Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2014 года Самарский областной суд
в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению ООО «Колыванский лес» о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Колыванский лес» обратилось в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим лесохозяйственный регламент Волжского лесничества Самарской области в новой редакции, утвержденной приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 года № 215, в части отнесения кварталов 93, 94, 95, 96, 97, 98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества к категории «лесопарковые зоны», свои требования Общество обосновало следующим.
13.12.2001 года ОАО «Агропрогресс» выиграло конкурс по приобретению права аренды лесного фонда в Самарской области и получило в аренду лесные участки для ведения охотничьего хозяйства сроком на 49 лет в Самарском лесхозе, Чапаевском лесничестве, кварталы с 93 по 98 (Колыванское хозяйство). Право было зарегистрировано в ЕГРП, был заключен договор аренды данного земельного участка 17.03.2003 года. По условиям договора аренды Арендодатель (Самарский лесхоз) обязался предоставить Арендатору (ОАО «Агропрогресс») за плату во временное пользование участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства сроком на 49 лет. Впоследствии, в целях приведения договора аренды лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ от 31.12.2008 года указанный выше договор аренды был перезаключен 31.12.2008 года между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО «Агропрогресс» и прошел государственную регистрацию. В новом договоре местоположение лесного участка было указано: «Самарская область, Волжское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, кварталы 93, 94, 95, 96, 97, 98 площадь. 956,0 га.
С 2011 года ООО «Колыванский лес» является универсальным правопреемником ООО «Агропрогресс», в которое было преобразовано ОАО «Агропрогресс». После замены Арендатора на ООО «Колыванский лес», были внесены соответствующие изменения в договор аренды.
Во исполнение договора аренды (п.13) по заказу ООО «Колыванский лес» был разработан проект освоения лесов и представлен на экспертизу в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Экспертная комиссия дала отрицательное заключение на данный проект, сделав несколько замечаний, указав также, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствует целям и видам освоения лесов. А именно, что на основании лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 17.07.2012 года № 215<...> Чапаевского лесничества относятся к категории лесов «лесопарковые зоны». Поэтому лесной участок не может быть использован для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании договора аренды лесного участка.
Заявитель полагает, что отнесение арендуемого участка леса для ведения охотничьего хозяйства к категории «лесопарковые зоны» является незаконным, т.к. нарушает права ООО «Колыванский лес», являющего лицом, имеющим возможность пользоваться объектами животного мира, в том числе и на осуществление охоты, по разовым лицензиям, которые по его требованию выдает МУП «Защита». По условиям договора аренды Общество также имеет право использовать предоставленный земельный участок для ведения охотничьего хозяйства.
Принятие Министерством оспариваемого положения об отнесение <...> Чапаевского лесничества к «лесопарковой зоне» было произведено с нарушением полномочий, поскольку изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны, в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 года № 1007, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, такой нормативно-правовой акт принимается по результатам рассмотрения соответствующей проектной документации, в данном случае такая документация не готовилась.
Также заявитель ссылается на противоречие оспариваемой нормы статье 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающей продолжение осуществления охотопользования лицами, имеющими долгосрочные лицензии.
В судебном заседании представитель ООО «Колыванский лес» - ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – ФИО2 заявленные ООО «Колыванский лес» требования не признала, пояснив, что оспариваемый приказ был принят в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства. Оспариваемым приказом № 215 статус <...> Чапаевского участкового лесничества не менялся. Леса зеленой зоны вокруг городов Куйбышевской области были выделены на основании Постановления Совнаркома СССР от 23.04.1943 года № 430. Впоследствии на территории лесничества осуществлялись лесоустроительные мероприятия, последнее из которых было в 1995 году, где оспариваемые кварталы были уже определены как лесопарковые части лесов зеленой зоны.
Представитель департамента охоты и рыболовства Самарской области – ФИО3 пояснила, что департамент разрешение настоящего заявления ООО «Колыванский лес» оставляет на усмотрение суда, поскольку принятие судом судебного акта по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности департамента по отношению к сторонам по делу. ООО «Колыванский лес» не является охотопользователем, поскольку не имеет долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, изучив материалы дела, пришел к выводу, что требования ООО «Колыванский лес» не могут быть удовлетворены, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пунктам "д" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов.
Лесным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества (статья 81). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон (статья 82).
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 04.04.2012 года № 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» предусмотрено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент должен содержать следующую информацию: краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка (далее - лесничество); общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 года № 34 (действовавшим на момент принятия оспариваемого приказа) установлено, что министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесного хозяйства. На министерство возлагается реализация переданных Самарской области полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства.
В ведении министерства находятся, в т.ч.: разработка нормативных правовых актов Самарской области в сфере охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; организация разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, а также проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Таким образом, учитывая требования действующего законодательства, оспариваемый в части приказ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 года № 215 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции», был принят министерством в пределах установленных законом полномочий. Приказ был опубликован в изданиях «Волжской коммуны» в период с 01.11.2012 года по 05.12.2012 года (по Волжскому лесничеству в номере 410 (28338) от 07.11.2012 года).
В силу статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Лесоустройство включает в себя, в т.ч.: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В соответствии со статьей 85 Лесного кодекса Российской Федерации лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Составом лесного плана субъекта Российской Федерации и Порядком его подготовки, утвержденными приказом Рослесхоза от 05.10.2011 года № 423, лесной план включает в себя информацию о состоянии лесов, в том числе, об их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам. В состав лесного плана входят тематические карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков. Лесной план подготавливается на основании материалов лесоустройства.
До принятия оспариваемого лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, постановлением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 года № 36 был утвержден Лесной план Самарской области.
В разделе Лесного плана Самарской области № 1.1.2.2.установлено, что с 1996 г. все леса области с учетом экологической обстановки переведены в первую группу (сейчас это категория защитных лесов), что изменило порядок лесопользования.
В таблице «распределение площадей лесных насаждений по категориям защищенности» указано, что к лесопарковым зонам относится 27689,3 га земель Волжского лесничества из общей его площади 34535,5 га, остальная площадь данного лесничества отнесена к иным категориям защищенности.
На основании приказа Самарского управления лесами от 29.04.1997 года № 56 «Об утверждении проектов лесоустройства» были утверждены материалы лесоустройства Волжского лесничества 1995 года, это самое позднее лесоустройство Волжского лесничества. Данное лесоустройство содержало таксационные описания лесничества. Согласно данным описаниям спорные кварталы Чапаевского участкового лесничества уже относились к лесопарковой части лесов зеленых зон.
Лесопарковая часть лесов зеленой зоны выделена на основании решений Куйбышевского облисполкома от 07.04.1972 года № 187 и от 05.08.1977 года № 481. С указанного времени категория оспариваемых <...> не изменялась.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что границы лесопарковой зоны были установлены и существовали до дня введения лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, утвержденного оспариваемым в части приказом № 215. В самом тексте оспариваемого лесохозяйственного регламента Волжского лесничества (раздел: Информационная база для составления лесохозяйственного регламента) имеется ссылка, что при разработке лесохозяйственного регламента использовались материалы лесоустройства 1995 года.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, а также требования действующего законодательства, на которое указано выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.07.2012 года № 215, был утвержден министерством в пределах установленных полномочий с учетом требований статей 68, 87 Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Рослесхоза от 04.04.2012 года № 126.
Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации
Статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к защитным лесам относятся лесопарковые зоны.
Согласно Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию, соответственно, в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Положении об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 года № 1007.
Согласно действующему Лесному кодексу РФ лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования.
Так, частью 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов деятельности, среди которых ведение охотничьего хозяйства, осуществление которых в лесопарковых зонах запрещается.
Такого ограничения Лесной кодекс, действовавший до введенного в действие 01.01.2007 года Лесного кодекса Российской Федерации, не содержал.
Только Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие 01.01.2007 года, установил запрет на предоставление лесных участков лесопарковых зон для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, судом было установлено, что статус лесных <...> Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества, оспариваемым в части приказом министерства № 215, не менялся. Именно данное обстоятельство послужило причиной обращения заявителя в суд с заявлением об оспаривании данного приказа.
На основании изложенного, суд не усмотрел наличие противоречий оспариваемого в части приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 года № 215 действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, основания для удовлетворения требований ООО «Колыванский лес» отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ООО «Колыванский лес» о признании противоречащим законодательству и недействующим лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области в редакции, утвержденной приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 215 от 17.08.2012 года в части отнесения кварталов 93, 94, 95, 96, 97, 98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества к категории «лесопарковые зоны» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий: