ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-52/2012 от 07.09.2012 Самарского областного суда (Самарская область)

                     Р Е Ш Е Н И Е

               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     07 сентября 2012 года                Самарский областной суд

 в составе:

 председательствующего        Шабаевой Е.И.,

 при секретаре            Козик С.В.,

 с участием прокурора        Курьянова С.В.,

 рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о ликвидации первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес>» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

                 У С Т А Н О В И Л :

     Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о ликвидации первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ "<адрес> свои требования прокурор обосновал следующим.

     В нарушение требований в представленных для государственной регистрации Организации документах, в частности, в п.1.2 заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, в протоколах от ДД.ММ.ГГГГ содержатся различные сведения о ее наименовании, что может свидетельствовать об их недостоверности.

     В нарушение требований ст.ст.18 и 21 Федерального закона № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ревизионный орган при создании данного общественного объединения не сформирован, следовательно, данная организация не может считаться созданной. То, что при создании общественного объединения не был сформирован ревизионный орган, подтверждается протоколом общего (учредительного) собрания от ДД.ММ.ГГГГ Представленный протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, на котором избирается ревизор, не может быть принят во внимание, поскольку указанное решение должно быть принято в момент ее создания.

     Кроме того, вопреки требованиям ст.18 ФЗ № 82-ФЗ в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ содержится указание о делегировании функций ревизионной комиссии единоличному ревизору, который должен быть избран решением местного комитета в конце года, из числа членов профсоюзной организации, тогда как указанной нормой закона установлено, что ревизионный орган первоначально должен быть сформирован при избрании общим (учредительным) собранием, а не иным профсоюзным органом.

     В силу изложенных обстоятельств, прокурор полагает, что в силу ст.ст.41, 44 Федерального закона № 82-ФЗ, ст.3 Федерального закона № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", п.2 ст.61 ГК РФ имеются основания для ликвидации Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения "<адрес>" и соответственно исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

     В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

     Представитель первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения "<адрес>" заявленные прокурор требования не признал, считает, что законных оснований к их удовлетворению не имеется.

 Представители Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ и Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ, привлеченные к участию в деле по ходатайству первичной организации, также полагают, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.

     Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований прокурора о ликвидации первичной профсоюзной организации.

 Государственная регистрация первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного учреждения здравоохранения "<адрес>" была осуществлена распоряжением начальника Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

     Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников государственного учреждения здравоохранения "<адрес>" является структурным подразделением Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ (внесена в реестр первичных профсоюзных организаций Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ за регистрационным номером № который входит в Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ.

     В соответствии с Уставом общероссийского объединения профсоюзов здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания – первичная профсоюзная организация сожжет иметь собственное Положение, которое не должно противоречить настоящему Уставу и Уставу СОЦПРОФ или руководствоваться в своей деятельности только Типовым (общим) положением о первичной организации СОЦПРОФ.

     Как установлено, в настоящем случае первичная профсоюзная организация руководствуется Типовым (общим) положением, принятым съездом Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ. В соответствии с п.1.1 Типового (общего) положения первичные профсоюзные организации профессиональных союзов Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ – добровольные объединения лиц, имеющих как правило, общую или близкую профессию и занятых как правило, у одного работодателя на территории одного субъекта РФ.

     Согласно ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях" для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган представляется, в том числе, выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа.

 Согласно ст.18 ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение считается созданным с момента принятия на общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

 Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ на учредительном собрании первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Государственного учреждения здравоохранения «<адрес>» учредителями было решено создать названную первичную профсоюзную организацию.

     Кроме этого, на учредительном собрании ДД.ММ.ГГГГ учредителями был решен вопрос о формировании контрольно-ревизионного органа, а именно, было принято решение: передать функции ревизионной комиссии единоличному ревизору, которого избрать по решению местного комитета в конце года из числа членов профорганизации.

     Следовательно, требование закона, на нарушение которого ссылается заявитель, учредительным собранием было выполнено, так как решение о формировании контрольно-ревизионного органа было принято, что отображено в протоколе учредительного собрания.

          В соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, государственное учреждение здравоохранения "<адрес>" переименовано распоряжением министра здравоохранения и социального развития Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "<адрес>

     С заявлением о государственной регистрации первичная профсоюзная организация обратилась в ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. после переименования учреждения, регистрация Управлением Минюста РФ по <адрес> осуществлена ДД.ММ.ГГГГ

 Таким образом, довод прокурора о том, что тот факт, что в заявлении на регистрацию, в протоколах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ содержатся разные сведения о наименовании указанной организации, может свидетельствовать об их недостоверности, опровергается. Различие в сведениях объясняется тем, что название организации было изменено распоряжением министра здравоохранения и социального развития Самарской области, соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Сами сведения соответствовали действительности на период указания их в перечисленных протоколах и заявлении.

 Основания для ликвидации общественного объединения, в т.ч., являющегося юридическим лицом, предусмотрены действующим федеральным законодательством.

 Так, в силу ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

 по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

     В соответствии со ст.44 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

 нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

 неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

 неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

 Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

 Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

 Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

 В соответствии со ст.ст.2,3 Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

     В силу ст.10 Федерального закона № 10-ФЗ в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

 Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
    Учитывая установленные в ходе разбирательства обстоятельства и требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования о ликвидации первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ "<адрес>" удовлетворению не подлежат, в связи с отсутствием законных оснований.

 Те обстоятельства, на которые ссылался прокурор как на основания для ликвидации не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются материалами дела. Иных оснований, предусмотренных перечисленным законодательством, для ликвидации либо запрета или приостановления деятельности первичной профсоюзной организации, прокурором не заявлялось.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

              Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении требований прокурора Самарской области о ликвидации первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес>» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.

     Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

     Председательствующий:

 Решение вступило в законную силу 23.01.2013 г.