ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-512/15 от 26.08.2015 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск, Московская обл. 26 августа 2015 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Горохове С.Б.,

с участием прокурора Козловой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №3-512/15 по заявлению Васильевой Е. Н. о признании частично недействующим Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева Е.Н. обратилась в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее – Распоряжение №564-РМ).

Заявитель, уточнив первоначально заявленные требования, просила признать недействующим Распоряжение №564-РМ в части сведений о результатах государственной кадастровой оценки принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами: с №50:23:0050446:645 по №50:23:0050446:757, содержащихся в п.п. 79477-79481, 79494-79563, 79565-79585, 79587-79594 Раздела 50 «Раменский муниципальный район» Приложения №1 оспариваемого Распоряжения.

В обоснование требований заявитель ссылалась на то, что являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050446:87 на основании договора купли-продажи от 14 октября 2014 года, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07 ноября 2014 года. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050446:87 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами с 50:23:0050446:645 по 50:23:0050446:757, права собственности на которые зарегистрированы 06 февраля 2015 года. Кадастровый учет раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050446:87 осуществлен в 2012 году и сведения о вновь образованных земельных участках были внесены в Государственный кадастр недвижимости с временным статусом на основании ч.4 ст.24 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Заявитель указывает, что находящиеся на временном учете земельные участки до регистрации права собственности на них не являлись объектами гражданских прав. Полагает, что государственная кадастровая оценка земель в отношении земельных участков, которые находятся на временном учете в ГКН и право собственности на которые не оформлено, противоречит ст.ст. 128, 130, 131 ГК РФ, ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 5, 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральным стандартам оценки ФСО №1 и ФСО №4, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2016 года №222.

Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что незаконно, по мнению заявителя, проведенная оценка земельных участков с указанными кадастровыми номерами повлекла внесение некорректных данных в ГКН, в том числе задвоение площадей и оценки. Заявитель также указала, что осуществленная оценка временно учтенных земельных участков приводит к обязанности уплачивать больший земельный налог, чем если бы кадастровая стоимость участков была рассчитана исходя из удельного показателя исходного участка, в отношении которого решением суда в 2014 году была установлена рыночная стоимость.

Представители заинтересованных лиц: Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области - возражали против удовлетворения заявленных требований. Полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и в полном соответствии с требованиями федерального законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Козловой О.А., суд, соглашаясь с заключением прокурора, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходит из следующего.

В силу пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом – согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (п. 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон №135-ФЗ).

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона №135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован главой III.1 (ст.ст. 24.11 – 24.22) Федерального закона №135-ФЗ.

Статьей 24.11 Федерального закона №135-ФЗ определено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст.24.12 Федерального закона №135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Ст. 24.13 Федерального закона №135-ФЗ устанавливает, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости (ст. 24.15 Федерального закона №135-ФЗ).

Из представленных суду материалов усматривается, что Васильева Е.Н. на основании договора купли-продажи от 14 октября 2014 года № СЗ-ВЕН/ОТР/14 приобрела право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050446:87, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 112246 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Раменский район, сельское поселения Рыболовское, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала (л.д. 30).

Как следует из текста заявления Васильевой Е.Н. и пояснений ее представителя в судебном заседании земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050446:87 был разделен предыдущим собственником на 113 земельных участков. Кадастровый учет раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050446:87 осуществлен в 2012 году и сведения о вновь образованных земельных участках были внесены в Государственный кадастр недвижимости с временным статусом - в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Решение об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050446:87 принято Васильевой Е.Н. 29 декабря 2014 года (л.д. 31-36).

Министерством экологии и природопользования Московской области 26 ноября 2013 года принято Распоряжение №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».

В приложении №1 к Распоряжению№564-РМ в разделе 50 приведены результаты государственной кадастровой оценки земель: как в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050446:87, так и в отношении вновь образуемых 113 земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050446:645 по 50:23:0050446:757.

Распоряжение №564-РМ опубликовано в официальном издании – газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», №223, 27 ноября 2013 года.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 12 мая 2014 года №182-РМ «О внесении изменений в распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель» в Распоряжение №564-РМ внесены изменения в том числе наименование распоряжения, подпункты 1.1, 1.2, 1.3, наименование в Приложении №1. Приложении №2, Приложении №3 после слов «дачных объединений» дополнены словами «, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории».

