ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-52/2015 от 10.07.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3-52/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 10 июля 2015 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

с участием прокурора Б.С.В.,

при секретаре Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» о признании незаконным приказа комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области № 9-п от 30.01.2015 «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и транспортировку сточных вод ООО «Ресурсоснабжающая организация 47» на 2015 год» в части установления тарифов для потребителей муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

установил:

30.01.2015 приказом комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее – ЛенРТК) № 9-п установлены тарифы на питьевую воду, техническую воду и транспортировку сточных вод ООО «Ресурсоснабжающая организация 47» (далее – ООО «РСО 47») на 2015 год.

В приложении 1 к приказу указаны экономически обоснованные тарифы для потребителей МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, которые на первое полугодие 2015 года составляют: питьевая вода – 59,40 руб./куб.м., техническая вода – 11,51 руб./куб.м., транспортировка сточных вод – 11,98 руб./куб.м. На второе полугодие 2015 года тариф на питьевую воду составит 59,40 руб./куб.м., техническую воду – 12,68 руб./куб.м., транспортировку сточных вод – 13,20 руб./куб.м.

Указанный приказ ЛенРТК размещен 30.01.2015 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru (т.1 л.д.81).

ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным приложения 1 к приказу ЛенРТК № 9-п от 30.01.2015 указав, что приказом ЛенРТК № 397-п от 19.12.2014 для потребителей МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2015 год были установлены для ОАО «Водотеплоснаб» тарифы на питьевую воду в размере 21,06 руб./куб.м., на техническую воду – 5,82 руб./куб.м., на транспортировку сточных вод – 3,84 руб./куб.м. С 01.02.2015 услуги по водоснабжению и транспортировке сточных вод на территории МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области стало оказывать ООО «РСО 47». При этом, тарифы для ООО «РСО 47» были увеличены более чем в 2,5 раза по сравнению с тарифами на 2015 год для ОАО «Водотеплоснаб». Устанавливая новые тарифы на питьевую воду, техническую воду и транспортировку сточных вод на 2015 год для ООО «РСО 47» ЛенРТК нарушило ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в установлении и поддержании монопольно высокой цены товара и навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него. Правовых оснований для изменения тарифа для ООО «РСО 47» в сторону увеличения более чем в 2,5 раза по сравнению с тарифами на 2015 год для ОАО «Водотеплоснаб» у ЛенРТК не имелось. После смены ресуроснабжающей организации и увеличения тарифов, расход за предоставление услуг по водоснабжению, транспортировке сточных вод в феврале 2015 года составил 1400000 руб., при том, что в 2014 году указанные расходы были около 672000 руб. в месяц (т.1 л.д.10-12).

В дальнейшем представитель ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» уточнил основания заявленных требований. Указал, что при установлении тарифов для ООО «РСО 47» были нарушены положения постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». А именно, ЛенРТК не проверило принадлежность ООО «РСО 47» имущества, посредством которого организация оказывает услуги по водоснабжению и транспортировки сточных вод (т.2 л.д.81).

В приобщенных к материалам дела письменных объяснениях представитель ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» указал, что представленные в материалы тарифного дела производственные программы ООО «РСО 47» не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641. А именно, объем финансовых потребностей обоснован договорами подряда и составленными с нарушением действующего законодательства строительными сметами, без использования укрупненных сметных нормативов, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В п.10 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 предусмотрено проведение оценки доступности для абонентов тарифов регулируемой организации. Не учтено, что в соответствии с п.1.1 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и письмом Минэкономразвития РФ от 29.05.2013 № 10571-ПК/Д23и объекты недвижимого имущества, включенные в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (линейные объекты недвижимости), подлежат кадастровому учету государственной регистрации с обязательным подтверждением прав заявителя на земельный участок. Однако, в материалы дела представлен договор аренды имущества, заключенный 12.12.2014 ООО «РСО 47» и ООО «ЛенОблВод», право собственности которого на линейные объекты недвижимости не подтверждено, документы о государственной регистрации прав отсутствуют (т.2 л.д.104).

В письменных возражениях представитель ЛенРТК В.М.И. указала, что до 31.01.2015 на территории МО «ФИО1» услуги в сфере водоснабжения и водоотведения оказывала ресурсоснабжающая организация ООО «Водотеплоснаб». При установлении ООО «Водотеплоснаб» тарифов организация заявила о наличии выпадающих доходов за 2013 год, однако, причины и обоснования полученных убытков не представила, в связи с чем, ЛенРТК не признало и не учло величину выпадающих доходов в расчете необходимой валовой выручки при определении тарифов на 2015 год. В связи с расторжением договора аренды имущества с ООО «ЛенОблВод» и прекращением права пользования и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения на территории МО «ФИО1», ОАО «Водотеплоснаб» с 01.02.2015 прекратило хозяйственную деятельность по предоставлению услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО «ФИО1». С 01.02.2015 указанные услуги стало оказывать ООО «РСО 47». Тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения для ООО «РСО 47» были определены с учетом финансовых потребностей по реализации утвержденных ЛенРТК производственных программ, в которые включен ремонт сетей, введенных в эксплуатацию в период 1956-1965 годах (33% от общей стоимости расходов). Кроме того, изменилась схема представления услуг потребителям МО «ФИО1». Ранее, ООО «Водотеплоснаб» осуществляло подъем технической воды из Ладожского озера и производило ее очистку. В настоящее время, ООО «РСО 47» покупает техническую воду у МП «Единая служба заказчика», которое осуществляет подъем технической воды из Ладожского озера. Также, с использованием технической воды, ООО «РСО 47» производит питьевую воду. Обоснованность установления тарифов для ООО «РСО 47» была предметом рассмотрения УФАС по Ленинградской области и ФСТ России, которые никаких нарушений в действиях ЛенРТК не нашли (т.1 л.д.71).

В дополнительных возражениях представитель ЛенРТК указал, что в материалах тарифного дела имеется договор аренды имущества, заключенный с ООО «ЛенОблВод» и свидетельство о регистрации права собственности ООО «ЛенОблВод» на объект недвижимости – корпус станции 2-го подъема № 64/105. Таким образом, на момент рассмотрения дела об установлении тарифов и принятия оспариваемого приказа ООО «РСО 47» документально подтвердило свое право владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры. При проверки обоснованности заявленных ООО «РСО 47» расходов на ремонтные работы укрупненные сметные нормативы не применялись, так как в показателях учтена номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства наружных сетей водоснабжения и канализации. При этом, укрупненные нормативы не учитывают демонтажные работы. Необходимость капитального ремонта участка водопровода Д2400 длиной 650 м обусловлена восстановлением кольцевого водоснабжения в полном объеме. Установленные для ОАО «Водотеплоснаб» на 2015 год тарифы не имеют отношения к ООО «РСО 47» поскольку ОАО «Водотеплоснаб» находится в стадии банкротства, в связи с чем производственная программа на 2015 год была значительно сокращена. Оценка доступности для абонентов тарифов, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы, специалистами ЛенРТК была проведена. Предельный индекс максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Ленинградской области на 2015 год не превышен (т.2 л.д.108).

Определением суда к участию в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «РСО 47», представитель которого в письменном отзыве указал, что договор аренды был подписан и направлен в ЛенРТК вместе с заявлением на установление тарифов. Проектно-сметная документация к договорам подряда подготовлена на основании актов обследования и нормативно-справочной информации программного продукта МГК «Гранд». Необходимость производства ремонтных работ в заявленном ООО «РСО 47» объемах обусловлена непроведением капитального и текущего ремонта сетей водоснабжения и водоотведения с момента ввода в эксплуатацию (1956-1957 гг.), потерями в сетях более 30%, необходимостью обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения радиационно-опасных объектов, опасных производственных объектов, социально-значимых объектов на территории ФГУП «РНЦ «Прикладная химия». Разница в тарифах на питьевую воду, установленных для ООО «РСО 47» и ООО «Аква Норд-Вест», вызвана тем, что ООО «Аква Норд-Вест» поставляет питьевую воду населению и тарифы для указанной организации были приняты до установления тарифов для ООО «РСО 47» (т.2 л.д.99).

В судебном заседании представитель ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» К.Ю.В. заявление поддержала и просила его удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении и письменном обосновании. Дополнительно указала, что при установлении тарифов ЛенРТК не был соблюден принцип баланса экономических интересов организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, и ее абонентов. Полагала, что проверка оспариваемого приказа в органах ФАС РФ и ФТС РФ, не свидетельствует о его законности, поскольку указанными органами непосредственно тарифное дело не изучалось. Не согласилась с доводами представителя ЛенРТК о доступности установленных тарифов, с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы ООО «РСО 47», поскольку тарифы для ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» выросли более чем на 200%.

Представитель ЛенРТК М.Н.Е. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление. Дополнительно указал, что достижение баланса интересов сторон заключается в том, чтобы услуга по водоснабжению и водоотведению была доступной, оказывалась надежно и бесперебойно. Производственная программа ООО «РСО 47» была утверждена приказом ЛенРТК, который заявителем не оспорен. Относительно применения укрупненных сметных нормативов пояснил, что указанные нормативы применяются только при строительстве, а не ремонте. Указанные заявителем коэффициенты, использованные в локальных сметах, носят исключительно рекомендательный характер. При установлении тарифов для ООО «РСО 47» предельные индексы роста тарифов в целом по Ленинградской области превышены не были. Относительно оспаривания заявителем принадлежности коммунальных сетей сообщил, что заявителем правоподтверждающих документов на указанные сети не представлено, ни заявитель, ни какая-либо другая организация с заявлением об установлении тарифов не обращалась.

Представитель ООО «РСО 47» Х.Н.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно указал, что договор аренды имущества, заключенный между ООО «ЛенОблВод» и ООО «РСО 47» никем не оспорен. Какого-либо решения суда о принадлежности имущества, переданного по договору аренды, не ООО «ЛенОблВод», а какой-либо другой организации, не существует. ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» в судебном порядке принадлежность имущества ООО «ЛенОблВод» не оспаривает.

Представитель ООО «РСО 47» Г.О.И. уточнил, что в настоящее время у организации имеется спор с ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» относительно разграничения балансовой принадлежности сетей, определение точки, в которой подключен абонент. Указанный спор разрешается в досудебном порядке. В отношении магистральных сетей никаких споров с ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» не имеется.

В заключение по делу прокурор Б.С.В. указала, что оспариваемый заявителем приказ принят в соответствии с требованиями действующего законодательства. Заявителем не представлено доказательств, что тарифы экономически не обоснованы. Пока не доказано иное, следует полагать, что ООО «РСО 47» пользуется имуществом на законных основаниях.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Как следует из положений ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Из положений ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на техническую воду. К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится прием и транспортировка сточных вод.

Исходя из положений ст.32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ. При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст.32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»)

Кроме того, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст.33 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», «Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения».

Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.

К полномочиям ЛенРТК в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку сточных вод, а также, утверждение производственных, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах водоснабжения и(или) водоотведения.

Порядок деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержден приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.01.2014 N 14-п (далее - Порядок деятельности).

Согласно п.6 Порядка деятельности решение об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней принимается правлением ЛенРТК.

Как следует из пунктов 8,9 Порядка деятельности, заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.

В п.22 Порядка деятельности указано, что решения, принятые правлением, за исключением решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между двумя смежными сетевыми организациями, а также решений об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, оформляются в виде приказов ЛенРТК.

В п.1.6 Положения комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области также указано, что ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов.

Из приведенных положений нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации следует, что установленный в Ленинградской области порядок принятия решений об установлении (утверждении) цен (тарифов, сбытовых надбавок, платы) в сфере водоснабжения и водоотведения соответствует как Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, так и Регламенту установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, ЛенРТК является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, как на момент издания оспариваемого приказа, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом.

30.01.2015 на заседании правления ЛенРТК были утверждены основные показатели производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год, принята корректировка производственной себестоимости товарной продукции и необходимой валовой выручки по итогу регулируемого периода и единогласно утверждены тарифы для ООО «РСО 47» на 2015 год по питьевой воде, технической воде, транспортировке сточных вод для потребителей МО «ФИО1», питьевой воде для ООО «Аква Норд-Вест».

Указанное решение оформлено в виде приказа № 9-п от 30.01.2015, который в тот же день размещен на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http:/www/lenobl.ru.

Согласно ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» датой принятия правового акта отраслевого, территориального, иного органа исполнительной власти Ленинградской области считается день подписания правового акта руководителем соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.

Как указано в ч.4 ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней с даты их официального опубликования, если более поздний срок в них не предусмотрен. Иные правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области вступают в силу со дня их подписания руководителем отраслевого, территориального или иного органа исполнительной власти Ленинградской области, если в них не указано иное.

Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети "Интернет" (www.lenobl.ru).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт принят ЛенРТК в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что представителями ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» не оспаривается.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «РСО 47» представило в ЛенРТК предложения по установлению тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), водоснабжение (питьевая вода), водоотведение (транспортировка стоков), оказываемые впервые ООО «РСО 47» на территории МО «Кузьмоловское г.п.» в период 2015 года с обосновывающими материалами (т.1 л.д.83).

ООО «РСО 47» просило установить тарифы с учетом метода экономически обоснованных расходов в следующих размерах: питьевая вода - 85,76 руб./куб.м. в первом полугодии 2015 года и 93,69 руб./куб.м во втором; техническая вода – 13,30 руб./куб.м в первом полугодии 2015 года и 14,65 руб./куб.м во втором, транспортировка сточных вод - 12,22 руб./куб. в первом полугодии 2015 года и 13,47 руб./куб.м во втором.

Поскольку ООО «РСО 47» на момент обращения с заявлением об установлении тарифов не была определена в качестве гарантирующей организацией, то тарифы на 2015 год в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО «Кузьмоловское г.п.» были установлены ДД.ММ.ГГГГ для ОАО «Водотеплоснаб», подавшей заявление об установлении тарифов ранее ООО «РСО 47».

Распоряжением комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2014 N 190-р ООО «РСО 47» включено в Свод реестров организаций, в отношении которых комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области осуществляется государственное регулирование деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением администрации МО «ФИО1» № 05 от 14.01.2015 ООО «РСО 47» определена гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения на территории МО ФИО1 в границах территории земель федерального назначения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (т.1 л.д.82).

28.01.2015, по заявлению ООО «РСО 47», ЛенРТК открыло дела по установлению тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (техническая вода), в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода), в сфере водоотведения.

Доводы заявителя об отсутствии у ЛенРТК оснований для установления тарифов ООО «РСО 47» в связи с непредставлением организацией правоудостоверяющих документов на используемые сети, отсутствием сведений об указанных сетях в государственном кадастре недвижимости, судом отклоняются в связи со следующим.

Согласно п.17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Вместе с заявлением об установлении тарифов ООО «РСО 47» представило договор аренды, заключенный 12.12.2014 с ООО «ЛенОблВод» в отношении водопроводных сетей озерной воды, комплекса водоочистных сооружений и канализационных сетей (т.1 л.д.86).

При этом, ООО «ЛенОблВод» представило документы, подтверждающие право собственности на корпус станции второго подъема (т.2 л.д.112).

Утверждения представителей ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» об отсутствии у ООО «РСО 47» законных оснований для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, фактически основаны на предположениях, поскольку допустимых и достоверных доказательств принадлежности арендованного имущества другим организациям, либо ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», представителями заявителями не представлено.

Кроме того, необходимо учитывать, что в силу положений ст.8. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией.

Как было указано ранее, гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения на территории МО ФИО1 в границах территории земель федерального назначения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» определено ООО «РСО 47».

Следовательно, отсутствие сведений о части эксплуатируемых ООО «РСО 47» объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не свидетельствует об отсутствии у ЛенРТК оснований для установления тарифов ООО «РСО 47».

Согласно п.26 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (п.29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

В п.38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, конкретизировано, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

а) производственных расходов;

б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;

в) административных расходов;

г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;

д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;

ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;

з) нормативной прибыли;

и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Как указано в п.51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

По результатам анализа основных технико-экономических показателей ЛенРТК дана оценка экономической обоснованности предложенных ООО «РСО 47» расходов по конкретным статьям затрат.

ЛенРТК не согласилось с предложенными ООО «РСО 47» расходами на арендную плату при определении тарифов для потребителей МО «ФИО1» на питьевую и техническую воду, транспортировку сточных вод. Также, при определении себестоимости питьевой воды для потребителей МО «ФИО1» были снижены прочие расходы (стоимость технической воды). В итоге к утверждению была рекомендована необходимая валовая выручка ООО «РСО 47» по питьевой, технической воде и транспортировке сточных вод для потребителей МО «ФИО1» в размере <данные изъяты> тыс. руб., вместо запрашиваемой организацией в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.2 л.д.44-51).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «РСО 47» высказало согласие с предложенными ЛенРТК тарифами на питьевую воду, на техническую воду, на транспортировку сточных вод (т.2 л.д.52).

Указание представителя заявителя на несоответствие представленных ООО «РСО 47» производственных программ требованиям действующего законодательства не свидетельствует о незаконности оспариваемого в рамках настоящего дела приказа.

Как указано в ст.41 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов.

Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ).

В п.5 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ указаны требования к содержанию производственных программ.

Согласно п.6 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий производственной программы, направленных на поддержание централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов, определяется с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Исходя из положений п.10 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ, в случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы.

В п.16 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ указано, что решение об утверждении производственной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

С заявлением об установление тарифов ООО «РСО 47» представило в ЛенРТК производственные программы в сфере водоснабжения на 2015 год ООО «РСО 47» МО ФИО1 по технической и питьевой воде, а также, производственную программу в сфере водоотведения на 2015 год ООО «РСО 47» МО ФИО1 по услуге транспортировка стоков, категория стоков – хозяйственно-бытовые сточные воды.

В производственной программе по технической воде предусмотрена замена участка водопровода технической воды Ду500 стоимостью 7579,30 тыс.руб., материалы на техническое обслуживание стоимостью 140 тыс. руб., установка узла учета технической воды на ВОС стоимостью 381,24 тыс. руб.(т.2 л.д.23).

В производственной программе по питьевой воде предусмотрено на стадии очистки - замена задвижек на РЧВ № 1.2.3 стоимостью 1431,60 тыс. руб., капитальный ремонт металлоконструкций контактных осветлителей № 3,4,5 и фильтров 7,8,9 стоимостью 692,74 тыс. руб., капитальный ремонт бетонных конструкций и гидроизоляция наружных стен контактных осветлителей № 3,4,5 и фильтров 7,8.9 стоимостью 649,76 тыс. руб., капитальный ремонт бетонных конструкций и гидроизоляция контактных осветлителей № 3,4,5 и фильтров 7,8.9 стоимостью 2945,79 тыс. руб., материалы на техническое обслуживание стоимостью 500 тыс. руб. На стадии транспортировки предусмотрен капитальный ремонт водопровода ДУ400 стоимостью 7200 тыс. руб., капитальный ремонт аварийного ввода водопровода Ду100 стоимостью 287,42 тыс. руб., материалы на техническое обслуживание стоимостью 640 тыс. руб. (т.1 л.д.123).

В производственной программе по транспортировке стоков предусмотрен капитальный ремонт трубопровода наружной канализации от здания ВОС Ду 400 мм до дороги №6 стоимостью 1526,16 тыс. руб., материалы на техническое обслуживание на сумму 190 тыс. руб. (т.1 л.д.221).

Приказом ЛенРТК от 30.01.2015 № 9-пп утверждены производственные программы ООО «РСО 47» в сфере водоснабжения (питьевая и техническая вода) и в сфере водоотведения на 2015 год. Указанный приказ размещен на официальном сайте Администрации Ленинградской области 30.01.2015.

Указывая в обоснование своих требований на допущенные ЛенРТК нарушения при утверждении производственных программ ООО «РСО 47», заявителем не предпринято действий по оспариванию приказа ЛенРТК от 30.01.2015 № 9-пп в установленном законе порядке.

При этом, суд учитывает, что необходимость выполнения работ по текущему (капитальному) ремонту водопроводных и канализационных сетей подтверждается как актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.111-119), так и перепиской между ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» и ОАО «Водотеплоснаб», ООО «ЛенОблВод» (т.2 л.д.133).

Вопреки доводам представителей заявителя, превышения роста предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по Ленинградской области не допущено, что следует из представленных представителем ЛенРТК таблиц роста тарифов (т.2 л.д.126).

Кроме того, необходимо учитывать, что установленные в приказе ФСТ России от 11.10.2014 N 228-э/4 предельные индексы максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, применяются в отношении тарифов на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, действующих по состояния на 31 декабря 2014 года.

Доводы представителя заявителя об экономической необоснованности установленного для ООО «РСО 47» тарифа на техническую воду опровергаются исследованной судом калькуляцией себестоимости услуг в сфере водоснабжения (техническая вода) (т.2 л.д.42).

Каких-либо достоверных расчетов возможности установления указанного тарифа в ином размере представителями заявителя суду не представлено, при том что экономическая обоснованность установленных тарифов подтверждена материалами дела, а том числе экспертным заключением.

Ссылку представителей заявителя на размер тарифов, установленных для других ресурсоснабжающих организаций, суд находит некорректной, поскольку тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации.

Суд соглашается с выводами ЛенРТК относительно экономической обоснованности расходов по отдельным статьям затрат. Определение состава затрат и оценка их экономической обоснованности выполнена органом регулирования в соответствии с действующим законодательством.

Законность установления оспариваемых заявителем тарифов также была предметом рассмотрения в Федеральной службе по тарифам России и Контрольно-ревизионное управление ФСТ России, по результатам рассмотрения обращения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» не нашло в действиях ЛенРТК признаков нарушения законодательства Российской Федерации (т.2 л.д.73).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что установленные для ООО «РСО 47» тарифы являются экономически обоснованными и приказ ЛенРТК в оспариваемой части соответствует действующему федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» о признании незаконным приказа комитета по тарифам Ленинградской области № 9-п от 30.01.2015 «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и транспортировку сточных вод ООО «Ресурсоснабжающая организация 47» на 2015 год» в части установления тарифов для потребителей муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2015 года.