ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-53/14 от 25.08.2014 Брянского областного суда (Брянская область)

 Дело № 3-53/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 гор.Брянск 25 августа 2014 года

 Брянский областной суд в составе:

 председательствующего

 судьи областного суда Богородской Н.А.

 с участием прокурора Николаевой С.Н.

 при секретаре Береговской Н.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориальной избирательной комиссии Мглинского района о признании незаконными и отмене постановления Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5 «Об обращениях кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1» и решения Территориальной избирательной комиссии Мглинского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва от 15 августа 2014 года № 190 «О регистрации ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23»,

 У С Т А Н О В И Л :

 Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года.

 Решением Территориальной избирательной комиссии Мглинского района от 15 августа 2014 года № 190 ФИО1, выдвинутый Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 Территориальная избирательная комиссия Мглинского района Брянской области обратилась в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии от 15 августа 2014 года № 190 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва, ссылаясь на то, что указанное решение принято Территориальной избирательной комиссией Мглинского района во исполнение постановления Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5 «Об обращениях кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1», которым было отменено принятое Территориальной избирательной комиссией Мглинского района решение от 07 августа 2014 года № 138 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва, при этом Избирательная комиссия Брянской области обязала Территориальную избирательную комиссию Мглинского района Брянской области зарегистрировать ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 В обоснование доводов указано, что решением Территориальной избирательной комиссии Мглинского района от 07 августа 2014 года № 138 ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва на основании подп. «г.1», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.к. количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, недостаточно для его регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23. При проверке подписных листов с подписями избирателей, представленными в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 было признано недействительными 110 подписей избирателей, что составляет 58,8 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, из них: 4 подписи на основании подп. «б» пункта 6.4. статьи 38 указанного Федерального закона ( подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом); 17 подписей на основании подп. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности); 65 подписей на основании подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписном листе); 6 подписей на основании подп. «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно); 4 подписи на основании подп. «ж» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей); 104 подписи на основании подп. «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности); 2 подписи на основании подп. «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист); 1 подпись на основании подп. « н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом).

 В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избирательной комиссией Брянской области, в рамках поступившего обращения ФИО1, была проведена повторная проверка подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения. Согласно ответу УФМС России по Брянской области от 14 августа 2014 года № 1/214ЭЧ, на основании полученных Избирательной комиссией Брянской области данных 38 подписей избирателей должны были быть признаны недействительными по различным основаниям ( 28,32%), что должно было повлечь решение об отказе в удовлетворении обращения ФИО1 Вместе с тем, Избирательной комиссией Брянской области, несмотря на наличие безусловных оснований для отказа в удовлетворении требований ФИО1, в том числе выявленных в ходе проверки подписей кандидата, принято оспариваемое постановление от 15 августа 2014 года № 145/1161-5.

 Территориальная избирательная комиссия Мглинского района просит признать незаконными и отменить постановление Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5 «Об обращениях кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1» и решение Территориальной избирательной комиссии Мглинского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва от 15 августа 2014 года № 190 «О регистрации ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23», поскольку оспариваемые решения нарушают принцип равенства кандидатов, позволяя одному из них быть зарегистрированным при грубых нарушениях норм законодательства, допущенных с его стороны при выдвижении и регистрации.

 В судебном заседании представители Территориальной избирательной комиссии Мглинского района Брянской области ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель Избирательной комиссии Брянской области ФИО4 требования, изложенные в заявлении, признала, считала их подлежащими удовлетворению в полном объеме, ссылаясь на то, что у Территориальной избирательной комиссии Мглинского района 07 августа 2014 года имелись законные основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата ФИО1 Оспариваемое решение Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года принято без учета фактических обстоятельств, не содержит мотивированного обоснования, является незаконным и подлежит отмене на основании пункта 11 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», как решение комиссии, противоречащее закону. Кроме того, дополнительно указала, что в «шапке» подписных листов, представленных в поддержку кандидата ФИО1, в сведениях о месте проживания кандидата не указано наименование района, а также отсутствуют сведения о наименовании политической партии, Председателем Совета которой он является в Брянской области. Визуальный анализ подписных листов кандидата ФИО1, с учетом ответов ТП УФМС России по Брянской области гор.Мглина от 04 августа 2014 года, 06 августа 2014 года, 07 августа 2014 года, ответа УФМС России по Брянской области от 14 августа 2014 года, в рамках проверки подписей по жалобе ФИО1, ответа УФМС России по Брянской области от 19 августа 2014 года, в рамках уточнения представленных сведений, заключения ЭКЦ УМВД Российской Федерации по Брянской области от 06 августа 2014 года, указывает на многочисленные нарушения, допущенные кандидатом, лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей при сборе подписей и оформлении подписных листов, влекущих недействительность 119 подписей избирателей, без учета довода о недействительности 187 подписей в связи с не указанием в «шапке» подписного листа названных выше сведений.

 Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО1 заявленные требования признал частично, полагал, что оснований для отмены оспариваемых решений не имеется, вместе с тем, согласился с доводами заявления о признании недействительными четырех подписей избирателей согласно уточненным сведениям ТП УФМС России по Брянской области в гор. ФИО7 от 04 августа 2014 года, и пяти подписей избирателей в подписном листе № 6, в связи с не внесением лицом, собиравшем подписи, даты внесения подписи.

 Представитель Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области ФИО5 заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое решение Избирательной комиссии Брянской области является законным и обоснованным, а решение Территориальной избирательной комиссии Мглинского района Брянской области от 07 августа 2014 года, которым ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы, принято с грубым нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей, что заявление Территориальной избирательной комиссии Мглинского района подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года. В соответствии с положениями статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З (ред. от 10 декабря 2013 года ) «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» указанное постановление официально опубликовано в областной газете «Брянская учительская газета», № 21, 12 июня 2014 года.

 Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/903-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии» на Территориальную избирательную комиссию Мглинского района Брянской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 Постановлением Брянской областной Думы от 27 февраля 2014 года № 5-1605 утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Брянской областной Думы, согласно которой границы Мглинского избирательного округа № 23 включают Мглинский район полностью и Клетнянский район полностью, центр округа –г.Мглин.

 Решением Территориальной избирательной комиссии Мглинского района от 07 августа 2014 года № 138 ФИО1, выдвинутому Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5 «Об обращениях кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1» решение Территориальной избирательной комиссии Мглинского района от 07 августа 2014 года № 138 «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23» отменено. Избирательная комиссия Брянской области обязала Территориальную избирательную комиссию Мглинского района Брянской области зарегистрировать ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 Решением Территориальной избирательной комиссии Мглинского района Брянской области от 15 августа 2014 года № 190 решение Территориальной избирательной комиссии Мглинского района от 07 августа 2014 года № 138 отменено и ФИО1, выдвинутый Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 Согласно пункту 7 статьи 75 названного Федерального закона решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

 В соответствии с пунктом 6 указанной нормы закона решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

 Как следует из оспариваемого в настоящем деле постановления Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5 «Об обращениях кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1», Избирательная комиссия Брянской области отменила решение Территориальной избирательной комиссией Мглинского района от 07 августа 2014 года № 138 «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23» и обязала территориальную избирательную комиссию Мглинского района Брянской области зарегистрировать ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 Таким образом, данное постановление принято Избирательной комиссией Брянской области в пределах предоставленных ей полномочий и в силу требований пункта 10 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являлось обязательным для Территориальной избирательной комиссии Мглинского района Брянской области, как нижестоящей комиссии.

 Проверяя доводы заявителя об отсутствии оснований для регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы, суд установил.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

 В соответствии с пунктом 24 указанной нормы Федерального закона, основаниями для отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подп. « г.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ( подп. «д»).

 Аналогичные положения содержатся в статье 25 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы».

 В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/905-5 «О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам» установлено необходимое и предельное количество подписей для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва. По Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 необходимое количество подписей для регистрации составляет 933, предельное количество подписей для регистрации – 1026.

 Согласно части 1 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Брянской области (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); в) первый финансовый отчет кандидата; г) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 20 либо пунктом 14 статьи 21 настоящего Закона (если такие изменения имеются, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением кандидатов); д) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

 Частью 6 данной нормы закона предусмотрено, что проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, представившие в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.