Распоряжение №182-РМ опубликовано в официальном издании: газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», №85(3265), 15 мая 2014 года.

В соответствии с п.12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 года №681/27 (в редакции, действовавшей на период проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов Распоряжением №564-РМ), утверждение результатов кадастровой оценки и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входило в компетенцию данного Министерства. Соответственно, в силу указанных выше положений Федерального закона №135-ФЗ, в полномочия Министерства входило и принятие решения о проведении кадастровой оценки и выполнения функций заказчика данных работ.

В настоящее время выполнение всех указанных функций относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Московской области (Постановление Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 «О внесении изменений в Положение о Министерстве имущественных отношений Московской области и в Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области»).

Пунктами 10 – 10.5 Перечня мероприятий Долгосрочной целевой программы Московской области «Экология Подмосковья на 2011 – 2013 годы» (Приложение №1, подпрограмма 1), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 09 августа 2010 года №646/34, предусматривались работы по государственной кадастровой оценке земель Московской области. Ответственным органом за реализацию подпрограммы 1 являлось Министерство экологии и природопользования Московской области.

Из представленных суду материалов установлено, что 10 января 2013 года Министерством экологии и природопользования Московской области был направлен запрос №08-3 в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области (ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области) о предоставлении Министерству перечней земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по соответствующим видам земель, в том числе земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) и расположенных вне границ населенных пунктов.

Запрошенные перечни предоставлены Министерству экологии и природопользования Московской области 05 февраля 2013 года (письмо от 05 февраля 2013 года №01-40/0059).

Министерством экологии и природопользования Московской области – как указано выше - принято Распоряжение от 08 февраля 2013 года №34-РМ «О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году».

19 августа 2013 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Центр оценки «Аверс» заключен государственный контракт №1171-ЗЕМ на выполнение работ по проведению Государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.

В соответствии с требованиями ст. 24.17 и ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ после принятия отчета об определении кадастровой стоимости результаты государственной кадастровой оценки были утверждены оспариваемым Распоряжением №564-РМ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Распоряжение №564-РМ принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в полном соответствии с требованиями федерального законодательства.

Доводы заявителя о том, что вновь образованные земельные участки неправомерно включены в Распоряжение №564-РМ суд полагает несостоятельными в связи со следующим.

Как указано выше ст. 24.13 Федерального закона №135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Соответствующее разъяснение дано Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 12 Постановления №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Разъяснено, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй ст. 24.15 Федерального закона №135-ФЗ). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Федеральный закон №221-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона №221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

В данном случае определение кадастровой стоимости временно учтенных земельных участков связано с выполнением кадастровых работ в целях осуществления государственной регистрации прав на вновь образуемые объекты недвижимости.

Особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости установлены ст. 24 Федерального закона №221-ФЗ, положениями которой предусмотрена постановка на учет вновь образованных объектов недвижимости, которые носят временный характер. Сведения о таких объектах утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости (часть 4 статьи 24).

Таким образом, государственная кадастровая оценка вновь образованных 113 земельных участков, сведения о которых носили временный характер, осуществлена в Распоряжении №564-РМ по состоянию на 01 января 2013 года в соответствии с нормами действующего федерального законодательства.

Ссылки заявителя на несоответствие оспариваемого нормативного акта статьям 128, 130, 131 Гражданского кодекса РФ и статье 11.2 Земельного кодекса РФ суд полагает несостоятельными, поскольку согласно указанным выше нормам федерального законодательства об оценочной деятельности и о государственном кадастре недвижимости в рассматриваемом судом случае постановка на кадастровый учет и оценка осуществляются в отношении объектов недвижимости, а не объектов права собственности, участвующих в гражданском обороте.

Суд не может согласиться и с доводами заявителя о нарушении ее прав взиманием завышенного налога.

В силу положений ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Таким образом, до регистрации заявителем права собственности на вновь образованные земельные участки эти участки не являлись объектами налогообложения.

В случае несогласия с утвержденными оспариваемым Распоряжением №564-РМ результатами определения кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков заявитель не лишена возможности порядке, установленном Федеральным законом №135-ФЗ, оспорить эти результаты в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части установления кадастровой стоимости принадлежащих заявителям земельных участков.

Руководствуясь статьями 194-199, 251-253, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Васильевой Е. Н. о признании частично недействующим Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Найденова Л.А.