дело № 3-50/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 08 сентября 2014 г.
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре А.С. Садрутдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан А.Р. Габдуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 09 июня 2014 г. № 3597-IV ГС на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва. Данное постановление было опубликовано в газетах «Республика Татарстан» № 83 от 10 июня 2014 г. и «Ватаным Татарстан» № 83 от 10 июня 2014 г.
28 апреля 2014 г. Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан принято постановление № 24/271, которым полномочия окружной избирательной комиссии Девонского одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию г. Альметьевска Республики Татарстан.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Альметьевска Республики Татарстан от 30 июля 2014 г. № 67/2 ФИО2, выдвинутый Татарстанским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Девонскому одномандатному избирательному округу № 27.
Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат в депутаты, выдвинутый в порядке самовыдвижения, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2, ссылаясь на использование данным кандидатом преимуществ должностного и служебного положения депутата Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва при проведении избирательной кампании.
Указывает, в частности, на то, что встречи с избирателями кандидата ФИО2 были организованы в форме проведения отчета Территориальных общественных советов г. Альметьевска. Организаторами данных собраний выступали руководители предприятий, за которыми закреплены данные общественные советы. На собраниях присутствовали представители Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска, руководители управляющих компаний и ЖЭУ, осуществлялась незаконная агитация в пользу кандидата в депутаты ФИО2.
Кроме того, по мнению заявителя, ФИО2 допущены нарушения избирательного законодательства при изготовлении и распространении агитационных плакатов и баннеров.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3 заявленные требования поддержали.
Представитель ФИО2 – ФИО4, представитель Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан – ФИО5 заявленным требованиям возражали.
Территориальная избирательная комиссия г. Альметьевска Республики Татарстан надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание ее представитель не явился. Сведений об уважительности причин неявки не имеется. В соответствии с положениями части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части первой статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Статьей 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с должностным или служебным положением при проведении предвыборной агитации. Согласно пункту 5 этой статьи под использованием преимуществ должностного или служебного положения в целях применения названного Закона, в том числе понимается:
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.
По мысли федерального законодателя, под использованием преимуществ должностного или служебного положения в данном Федеральном законе подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Однако доказательствами того, что при проведении своей избирательной кампании кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва ФИО6, являющимся при этом депутатом Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва совершены действия, перечисленные в названной норме, суд не располагает.
Оспаривая правомерность действий кандидата ФИО2 при проведении встреч с избирателями на том основании, что они были организованы в форме проведения отчета территориальных общественных советов г. Альметьевска руководителями предприятий, за которыми закреплены данные общественные советы, ФИО1 не привел конкретных случаев проведения таких мероприятий.
В ходе рассмотрения дела заявителем были представлены видеозаписи, осуществленные им лично при проведении описанных выше встреч ФИО2 с избирателями. При просмотре указанных видеозаписей было установлено, что встречи с избирателями были проведены данным кандидатом в депутаты сразу после проведения отчетов Территориальных общественных советов г. Альметьевска, выступления ФИО2 не были включены в повестку дня собрания названных советов.
Кроме того, представителем ФИО2 в опровержение данного довода заявителя представлены копии договоров аренды с владельцами помещений, где проводились указанные собрания территориальных общественных советов г. Альметьевска, и платежные документы, свидетельствующие об оплате аренды помещений из избирательного фонда кандидата в депутаты. При этом все помещения, где проводились названные собрания, были предоставлены кандидату ФИО2 решением от 25 августа 2014 г. № 72/2 территориальной избирательной комиссии г. Альметьевска Республики Татарстан для проведения предвыборной агитации.
Заявителем и его представителем не представлены доказательства тому, что при проведении упомянутых собраний имели место случаи незаконной агитации в пользу кандидата в депутаты ФИО2. Из просмотренных в судебном заседании видеозаписей других форм агитации, кроме собственного выступления кандидата ФИО2, использовано не было.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что при изготовлении ФИО2 агитационных плакатов и баннеров допущены нарушения избирательного законодательства.
Согласно пункту 1.1 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 64 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
Общество с ограниченной ответственностью «Городская типография» и общество с ограниченной ответственностью «БИ Компани-Сервис», где на основании договоров с ФИО2, предварительно оплаченных из его специального избирательного фонда, были изготовлены печатные агитационные материалы, представили в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ и услуг указанных организаций по изготовлению печатных агитационных материалов. При этом общество с ограниченной ответственностью «Городская типография» не опубликовала указанные сведения в средствах массовой информации.
Вместе с этим, это нарушение избирательного законодательства не указано в качестве основания для отмены регистрации кандидата в депутаты в пункте 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащем исчерпывающий перечень таковых.
В опровержение доводов заявителя о том, что ФИО2, злоупотребляя своим служебным положением, безвозмездно на фасаде здания магазина «Оптика» по улице <адрес>, на щитах на перекрестке улиц <адрес>, разместил агитационные плакаты, представителем данного кандидата в депутаты предъявлены договоры аренды рекламных щитов, аренды фасада здания, а также платежные документы об оплате указанных услуг за счет средств избирательного фонда данного кандидата, которые суд признает достоверными.
Утверждения заявителя о том, что ФИО2 или его доверенными лицами были незаконно размещены печатные агитационные материалы на подъездах домов, обслуживаемых обществами с ограниченной ответственностью ЖЭУ № 7», «Альянс+», являются несостоятельными, поскольку указанными управляющими компаниями жилищного фонда дано согласие на размещение агитационных материалов на стенах (информационных досках) жилых домов, обслуживаемых данными организациями.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела использование ФИО2 преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании и других нарушений избирательного законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены его регистрации, не установлено.
В соответствии с частью второй статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Девонскому одномандатному избирательному округу № 27 ФИО2, выдвинутого Татарстанским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», осуществленной решением территориальной избирательной комиссии г. Альметьевска Республики Татарстан от 30 июля 2014 г. № 67/2, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский