ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-50/2021 от 24.08.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а – 66/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 24 августа 2021 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонова,

при секретарях А.И. Малыгиной, Ю.А. Киреевой,

с участием в деле:

административного истца – муниципального предприятия Ковылкинского муниципального района «Ковылкинские тепловые сети» (далее также – МП КМР «Ковылкинские тепловые сети), его представителя Андреевой Юлии Михайловны,

административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее также – РСТ Республики Мордовия), его представителей Тимошкина Евгения Николаевича, Сорокиной Ольги Алексеевны,

заинтересованного лица – Федеральной антимонопольной службы (далее также – ФАС России),

прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Немудрякина Ильи Борисовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального предприятия Ковылкинского муниципального района «Ковылкинские тепловые сети» о признании недействующими со дня принятия приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 г. № 232 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» потребителям на 2021 – 2023 годы», приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 г. № 242 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающие услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021 – 2023 годы»,

у с т а н о в и л:

Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 16 декабря 2020 г. приняты приказ № 232 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» потребителям на 2021-2023 годы» (далее также – Приказ от 16 декабря 2020 г. № 232), устанавливающий долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, согласно приложению № 1; экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям согласно приложению № 2; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» потребителям, согласно приложению № 3 и приказ № 242 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающие услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021 – 2023 годы» (далее также – Приказ от 16 декабря 2020 г. № 242), утвердивший производственную программу МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения согласно приложению № 1; экономически обоснованные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» потребителям, согласно приложению № 2; тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения, согласно приложению № 3.

МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» обратилось с административным исковым заявлением о признании со дня принятия недействующими вышеуказанные приказы, обязании РСТ Республики Мордовия принять новые нормативные правовые акты, заменяющие Приказ от 16 декабря 2020 г. № 232 и Приказ от 16 декабря 2020 г. № 242, в которых предусмотреть статью расходов «Амортизация основных средств и нематериальных активов на 2021 – 2023 годы» в размере <данные изъяты> тысяч рублей. Также просит взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Требования мотивированы тем, что установленный Приказом от 16 декабря 2020 г. № 232 тариф не является экономически обоснованным, поскольку в нарушение тарифного законодательства в сфере теплоснабжения РСТ Республики Мордовия необоснованно не принял в тариф на тепловую энергию расходы на амортизацию основных средств в размере 1854, 80 тысяч рублей. Определение тарифа на тепловую энергию (мощность) с нарушением требований законодательства влечёт нарушение определения тарифа на горячую воду, установленного Приказом от 16 декабря 2020 г. № 242, поскольку двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Доводит до суда мнение о том, что оспариваемые приказы противоречат действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190 – ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении), Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения); постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения); Методическим указаниям по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760 – э (далее также – Методические указания № 760 – э), а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746 – э (далее также – Методические указания № 1746 – э).

Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал письменные возражения с дополнениями на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска. Указал, что объекты теплоснабжения созданы (приобретены) за счёт бюджетных средств и переданы в МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» в хозяйственное ведение, не предусматривающее возврат указанных средств. Включение указанных расходов в амортизацию приведёт к получению организацией необоснованного дохода, при этом потребители тепловой энергии, отпускаемой МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» дважды оплатят расходы по созданию (приобретению) объектов теплоснабжения в виде налогов в бюджет и при оплате по тарифам. Утверждённая инвестиционная программа на 2021 г. и последующие годы МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» отсутствует. В основу решения об исключении из необходимой валовой выручки расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» положены разъяснения ФАС России, согласно которым, если объекты основных средств созданы за счёт бюджетных средств и переданы регулируемой организации по договору хозяйственного ведения, не предусматривающего возврат указанных средств, включение расходов на амортизацию данных объектов в необходимую валовую выручку (далее также – НВВ) не допускается.

25 июня 2021 г. судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФАС России.

В письменных объяснениях заинтересованное лицо ФАС России просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагая, что судебный акт по настоящему административному делу не повлияет на права и обязанности ФАС России по отношению к сторонам.

В судебном заседании представитель административного истца Ю.М. Андреева административный иск поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представители административного ответчика Е.Н. Тимошкин и О.А. Сорокина относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в письменных возражениях на административное исковое заявление и в дополнении к ним.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия И.Б. Немудрякин дал заключение, в котором полагал, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объёме (часть седьмая статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью восьмой указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Являясь субъектом регулирования оспариваемых нормативных правовых актов, МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающее услуги по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, имеет экономическую заинтересованность в оспаривании расчётов, поскольку они влияют на размер финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности муниципального предприятия в течение расчётного периода регулирования. Следовательно, МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе, Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями № 760 – э.

Подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчёты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.

