ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-515/16 от 03.11.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-80/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ставрополь 03 ноября 2017 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.

при секретаре: Гапоновой В.А.,

с участием:

представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по доверенности ФИО2,

представителя администрации г.Ставрополя по доверенности ФИО3,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО5 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата управления Росреестра» по Ставропольскому краю, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

у с т а н о в и л:

ФИО5 обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата управления Росреестра» по Ставропольскому краю, заинтересованные лица: Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрация г.Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под магазин, для использования под объект торговли», расположенный по адресу: <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «объекты торгового назначения; объекты обслуживании населения как отдельно стоящие, так и встроено-пристроенные; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли», расположенный по адресу: <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под объект по обслуживанию транспортных средств, для использования под гаражами», расположенный по адресу: <адрес>, равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под станцией технического обслуживания автомобилей и автомойкой; для использования под объектами торговли (под торгово-развлекательным центром (литер «А»), для продолжения строительства культурно-развлекательного комплекса со специализированным магазином и кафе, для строительства многоярусной стоянки, спортивно-оздоровительного комплекса, торгового комплекса и объектов для организации культурно-массовых мероприятий», расположенный по адресу: <адрес> в квартале <адрес>, равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м. с видом разрешенного использования «для проектирования пункта технического обслуживания автопарка ГТС», расположенный по адресу: <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска указано, ФИО5 на праве собственности и аренды принадлежат следующие земельные участки:

5. с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «для проектирования пункта технического обслуживания автопарка ГТС», расположенный по адресу: <адрес>.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов на территории Ставропольского края по состоянию на 01.01.2015 г.

На основании вышеуказанного приказа по состоянию на 01 января 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере кв.м. рублей., земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб. земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб.; по состоянию на 31 марта 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб.; по состоянию на 14 июля 2016 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб.

В целях проверки обоснованности размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости указанных участков, ФИО5 обратился в специализированную организацию для подготовки отчета о рыночной стоимости.

Обществом с ограниченной ответственностью «Консалтинвестгрупп» были проведены оценочные работы недвижимого имущества и подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости № 0085 от 19.09.2016 г. и №0016 от 04.05.2016 г.

На отчет за №0085 и №0016 были получены Положительные экспертные заключения №6199 от 21.09.2016 г. и №3873 от 09.06.2016 г., подготовленные Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации оценщиков Деловой союз оценщиков».

В результате проведенных оценочных работ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб.

Полагая результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих на праве собственности и аренды земельных участков недостоверными и нарушающими права плательщика налога и арендной платы на это имущество, поскольку его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость, ФИО5 просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 СА. поддержал административный иск, с учетом судебного экспертного заключения, выполненного ООО «Арбитраж» №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года, уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, определенном в указанном экспертном заключении.

Представитель КУМИ г.Ставрополя ФИО2 просила отказать в удовлетворении иска в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:011605:271 площадью 4385 кв.м. с видом разрешенного использования «для проектирования пункта технического обслуживания автопарка ГТС», расположенный по адресу: <...>. Пояснила, что с заключением судебной экспертизы ООО «Арбитраж» №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года не согласна, так как по её мнению она является недостоверной по основаниям, изложенным в письменных возражениях. На вопрос председательствующего пояснила, что ходатайства о проведении повторной судебной оценочной экспертизы заявлять не будет.

Представитель администрации г.Ставрополя ФИО3 просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Пояснила, что с заключением судебной экспертизы ООО «Арбитраж» №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года не согласна, так как по её мнению она является недостоверной по основаниям, изложенным в письменных возражениях. На вопрос председательствующего пояснила, что ходатайства о проведении повторной судебной оценочной экспертизы заявлять не будет.

Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО4 в судебном заседании просила принять законное и обоснованное решение, претензий к заключению экспертизы ООО «Арбитраж» №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года не имеет.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В силу статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

В силу вышеуказанных законоположений, установление кадастровой стоимости в отношении земельных участков затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, и дает последнему право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Как следует из материалов дела, ФИО5 на праве собственности и аренды принадлежат следующие земельные участки:

5. с кадастровым номером площадью кв.м. с видом разрешенного использования «для проектирования пункта технического обслуживания автопарка ГТС», расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права, договорами аренды.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов на территории Ставропольского края по состоянию на 01.01.2015 г.

Согласно кадастровых справок о кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> кв.м. рублей., земельного участка с кадастровым номером определена в размере руб. земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> руб.; по состоянию на 31 марта 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> руб.; по состоянию на 14 июля 2016 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается кадастровыми справками.

