Дело №3-52/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2012 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Усольцевой И.В.,
с участием прокурора Овчеренко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Прокопец Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения избирательной комиссии Сахалинской области от 09 октября 2012 года №61/542 «Об обращении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО1» и о возложении на избирательную комиссию Сахалинской области обязанности обратиться в Хабаровский краевой суд за предоставлением информации по обвинительному приговору в отношении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением Сахалинской областной Думы от 12 июля 2012 года №11/12/259-5 назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва на 14 октября 2012 года.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва от 22 августа 2012 года №8/20 ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №1.
По тому же одномандатному избирательному округу решением названной избирательной комиссии от 22 августа 2012 года №8/21 зарегистрирована кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва ФИО1
08 октября 2012 года ФИО1 обратилась в избирательную комиссию Сахалинской области с заявлением, в котором просила проверить имеющуюся у нее информацию о том, что кандидат в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №1 ФИО2 был осужден за тяжкое преступление Хабаровским краевым судом, и сделать соответствующий запрос в Хабаровский краевой суд.
Решением избирательной комиссии Сахалинской области от 09 октября 2012 года №61/542 «Об обращении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО1» заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
10 октября 2012 года ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании указанного выше решения избирательной комиссии Сахалинской области незаконным и возложении на избирательную комиссию Сахалинской области обязанности обратиться в Хабаровский краевой суд и в Информационный Центр УМВД России по Приморскому краю за предоставлением информации по обвинительному приговору в отношении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2
В обоснование заявленных требований указала, что обжалуемым решением нарушены ее права как кандидата, а также права избирателей, поскольку при подтверждении факта наличия судимости за тяжкое преступление кандидат в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 в соответствии с подпунктом «а» части 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не вправе быть избранным.
В судебном заседании ФИО1 от требования о возложении на избирательную комиссию Сахалинской области обязанности обратиться в ИЦ УМВД России по Приморскому краю за предоставлением информации по обвинительному приговору в отношении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 отказалась. Определением Сахалинского областного суда от 13 октября 2012 года производство по делу в части названного требования прекращено.
Остальные требования ФИО1 и ее представители ФИО3, ФИО4 поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представители избирательной комиссии Сахалинской области и окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва, ФИО5 и ФИО6 против удовлетворения требований возражали, сославшись на то, что вопрос о наличии либо отсутствии судимости у ФИО2 окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва проверялся, информация из ИЦ УМВД России по Сахалинской области, представленная в ходе названной проверки, сведений об осуждении ФИО2 к лишению свободы за совершение тяжкого преступления не содержала, в связи с чем оснований для проведения повторной проверки, а равно для обращения с запросом в Хабаровский краевой суд, у избирательной комиссии Сахалинской области не имелось.
ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявления отказать ввиду необоснованности заявленных требований.
Выслушав заявителя, представителей заявителя, избирательной комиссии Сахалинской области, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1, заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67) установлены основные гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на участие в референдуме путем закрепления принципов участия граждан в выборах и референдуме.
Пунктами 3, 3.1, 3.2 статьи 4 Федерального закона №67 установлены ограничения пассивного избирательного права граждан.
В частности, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона №67 (в редакции, действующей с 1 июня 2012 года) не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.
В обеспечение соблюдения данного запрета пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67 предусмотрена обязанность кандидата в случае наличия у него неснятой и непогашенной судимости указать в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о судимости кандидата, а пунктом 6 этой же статьи Федерального закона № 67 на избирательную комиссию возложена обязанность обращаться с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктом 2.1 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки таких сведений в течение десяти дней.
В силу пункта 31 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» органом, уполномоченным предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведений о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления, являются органы полиции.
Согласно требованиям частей 1, 3, 4, 5 статьи 22 Закона Сахалинской области от 10.04.2008 N 22-ЗО (ред. от 27.06.2012) «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» кандидат о своем выдвижении по одномандатному избирательному округу уведомляет соответствующую окружную избирательную комиссию, представляя в нее заявление о согласии баллотироваться и иные необходимые документы.
В соответствии с пунктами 1, 5, 17 части 1 статьи 20 Закона Сахалинской области от 11.04.2008 N 26-ЗО (ред. от 06.12.2011) «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области» к полномочиям избирательной комиссии Сахалинской области относится: осуществление на территории Сахалинской области контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; осуществление контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, референдумов, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям муниципальных образований, нижестоящим избирательным комиссиям; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений.