Из содержания положений пункта 1 части второй статьи 5, пункта 1 части третьей статьи 7 и пункта 4 части первой статьи 8 Закона о теплоснабжении следует, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно Положению о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённому постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642, (далее также – Положение о РСТ Республики Мордовия) Республиканская служба в пределах своей компетенции в сфере теплоснабжения устанавливает, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в РСТ Республики Мордовия образуется коллегиальный орган – Коллегия (пункт 23 Положения), состав которого утверждён приказом РСТ Республики Мордовия от 10 января 2018 г. № 01 – т.

Из материалов дела следует, что МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» <дата> г. обратилось с заявлением <№> о выборе метода регулирования и установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 – 2023 годы, а также с заявлением <№> о выборе метода регулирования и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на 2021 – 2023 годы, представив комплект обосновывающих документов согласно реестру.

Также МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» 23 ноября 2020 г. подало корректировку предложения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 – 2023 годы № 2311 – 01.

Тарифным органом открыто дело № 31 – гвс по утверждению тарифов и производственной программы.

По результатам оценки предложения органом регулирования составлены экспертные заключения от 2020 г. относительно экономической обоснованности затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» и экономической обоснованности расчётов для установления тарифов на горячую воду в закрытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» 2021 – 2023 годы.

Согласно письму от <дата> г. <№> МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» выразило несогласие с размерами тарифов на тепловую энергию и горячую воду, предлагаемую к утверждению на 2021 г.

<дата> г. при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии органа регулирования, на котором единогласно принято решение об установлении в отношении МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» долгосрочных параметров регулирования и тарифах на тепловую энергию на 2021 – 2023 годы и утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающие услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021 – 2023 годы.

16 декабря 2020 г. приняты Приказы РСТ Республики Мордовия № 232 и № 242 на основании протокола заседания Коллегии № 45.

Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения начальник РСТ Республики Мордовия издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Республиканской службы.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов, судом не установлено.

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу части второй статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.

Частью второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.

Приказы от 16 декабря 2020 г. № 232 и № 242 были официально опубликованы 21 декабря 2020 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202012210038, 1301202012210048).

С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.

Рассматривая заявленные МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» требования о соответствии оспариваемых приказов нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Предложение регулируемой организации МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» по статье расходов «Амортизация основных средств и нематериальных активов» составило 1854, 80 тысяч рублей.

Из экспертного заключения по результатам проведения экспертизы тарифным органом следует, что сумма затрат по данной статье расходов в составе подконтрольных расходов была полностью исключена из НВВ.

Согласно материалам дела основные средства, созданные и приобретенные за счёт бюджетных средств и принадлежащие на праве собственности Ковылкинскому муниципальному району Республики Мордовия переданы в хозяйственное ведение в соответствии с постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 3 декабря 2019 г. № 1541 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием Ковылкинского муниципального района «Ковылкинские тепловые сети», с приложением актов приёма – передачи, передаточного акта бесхозяйных объектов – тепловых сетей от 9 ноября 2020 г.

Основные средства приняты по актам приёма – передачи, приняты к бухгалтерскому учёту, начисление амортизации объектов основных средств производилось линейным способом, что подтверждается ведомостями амортизации основных средств МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» за январь – декабрь 2020 г., январь 2021 г., актами о приёме – передаче здания (сооружения), инвентарными карточками учёта объекта основных средств.

Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются документами МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», представленными в рамках тарифной заявки.

При этом суд учитывает, что неподтвержденность расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» необходимой и достаточной совокупностью допустимых документов, не указана в качестве основания невключения вышеназванных расходов в НВВ при определении тарифа на тепловую энергию ни в экспертном заключении на тарифную заявку, ни в протоколе заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия.

Не является предметом настоящего административного иска и размер расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» ввиду того, что размер данных расходов не анализировался тарифным органом с точки зрения его экономической обоснованности и документальной подтверждённости, так как решение тарифным органом по вопросу о размере вышеназванных расходов не принималось, отсутствует предмет судебного контроля.

В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации) и право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.

Поэтому лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в НВВ регулируемой организации подлежит включению амортизация основных средств и нематериальных активов.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе, амортизацию основных средств и нематериальных активов организации.

Пунктом 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчёта тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний в сфере теплоснабжения амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к этим методическим указаниям по данным бухгалтерского учёта регулируемой организации.

Согласно пункту 7 Правил бухгалтерского учёта (далее также – ПБУ) 6/01, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01», основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Как следует из представленных административным истцом в тарифный орган документов, основные средства, которые были переданы предприятию в хозяйственное ведение органом государственной власти, приняты административным истцом к учёту, МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» несёт бремя содержания данного имущества, следовательно в отношении таких объектов подлежит начислению амортизация.

Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определён Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно пункту 49 которых, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учёта, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств, в том числе целевого финансирования, и закреплённое за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

В экспертном заключении от 2020 г., в котором рассматривалась экономическая обоснованность затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», в возражениях на административное исковое заявление и в дополнениях к ним указано в качестве основания исключения из НВВ амортизационных отчислений следующее.

Если объекты основных средств созданы за счёт бюджетных средств, включение расходов на амортизацию объектов теплоснабжения, рассчитанную исходя из стоимости строительства объектов, финансируемых за счёт бюджетных средств, приведёт к получению организацией необоснованного дохода в размере амортизации и росту тарифов для потребителей услуг теплоснабжения и, соответственно, несоблюдению принципов, предусмотренных пунктами 5 и 6 части первой статьи 3 Закона о теплоснабжении. Также исключение амортизационных отчислений из НВВ обосновывается нормой, предусмотренной подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.

Данные доводы административного ответчика отклоняются как несостоятельные.

Как было указано выше нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учёта, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств, в том числе целевого финансирования, и закреплённое за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат. Толкование правовых норм, при котором в рассматриваемой ситуации данный запрет якобы логически следует из принципов регулирования правоотношений в сфере теплоснабжения, является расширительным, а потому основанные на нём решения не могут быть признаны законными и обоснованными.

Таким образом, оспариваемый приказ № 232 не соответствует вышеназванным нормативно – правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку при определении тарифа на тепловую энергию для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» неправомерно исключены из НВВ расходы по статье «Амортизация основных средств».

Ссылка административного ответчика в экспертном заключении на подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации основана на ошибочном толковании закона, поскольку положения этой нормы регулируют налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.

При определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счёт бюджетных средств, не исключается.

В правоотношениях по установлению тарифов в сфере теплоснабжения подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению при расчёте налога на прибыль регулируемой организации, поскольку пункт 46 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения содержит прямое указание о необходимости определения в этом случае суммы амортизации основных средств в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 12 декабря 2019 г. № 25 – АПА19 – 7.

Согласно части девятой статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определённом Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 88, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящей из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями № 1746 – э на основании, в том числе, такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Таким образом, компонент на тепловую энергию является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которого устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию, так как согласно пункту 113 Методических указаний № 1746 – э, значение компонента на тепловую энергию приравнивается к значению тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).

В приложении № 2 к приказу № 232 определён тариф на тепловую энергию для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети»: с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. в значении 2889, 92 руб./Гкал, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в значении 3675, 06 руб./Гкал, в приложении № 2 к приказу № 242 установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, последний указан с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. в значении 2889, 92 руб./Гкал, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в значении 3675, 06 руб./Гкал.

Определение тарифа на тепловую энергию (мощность) с нарушением требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, влечёт признание нарушений требований Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Методических указаний № 1746 – э при установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поскольку вышеуказанными нормативно – правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, предусмотрено, что компонент на тепловую энергию определяется как установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

С учётом изложенного оспариваемый приказ от 16 декабря 2020 г. № 242 не соответствует вышеназванным нормативно – правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку при определении тарифа на тепловую энергию для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети неправомерно исключены из НВВ расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

Доводы административного ответчика о том, что у предприятия отсутствовали фактические затраты на приобретение и изготовление объектов коммунального хозяйства, переданных ему в хозяйственное ведение; что при включении амортизации в необходимую валовую выручку, предприятие получит необоснованный доход, а также произойдёт необоснованный двойной рост тарифов для населения; что у МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» отсутствует инвестиционная программа – не опровергают выводы о незаконности приказов, по существу эти доводы сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права.

С учётом положений абзаца 5 пункта 2 Приказа ФСТ России от 7 июня 2013 г. № 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» не подлежит удовлетворению требование МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» о возложении на РСТ Республики Мордовия обязанности по изданию заменяющего нормативного правового акта.

Вопреки доводам административного истца оснований для указания в решении суда размера расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» не имеется, поскольку экспертиза тарифного предложения муниципального предприятия и определение конкретных экономически обоснованных параметров регулирования отнесены к компетенции РСТ Республики Мордовия, по данной категории дел суд не осуществляет нормативную регламентацию спорных правоотношений и ограничен проверкой законности оспариваемых приказов.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с РСТ Республики Мордовия в пользу МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9000 рублей, подтверждённые платежным поручением № 150 от 29 апреля 2021 г.

В силу пункта 2 части четвёртой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

административный иск муниципального предприятия Ковылкинского муниципального района «Ковылкинские тепловые сети» удовлетворить частично.

Признать приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 г. № 232 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МП КМР «Ковылкинские тепловые сети» потребителям на 2021 – 2023 годы» и приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 г. № 242 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МП КМР «Ковылкинские тепловые сети», оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021 – 2023 годы» не действующими со дня их принятия.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу муниципального предприятия Ковылкинского муниципального района «Ковылкинские тепловые сети» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9000 (девяти тысячи) рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонов

Мотивированное решение суда составлено 1 сентября 2021 г.