РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2015 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-51/2015 по заявлению ФИО1, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для производственной базы», расположенный по адресу: <.......>
Полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <.......> рублей <.......> копеек, установленная по состоянию на <.......> года, является необоснованно завышенной, что затрагивает её права и обязанности как налогоплательщика.
В соответствии с отчетом ООО <.......> № <.......> от <.......> года рыночная стоимость принадлежащего ей земельного участка по состоянию на <.......> года составляет <.......> рублей.
На основании изложенного, уточнив заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость названного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном по результатам судебной экспертизы, <.......> рублей.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщил, в письменном возражении на заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что кадастровая палата не является заинтересованным лицом по делу, поскольку заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с оспариванием действий органа кадастрового учета не связаны.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Кимовский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях на заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на недоказанность факта недостоверности расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков г. Тулы.
Представители заинтересованных лиц министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались в установленном законом порядке, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, сославшись на отсутствие материально-правового интереса по данному спору.
Исходя из положений части 1 статьи 246, статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для производственных целей», расположенный по адресу: <.......>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <.......> года <.......>, выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество от <.......> года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
09.12.2013 года правительством Тульской области принято Постановление № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)».
Постановление правительства Тульской области вступило в силу 01 января 2014 года.
Приложением № 1 к вышеуказанному Постановлению правительства Тульской области утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013 года.
Приложением № 2 к Постановлению правительства Тульской области № 740 от 09.12.2013 года утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <.......>, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости <.......> года, рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – <.......> руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 по состоянию на 01.01.2013 года (приложение № 2), на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от <.......> года и установлена в размере <.......> рублей.
Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта в отношении спорного земельного участка от <.......> года и кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <.......> года.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутого земельного участка заявительница обратилась в ООО «<.......>».
В соответствии с отчетом об оценке земельного участка № <.......> от <.......> года, выполненным данной организацией, рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на <.......> года составляет <.......> рублей.
Данный отчет получил положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации, членом которой является оценщик ООО «<.......>», - «<.......>» № <.......> от <.......> года.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости, в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет <.......> года, акт органа кадастрового учета об определении его кадастровой стоимости утвержден <.......> года.
По ходатайству представителя заявителя в целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (<.......> года – дата постановки земельного участка на кадастровый учет, <.......> года – дата утверждения акта органа кадастрового учета об определении его кадастровой стоимости) судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «<.......>».
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении названной экспертной организации от <.......> года № <.......>, рыночная стоимость объекта оценки на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (<.......> года – дата постановки земельного участка на кадастровый учет, <.......> года – дата утверждения акта органа кадастрового учета об определении его кадастровой стоимости) составляет <.......> рублей.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, на основании материалов дела, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, непротиворечивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Что касается имеющегося в материалах дела отчета об оценке № <.......> от <.......> года ООО «<.......>», то данный отчет к числу надлежащих доказательств, подтверждающих достоверность итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, отнести нельзя, поскольку в отчете содержится противоречивая информация о наличии коммуникаций по объекту-аналогу № 1. Так, в отношении данного объекта-аналога в таблице в графе «Описание» указано о том, что все коммуникации доступны. Однако в отношении данного объекта-аналога из объявления следует, что вода, газ, электричество расположены по границе участка. На территории же оцениваемого объекта имеется центральное водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение, но корректировка на наличие коммуникаций не проводилась.
Указанные выше несоответствия отчета повлияли на результаты оценки.
При этом наличие в отношении указанного отчета положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков вышеуказанных выводов суда не опровергает, поскольку, как следует из данного экспертного заключения, его предметом являлась оценка соответствия отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в то время как проверка соответствия действительности определенной в отчете об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка в рамках упомянутого экспертного исследования саморегулируемой организацией оценщиков не осуществлялась.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости спорного земельного участка рыночная стоимость принадлежащего заявительнице земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении ООО «<.......>» от <.......> года № <.......> рыночная стоимость спорного земельного участка в размере <.......> рублей значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости того же земельного участка в размере <.......> рублей, что затрагивает права и обязанности заявительницы как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности экспертного заключения, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права и принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании экспертного заключения ООО «<.......>» от <.......> года № <.......>.
Доводы ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тульской области о том, что названное учреждение является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы, включая и филиал по Тульской области.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года № П/531 с 01.03.2012 года полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице его филиалов на территории субъектов Российской Федерации).
Следовательно, органом кадастрового учета, осуществляющим наряду с иными полномочиями функции по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, на территории г. Тулы и Тульской области является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения указанным выше органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для производственной базы», расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Голомидова