В силу пунктов 1, 2 части 3 той же статьи вышеназванного закона Сахалинской области при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы, областного референдума избирательная комиссия Сахалинской области обеспечивает на территории Сахалинской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Сахалинской областной Думы, областного референдума; руководит деятельностью окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума.
Таким образом, по смыслу приведенных норм обязанность по проверке достоверности представленных кандидатом ФИО2 сведений возложена на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва, а на избирательную комиссию Сахалинской области - возложен контроль за исполнением окружной избирательной комиссией требований закона.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований закона окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №1 18 августа 2012 года направила в Информационный Центр УМВД России по Сахалинской области запрос за исходящим № 2 о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости в отношении ФИО2, указав полные данные о его фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, номере, серии паспорта, органе, его выдавшем, и месте жительства.
28 августа 2012 года по результатам проведенной проверки Информационный Центр УМВД России по Сахалинской области исходящим номером № предоставил названной окружной избирательной комиссии сведения о том, что гражданин ФИО2 привлекался <данные изъяты>, уголовное дело прекращено в связи с амнистией, и Южно-Сахалинской прокуратурой по <данные изъяты>, уголовное дело прекращено на основании статьи 28 УПК РФ.
При этом, как установлено судом, проверка сведений о наличии у названного кандидата судимости произведена Информационным Центром УМВД России по Сахалинской области не только по учетам банка данных по Сахалинской области, но и с истребованием данных из Федерального казенного учреждения «ГИАЦ МВД России», из Информационного Центра УМВД России по Приморскому краю, из ответов которых явствует, что сведениями о наличии у кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 какой-либо судимости они не располагают. Проверены сведения о ФИО2 и по учетам Информационного Центра УМВД России по Хабаровскому краю, откуда также получен ответ, не содержащий данных об осуждении его за какое-либо преступление.
Установлено судом и то обстоятельство, что поступившее от ФИО1 заявление о проверке сведений о судимости кандидата ФИО2 избирательной комиссией Сахалинской области надлежаще проверено с истребованием из окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 1 необходимых документов, подтверждающих факт соблюдения последней предписаний пункта 6 статьи 33 Федерального закона № 67, и мотивированно рассмотрено в соответствии с требованиями пункта 17 статьи 20 Закона Сахалинской области от 11.04.2008 N 26-ЗО (ред. от 06.12.2011) «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области».
Учитывая, что оснований не доверять поступившим из соответствующего государственного органа сведениям об отсутствии у ФИО2 судимости не имелось, избирательная комиссия Сахалинской области обоснованно не усмотрела оснований для проведения повторной проверки указанных сведений, и правомерно оставила заявление ФИО1 от 08 октября 2012 года о запросе вышеуказанных сведений из Хабаровского краевого суда без удовлетворения.
Правомерен отказ в удовлетворении указанного заявления и в связи с тем, что Хабаровский краевой суд, как не относящийся к органам полиции, не является органом, уполномоченным предоставлять по запросам избирательных комиссий сведения о наличии судимости у лиц, являющихся кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти.
Доводы заявителя ФИО1 и ее представителей ФИО3, ФИО4 о том, что избирательная комиссия Сахалинской области обязана была повторно проверить сведения о наличии у ФИО2 судимости за тяжкое преступление ввиду наличия в банке данных Информационных Центров МВД России информации лишь начиная с 2007 года, опровергаются исследованным в судебном заседании ответом Информационного Центра УМВД России по Сахалинской области, от 28 августа 2012 года №, содержащим сведения за 1998 год, а потому несостоятельны.
Не подтверждены доказательствами и доводы представителя заявителя ФИО3 о том, что в отношении ФИО2 возбуждались иные уголовные дела, не отраженные в представленной Информационным Центром УМВД России по Сахалинской области информации.
При таком положении, когда при принятии обжалуемого решения от 09 октября 2012 года №61/542 избирательной комиссией Сахалинской области незаконных действий (бездействия), нарушающих права ФИО1, не допущено, и когда правовых оснований для возложения на избирательную комиссию Сахалинской области обязанности по обращению в Хабаровский краевой суд за предоставлением информации по обвинительному приговору в отношении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 не имеется, в удовлетворении заявленных ею требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 194-199, частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения избирательной комиссии Сахалинской области от 09 октября 2012 года №61/542 «Об обращении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО1» и о возложении на избирательную комиссию Сахалинской области обязанности обратиться в Хабаровский краевой суд за предоставлением информации по обвинительному приговору в отношении кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Сахалинского областного суда И.В.Усольцева