным.

Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва исключить из информационного плаката и избирательного бюллетеня сведения о месте работы кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО2 в должности профессора <данные изъяты> в городе Южно-Сахалинске путем вычеркивания указанных сведений из информационного плаката и избирательного бюллетеня.

На решение суда может быть подана жалоба или принесено представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

В окончательной форме решение суда изготовлено 8 октября 2012 года.

Судья Сахалинского областного суда Е.П.Юсова