 По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежавших проверке ( часть 14 статьи 24 Закона Брянской области).

 Из представленных документов следует, что 09 июля 2014 года ФИО1 представил в Территориальную избирательную комиссию Мглинского района документы для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23.

 Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей от 29 июля 2014 года, ФИО1 представил в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в его поддержку, в количестве 1011 подписей на 214 подписных листах, сброшюрованных в пять папок.

 Из протокола заседания рабочей группы о проведении случайной выборки и проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 от 03 августа 2014 года, на котором присутствовали уполномоченный представитель избирательного объединения «РОО ВПП «Родина» в Брянской области ФИО5 и член Территориальной избирательной комиссии Мглинского района с правом совещательного голоса ФИО6, назначенный кандидатом в депутаты Брянской областной Думы по Мглинскому одномандатному округу № 23 ФИО1, следует, что путем случайной выборки был выбран конверт с карточкой № 1 с номерами подписей с 1 по 205. Проверке подлежат подписи с 1 по 187.

 Таким образом, общее количество подписей, отобранных для проверки, в данном случае соответствует указанным выше требованиям части 6 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы».

 Согласно протоколу проверки подписных листов от 05 августа 2014 года общее количество подписей, признанных рабочей группой недействительными, составило 104 подписи. На заседании рабочей группы 05 августа 2014 года присутствовал ФИО1, уполномоченный представитель избирательного объединения «РО ВПП «Родина» в Брянской области ФИО5 и член Территориальной избирательной комиссии Мглинского района с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом в депутаты Брянской областной Думы по Мглинскому одномандатному округу № 23 ФИО1, ФИО6, которые, как следует из акта от 05 августа 2014 года, не дождавшись окончания работы рабочей группы, покинули помещение избирательной комиссии, в связи с чем копии ведомости и протокола проверки подписных листов были направлены ФИО1 по почте.

 В соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (пункт 3).

 Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (пункт 3.1).

 Согласно Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6, в случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине следует направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России по форме, установленной приложением к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27 декабря 2010 года. При этом направление в территориальный орган ФМС России сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо ( раздел 1, подраздел 1.2).

 С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что направление избирательной комиссией представлений в УФМС на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, и привлечение к проверке эксперта, не противоречат приведенным нормам, поскольку при установлении расхождений в данных избирателей, указанных в подписных листах и в Регистре, и в связи с возникшими сомнениями в подписях избирателей, Территориальная избирательная комиссия Мглинского района была вправе направить соответствующие представления в указанные органы.

 При этом доводы представителя Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области ФИО5 о незаконности проведения Территориальной избирательной комиссией Мглинского района повторной проверки подписных листов и пересмотра закрепленных протоколом от 05 августа 2014 года итогов проверки подписных листов, суд находит несостоятельными.

 Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 25 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» установлено, что избирательная комиссия обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата не позднее чем в течение 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов.

 Судом установлено, что 10-дневный срок проверки документов, представленных для регистрации ФИО1, избирательной комиссией не нарушен. Кроме того, суд принимает во внимание, что проведение повторной проверки подписных листов ограничено законом только в том случае, если избирательной комиссией принято решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, а до принятия такого решения избирательная комиссия вправе продолжить проверку подписных листов, представленных для регистрации кандидата, до истечения предельного 10-дневного срока с момента приема документов кандидата, в том числе путем направления соответствующих запросов.

 Как следует из объяснений представителя Территориальной избирательной комиссии Мглинского района ФИО2, в связи с возникшими сомнениями отдельных членов рабочей группы по вопросу обоснованности признания ряда подписей недействительными, а также соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, сообщением системного администратора ГАС «Выборы» от 06 августа 2014 года, в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к работе избирательной комиссии были привлечены эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, направлены дополнительные запросы в ТП УФМС России по Брянской области гор.Мглина и ТП УФМС России по Брянской области пгт.Клетня. Ведомость проверки подписных листов от 07 августа 2014 года и протокол проверки подписных листов от 07 августа 2014 года составлены с учетом поступивших ответов ТП УФМС России по Брянской области гор.Мглина от 07 августа 2014 года на представление избирательной комиссии от 06 августа 2014 года и от 07 августа 2014 года, заключения о проведении почерковедческого исследования по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей экспертно-криминалистического центра УМВД России по Брянской области. При этом по состоянию на 07 августа 2014 года ответы УФМС России по Брянской области и ответ УФМС России по Брянской области пгт.Клетня не поступили.

 В соответствии с протоколом проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1, от 07 августа 2014 года из 187 проверенных подписей признаны недействительными 110, из них 4 подписи на основании подп. «б» пункта 6.4. статьи 38 указанного Федерального закона ( подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом); 17 подписей на основании подп. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности); 65 подписей на основании подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписном листе); 6 подписей на основании подп. «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно); 4 подписи на основании подп. «ж» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей); 104 подписи на основании подп. «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности); 2 подписи на основании подп. «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист); 1 подпись на основании подп. « н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом).

 Согласно решению Территориальной избирательной комиссии Мглинского района от 07 августа 2014 года № 138 ФИО1, выдвинутому Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 на основании подп. «г.1», подп. «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 В соответствии с пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подп. «г.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ( подп. «д»).

 Проверяя доводы заявителя о наличии оснований для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы и возражения ФИО1 в этой части, суд исследовал подлинные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в депутаты Брянской областной Думы ФИО1, отобранные для проведения проверки.

 Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 статьи 38 названного Закона.

 Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются:

 - подписи лица, не обладающего активным избирательным правом, правом на участие в референдуме ( подп. «б»);

 - подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи ( подп. «в»);

 - подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист ( подп. «г»);

 - подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подп. «е»);

 - подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, участников референдума ( подп. «ж);

 - все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом ( подп. «з»);

 - подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подп. «л»);

 - подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума ( подп. «н»).

 В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

 Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 указанной статьи).

 Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как «адрес места жительства»: адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

 Согласно статье 2 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 В силу разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства, который указывается в подписном листе, должен содержать все перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ реквизиты. Адрес может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, например, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта (в случае проживания гражданина на межселенной территории).

 Судом установлено, что согласно Закону Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области», муниципальные образования Клетнянского и Мглинского районов наделены статусом муниципальных районов ( статья 2).

 В соответствии с положениями указанного Закона Брянской области город Мглин является административным центром Мглинского городского поселения, входящего в состав Мглинского муниципального района, пос. Клетня – административным центром Клетнянского городского поселения, входящего в состав Клетнянского муниципального района.

 С учетом изложенного и исходя из анализа вышеприведенных норм Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства кандидата, избирателей и лица, осуществлявшего сбор подписей, наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.

 Как следует из исследованных в судебном заседании подлинных подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, в подписных листах № 3 ( подписи 1-5), № 5 (подписи 1-5), № 6 (подписи 1-5), № 9 (подписи 1-5), № 10 (подписи 1-5), № 12 (подписи 1-5), № 14 (подписи 1-5), № 15 (подписи 1-5), № 17 (подписи 1-5), № 18 (подписи 2-5), № 20 (подписи 1-5), № 22 (подписи 1-5), № 24 (подписи 1-5), № 26 (подписи 1-5), № 28 (подписи 1-5), № 29 (подписи 1-5), № 31 (подписи 1-5), № 33 (подписи 1-5), № 35 (подписи 1-5), № 37 (подписи 1-5) в сведениях о месте жительства лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, отсутствует наименование района.

 Таким образом, суд находит обоснованными доводы представителей Территориальной избирательной комиссии Мглинского района о том, что указанные 99 подписей избирателей подлежали признанию недействительными на основании подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 Кроме того, избирательной комиссией были обоснованно признаны недействительными и 66 подписей избирателей на основании подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в подписных листах № 2 (подписи 1,2,4,5), № 3 (подписи 1-5), № 5 (подписи 2,5), № 9 (подписи 1,3), № 10 (подписи 3,4,5), № 12 (подписи 2,3,4), № 14 (подписи 1,3), № 15 (подписи 1,2,3), № 17 (подписи 2,3,5), № 18 (подписи 4,5), № 20 (подписи 2-5), № 22 (подписи 1-5), № 24 (подписи 1-5), № 26 (подписи 1-5), № 28 (подпись 1), № 29 (подписи 1-4), № 31 (подписи 1-4), № 33 (подписи 1, 3-5), № 35 (подписи 1-5) в адресах места жительства избирателей отсутствует наименование района.

 При этом, как следует из объяснений представителя Территориальной избирательной комиссии Мглинского района, указанные подписи не были засчитаны избирательной комиссией дважды, поскольку в данном случае речь идет о признании подписей избирателей недействительными по нескольким основаниям, соответственно при определении общего количества недействительных подписей эти подписи учитывались только один раз.

 Таким образом, признание Территориальной избирательной комиссией Мглинского района недействительными 99 подписей избирателей по указанному основанию, свидетельствует об обоснованности выводов избирательной комиссии об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты по подп. «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку оставшееся количество представленных подписей является недостаточным для его регистрации (1011-99 = 912, при необходимом количестве подписей 933).

 Проверив иные основания, по которым Территориальной избирательной комиссией Мглинского района были признаны недействительными подписи в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, суд установил, что кроме указанных выше оснований, у избирательной комиссии также имелись основания для отказа в регистрации указанного кандидата по подп. «г.1» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона, в связи с выявлением более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

 Так, по основаниям, предусмотренным подп. «б» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежали признанию недействительными 4 подписи избирателей:

 - в подписном листе № 3 – одна подпись : подпись 4 ( согласно сведениям ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 от 07 августа 2014 года избиратель не значится зарегистрированным по указанному адресу );

 -в подписном листе № 9 – одна подпись : подпись 4 ( согласно сведениям ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 от 06 августа 2014 года избиратель не значится зарегистрированным по указанному адресу);

 - в подписном листе № 27 – одна подпись: подпись 2 (избиратель зарегистрирован в Жуковском районе, который не входит в Мглинский одномандатный избирательный округ № 23);

 - в подписном листе № 29 – одна подпись : подпись 4 ( по сведениям ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 от 07 августа 2014 года избиратель не значится зарегистрированным по адресу, указанному в подписном листе).

 По основаниям, предусмотренным подп. «в» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежали признанию недействительными 15 подписей избирателей:

 - в подписном листе № 2 – три подписи : подпись 2 ( указанные в подписном листе сведения о паспорте избирателя не соответствуют сведениям, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 04 августа 2014 года); подпись 4 ( сведения об адресе места жительства избирателя не соответствуют сведениям, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 04 августа 2014 года ); подпись 5 ( указанные в подписном листе сведения о паспорте избирателя не соответствуют сведениям, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 3 – одна подпись : подпись 5 (указанные в подписном листе сведения о паспорте избирателя не соответствуют сведениям, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 5 – одна подпись: подпись 4 ( по сведениям ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 от 07 августа 2014 года в данных о месте жительства избирателя неправильно указан номер дома);

 - в подписном листе № 10 – две подписи : подпись 1 ( в адресе места жительства избирателя указаны наименование субъекта, района, населенный пункт и номер дома, однако по сведениям ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 от 07 августа 2014 года в указанном населенном пункте имеются улицы, наименования которых должны быть указаны в адресе места жительства избирателя); подпись 2 ( в адресе места жительства избирателя не указаны наименование улицы, номера дома и квартиры, имеющиеся в данном населенном пункте по сведениям ТП УФМС по Брянской области в г. ФИО7 от 06 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 17 – одна подпись : подпись 1 ( указанный в подписном листе адрес места жительства избирателя не соответствует адресу места жительства, по которому зарегистрирован избиратель, по сведениям ТП УФМС по Брянской области в г. ФИО7 от 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 20 – две подписи ; подпись 4 ( указанный адрес места жительства избирателя не соответствует сведениям ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 от 04 августа 2014 года ); подпись 5 ( в адресе места жительства избирателя указаны наименование субъекта, наименование села, улица, номер дома и квартиры, при этом наименование района, в котором расположен данный населенный пункт не указано);

 - в подписном листе № 26 – одна подпись : подпись 4 ( указанные сведения о паспорте избирателя не соответствуют данным, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.Мглин от 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 28 – одна подпись : подпись 5 ( указанный в подписном листе адрес места жительства избирателя не соответствует сведениям, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 29 – одна подпись: подпись 2 ( указанные сведения о паспорте избирателя не соответствуют сведениям, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 31 – одна подпись: подпись 1 ( указанные в подписном листе сведения об адресе места жительства избирателя не соответствуют данным о его месте жительства, представленным ТП УФМС по Брянской области в г.ФИО7 07 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 35 – одна подпись: подпись 3 ( указанные в подписном листе сведения о паспорте избирателя не соответствуют данным, представленным ТП УФМС по Брянской области в г. ФИО7 07 августа 2014 года).

 По основанию, предусмотренному подп. «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежали признанию недействительными 2 подписи избирателей:

 - в подписном листе № 14 – одна подпись : подпись 4 ( имеются неоговоренные исправления в фамилии избирателя « Полюхович»)

 - в подписном листе № 26 – одна подпись : подпись 4 ( имеются неоговоренные исправления, «подчистка», в дате рождения избирателя «1975»).

 По основанию, предусмотренному подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( кроме указанных выше 99 подписей избирателей, признанных недействительными в связи с не указанием района в сведениях о месте жительства лица, осуществлявшего сбор подписей) подлежали признанию недействительными 14 подписей избирателей:

 - в подписном листе № 2- пять подписей: подписи 1-5, т.к. в данном подписном листе имеются неоговоренные исправления в указании даты внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей (20.07.14г.).

 - подписном листе № 6 – пять подписей: подписи 1-5, т.к. в данном подписном листе отсутствует дата внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

 - в подписном листе № 18 – четыре подписи: подписи 2-5, т.к. в подписном листе имеются неоговоренные исправления в указании кода органа, выдавшего паспорт, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей.

 По основанию, предусмотренному подп. «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежали признанию недействительными 2 подписи избирателей:

 - в подписном листе № 34 – две подписи: подписи 3 и 4 ( согласно заключению о проведении почерковедческого исследования при проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей (справка об исследовании № 638 от 06 августа 2014 года) указанные подписи выполнены одним лицом).

 При этом, проверив основания, по которым Территориальной избирательной комиссией Мглинского района были признаны недействительными иные подписи избирателей, суд приходит к следующему.

 Согласно части 13 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

 С учетом указанных требований закона, исходя из разъяснений, изложенных в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6, согласно которым любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи (раздел 3.1), суд полагает возможным исключить из числа признанных Территориальной избирательной комиссией Мглинского района недействительными по основанию подп. «е», «ж», «л» и «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 13 подписей избирателей: в подписном листе № 1 подпись 1 ( указан год внесения подписи «20014», что не препятствует его однозначному восприятию), в подписных листах № 13 - подписи 3 и 4, №17 - подписи и 1 и 4, № 20 – подпись 5 ( поскольку в заключении о проведении почерковедческого исследования при проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей (справка об исследовании № 638 от 06 августа 2014 года) содержится не конкретный, а предположительный вывод («вероятно») о выполнении указанных подписей одним лицом); в подписном листе № 24 – подпись 1 ( указание в дате внесения подписи избирателя «2014») и подпись 5 ( фамилия избирателя «Кашликова»), в подписном листе № 25 - подпись 2 ( фамилия « Новожеева»), в подписном листе № 26 – подпись 2 ( исправление во второй цифре даты рождения избирателя «1962» ) и подпись 5 ( исправление в имени избирателя «Оксана»), в подписном листе № 32 – подпись 5 (фамилия избирателя «Лебедева»), в подписном листе № 34 –подпись 2 ( указан месяц внесения подписи «илюля»), т.к. сведения в указанных подписях избирателей не препятствуют их однозначному восприятию, а также обусловлены особенностями почерка вносившего их лица.

 Таким образом, по основаниям, предусмотренным подп. «б», «в», «г», «е», «ж», «з», «л», «н» ( без учета указанных выше оснований для признания недействительными 99 подписей избирателей в связи с не указанием района в адресе места жительства лица, собиравшего подписи) Территориальной избирательной комиссией Мглинского района были обоснованно признаны недействительными 37 подписей избирателей, что в данном случае составляет более 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки, и у Территориальной избирательной комиссии Мглинского района имелись основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы по подп. «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Принятое Территориальной избирательной комиссией Мглинского района решение от 07 августа 2014 года № 138 «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23» являлось обоснованным и оснований для его отмены у Избирательной комиссии Брянской области не имелось, при этом, как следует из оспариваемого постановления Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5, оно не содержит оснований, по которым избирательная комиссия субъекта пришла к выводу об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии.

 Кроме того, как следует из данных, представленных представителем Избирательной комиссии Брянской области, в ходе проверки представленных в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 подписных листов, 14 августа 2014 года в Избирательную комиссию Брянской области УФМС по Брянской области представлены дополнительные данные, свидетельствующие о несоответствии сведений, указанных в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, которые из-за технической ошибки не были приняты во внимание при принятии Избирательной комиссией Брянской области оспариваемого постановления.

 Исходя из положений пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидата в депутаты может быть осуществлена судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке, судом проверены доводы представителя Избирательной комиссии Брянской области, в том числе, с учетом представленных сведений УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года и установлено, что кроме указанных выше недействительных подписей избирателей, также подлежали признанию недействительными 10 подписей избирателей, из них:

 1) по основанию подп. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежали признанию недействительными 3 подписи избирателей :

 - в подписном листе № 7 – одна подпись: подпись 5 ( указанные паспортные данные избирателя не соответствуют сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 20– одна подпись: подпись 1 ( указанные паспортные данные избирателя не соответствуют сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года);

 - в подписном листе № 22 – одна подпись: подпись 5 ( указанные сведения о месте жительства не соответствуют данным, представленным УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года).

 2) по основанию подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежали признанию недействительными 7 подписей избирателей :

 - в подписном листе № 1 – одна подпись : подпись 1 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры);

 - в подписном листе № 4 – две подписи: подпись 4 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры); подпись 5 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры);

 - в подписном листе № 25 – две подписи: подпись 3 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры); подпись 4 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры);

 - в подписном листе № 28 – две подписи: подпись 2 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры); подпись 3 (по сведениям УФМС по Брянской области от 14 августа 2014 года не полностью указаны сведения о месте жительства избирателя, не указан номер квартиры).

 Таким образом, с учетом перечисленных обстоятельств, по основаниям, предусмотренным подп. «б», «в», «г», «е», «ж», «з», «л», «н» (без учета указанных выше оснований для признания недействительными 99 подписей избирателей в связи с не указанием района в адресе места жительства лица, собиравшего подписи) подлежат признанию недействительными подписи избирателей, представленных в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, в количестве 47 подписей (37+3+7=47), что составляет более 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки, и является основанием для отказа в регистрации указанного кандидата.

 При этом суд также учитывает доводы представителя Избирательной комиссии Брянской области о признании недействительными всех подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, отобранных для проверки в количестве 187 подписей, по основанию, предусмотренному подп. «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в сведениях о месте жительства кандидата в «шапке» подписных листов не указано наименование района, необходимость указания которого вытекает из приведенных выше положений Закона Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области», поскольку город Карачев является административным центром Карачевского городского поселения, входящего в состав Карачевского муниципального района

 Вместе с тем, суд не соглашается с доводами представителя Избирательной комиссии Брянской области об отсутствии в подписных листах сведений о наименовании политической партии, в которой ФИО1 является Председателем Совета Регионального отделения в Брянской области, поскольку в подписных листах указано, что он является членом ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА», Председателем Совета Регионального отделения в Брянской области, а в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 года) «О политических партиях» гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

 На основании изложенного заявление Территориальной избирательной комиссии Мглинского района подлежит удовлетворению, т.к. судом установлено, что оспариваемые решения приняты Избирательной комиссией Брянской области и Территориальной избирательной комиссией Мглинского района с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление Территориальной избирательной комиссии Мглинского района Брянской области удовлетворить.

 Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Брянской области от 15 августа 2014 года № 145/1161-5 «Об обращениях кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 ФИО1».

 Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Мглинского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23 по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва от 15 августа 2014 года № 190 «О регистрации ФИО1, выдвинутого Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Мглинскому одномандатному избирательному округу № 23».

 Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

 Судья Н.А.Богородская