В целях проверки обоснованности размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости указанных участков, ФИО5 обратился в специализированную организацию для подготовки отчета о рыночной стоимости.

Обществом с ограниченной ответственностью «Консалтинвестгрупп» были проведены оценочные работы недвижимого имущества и подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости № 0085 от 19.09.2016 г. и №0016 от 04.05.2016 г.

На отчет за №0085 и №0016 были получены Положительные экспертные заключения №6199 от 21.09.2016 г. и №3873 от 09.06.2016 г., подготовленные Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации оценщиков Деловой союз оценщиков».

В результате проведенных оценочных работ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> руб.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы №84-Г/2016 от 08.11.2016 года, выполненной экспертом ГУП СК «Бюро экспертиз», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 14.07.2016 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 31.03.2015 года.

Определением Ставропольского краевого суда от 14 февраля 2017 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза (т.3 л.д.159-165). Суд пришел к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы №84-Г/2016 от 08.11.2016 года, выполненной экспертом ГУП СК «Бюро экспертиз» проведено с нарушением требований закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы №031/ЭО-17 от 30.03.2017 года, выполненной экспертом ООО Центр судебных экспертиз «ЭКСПЕРТ-ПРОФИ», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рубль по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 14.07.2016 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 31.03.2015 года.

Определением Ставропольского краевого суда от 14 июня 2017 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза (т.5 л.д.37-43). Суд пришел к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы №031/ЭО-17 от 30.03.2017 года, выполненной экспертом ООО Центр судебных экспертиз «ЭКСПЕРТ-ПРОФИ» проведено с нарушением требований закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки и на основании этой экспертизы невозможно сделать вывод о рыночной стоимости земельных участков.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года, выполненной экспертом ООО «Арбитраж», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 14.07.2016 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 31.03.2015 года.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ООО «Арбитраж» ФИО6 пояснила, что заключение подготовлено полностью в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, подобраны соответствующие аналоги, применены необходимые корректировки. Все, что изложено в возражениях представителей КУМИ и администрации г.Ставрополя не соответствует действительности и подробно опровергается в приобщенных в судебном заседании письменных пояснениях эксперта по заключению №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года, выполненной экспертом ООО «Арбитраж» в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки с учетом выводов суда о недостоверности сведений, содержащихся в предыдущих двух заключениях.

Указанное экспертное заключение №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года, выполненной экспертом ООО «Арбитраж», подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход, обосновав его применение.

В рамках сравнительного подхода экспертом проведен анализ сегмента рынка, к которому принадлежат оцениваемые участки, подобран ряд аналогов, сходных по основным параметрам с объектом оценки.

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблицах сравнения.

Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием этих поправок и их значений.

В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены скриншоты интернет-страниц с объявлениями о продаже объектов- аналогов.

Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, не представлено.

Доводы представителей администрации и КУМИ г.Ставрополя о недостоверности экспертного заключения, изложенные в возражениях, опровергнуты пояснениями эксперта, данными в судебном заседании и приобщенными к материалам дела письменными пояснениями.

Значительное же отличие от кадастровой стоимости земельных участков величины рыночной стоимости этих участков, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск ФИО5 об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату их кадастровой оценки, подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением судебной экспертизы №ЭЗ 016/09/2017 от 11.09.2017 года, выполненной экспертом ООО «Арбитраж».

В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывает о том, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывает о том, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В связи с чем, суд считает необходимым указать в резолютивной части решения, что заявление ФИО5 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной поступило в Ставропольский краевой суд 27 сентября 2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

административные исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под магазин, для использования под объект торговли», расположенный по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере <данные изъяты> рублей;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «объекты торгового назначения; объекты обслуживании населения как отдельно стоящие, так и встроено-пристроенные; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли», расположенный по адресу: <данные изъяты>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере <данные изъяты> рублей;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под объект по обслуживанию транспортных средств, для использования под гаражами», расположенный по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 31.03.2015 года в размере <данные изъяты> рублей;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под станцией технического обслуживания автомобилей и автомойкой; для использования под объектами торговли (под торгово-развлекательным центром (литер «А»), для продолжения строительства культурно-развлекательного комплекса со специализированным магазином и кафе, для строительства многоярусной стоянки, спортивно-оздоровительного комплекса, торгового комплекса и объектов для организации культурно-массовых мероприятий», расположенный по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 14.07.2016 года в размере <данные изъяты> рублей;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «для проектирования пункта технического обслуживания автопарка ГТС», расположенный по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере <данные изъяты> рублей.

Заявление ФИО5 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной поступило в Ставропольский краевой суд 27 сентября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 08 ноября 2017 года.

Судья

Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко