ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-53/2013 от 12.08.2013 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Дело № 3-53/2013

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 августа 2013 года                                     г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Круликовской А.А.,

с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,

представителя заявителя ФИО1 – ФИО2,

заинтересованного лица ФИО3, представителя ФИО3 – ФИО4,

председателя окружной избирательной комиссии по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-53/2013 по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 от 30 июля 2013 года № 30 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО3»,

установил:

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 31 мая 2013 года № 152, опубликованным в газете «Забайкальский рабочий» от 03 июня 2013 года № 105 (26323), назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва на 8 сентября 2013 года.

30 июля 2013 года постановлением № 30 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6.

ФИО1, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Забайкальского края второго созыва, в лице представителя ФИО2, действующего по доверенности, обратилась в Забайкальский краевой суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 от 30 июля 2013 года № 30 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО3».

При этом заявитель ссылался, на то, что для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в избирательную комиссию ФИО3 были представлены не все необходимые в соответствии с законодательством документы, отсутствовали справки, предусмотренные подпунктами «в» и «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации», - справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, и справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

На момент принятия окружной избирательной комиссией оспариваемого постановления у ФИО3 отсутствовало необходимое количество достоверных подписей в поддержку его выдвижения в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края. По мнению заявителя, из представленных ФИО3 в избирательную комиссию 186 подписей все подписи являются недействительными.

Кроме того, заявитель указывает на то, что первый финансовый отчет, сведения о расходовании денежных средств со специального избирательного счета, сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет, выписка из лицевого счета, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда были сданы в избирательную комиссию в 18 часов 08 минут 24 июля 2013 года, время принятия подписных листов не указано, в то время как подписные листы и первый финансовый отчет должны быть представлены кандидатом не позднее чем за 45 дней до голосования (до 18 часов по местному времени).

Указанные нарушения избирательного законодательства, по мнению заявитедя, являлись основанием для отказа в регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, заявление поддержал по указанным в нем доводам.

Председатель окружной избирательной комиссии по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО5 с заявлением ФИО1 не согласилась, представила письменные возражения, пояснила, что оспариваемое постановление избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО3 является законным, все документы, сданные им в избирательную комиссию, соответствуют действующему законодательству, представлены в необходимом количестве.

Заинтересованное лицо ФИО3 возражал против удовлетворения заявления.

Представитель ФИО3 – ФИО4 возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что нарушений в оформлении подписных листов не имеется. В избирательную комиссию ФИО3 был своевременно представлен полный пакет документов, необходимый при выдвижении и регистрации кандидата, в том числе и справки, на отсутствие которых ссылается заявитель. Для представления документов для регистрации кандидата ФИО3 прибыл в избирательную комиссию до истечения времени, установленного Законом Забайкальского края от 06.12.2012 № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края», то обстоятельство, что избирательная комиссия окончила проверку документов после 18 часов, не могло служить основанием для отказа в приеме документов, доставленных своевременно. Указание в адресах места жительства избирателей и лиц, осуществлявших сбор подписей, наименования субъекта Российской Федерации, является необязательным. Даты выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в подписных листах имеются, в часть из них внесено соответствующее исправление, которое было заверено подписью. При наличии надлежащего заверения внесение перечня исправлений в протокол об итогах сбора подписей не требуется. Кроме того, по мнению представителя заинтересованного лица, не ясно, какие права ФИО1 затронуты оспариваемым постановлением избирательной комиссии.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 260-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшей заявление обоснованным, исследовав материалы дела, подлинники подписных лисов, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 259 Гражданского процессуального кодекса РФ, с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Из постановлений № 24 от 19 июля 2013 года и № 30 от 30 июля 2013 года окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 усматривается, что ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6.

В связи с этим суд полагает, что ФИО1 в силу положений закона является лицом, имеющим право на подачу заявления о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 21 Закона Забайкальского края от 06.12.2012 № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» (далее – Закон № 753-ЗЗК) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты Законодательного Собрания края непосредственно либо в составе краевого списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и настоящим Законом края.

Частью 2 данного закона предусмотрено, что непосредственное выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного Собрания края может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих окружных избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (часть 1 статьи 23 Закона № 753-ЗЗК).

В силу статьи 27 Закона № 753-ЗЗК самовыдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

Как следует из материалов дела, 16 июля 2013 года ФИО3 обратился в окружную избирательную комиссию по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6, при этом документы на выдвижение кандидата в депутаты были сданы в окружную избирательную комиссию ФИО3 16 и 24 июля 2013 года.

24 июля 2013 года окружной избирательной комиссией от ФИО3 принят 51 подписной лист с 186 подписями избирателей в поддержку его кандидатуры в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6, что подтверждается справкой председателя окружной избирательной комиссии по Черновскому одномандатному округу № 6.

Статьей 28 Закона № 753-ЗЗК предусмотрен порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, согласно части 1 которой количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Число избирателей, зарегистрированных на территории Черновского одномандатного избирательного округа № 6, составляет 33 786 человек. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по названному одномандатному избирательному округу, должно быть не менее 169 подписей. При этом кандидат вправе представить в комиссию не более 186 подписей, которые подлежат проверке.

Пунктами 11, 12 Федерального закона № 67-ФЗ, а также частями 6, 9 статьи 28 Закона № 753-ЗЗК предусмотрено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт «г»); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт «з»). Аналогичные основания для признания подписей избирателей недействительными приведены в пунктах 4, 8 части 13 статьи 29 Закона № 753-ЗЗК.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 7 части 5 статьи 30 Закона № 753-ЗЗК недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом является основанием отказа в регистрации кандидата. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Как следует из материалов дела, ФИО3 для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 представлены подписные листы, содержащие 186 подписей избирателей на 51 листе, которые были проверены избирательной комиссией, недостоверных и (или) недействительных подписей установлено не было.

В ходе исследования судом подлинных подписных листов нашли подтверждение доводы заявителя о том, что они не соответствуют приведенным выше нормам закона.

Как следует из материалов дела, во всех подписных листах (с 1 по 51) не указано наименование субъекта Российской Федерации (Забайкальский край) в адресе места жительства избирателя, в подписных листах № 11 (строка 3), № 21 (строка 4) не указано наименование населенного пункта в адресе места жительства избирателя, что является основанием для признания подписей недействительными по подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Утверждение председателя избирательной комиссии о том, что слова «Забайкальский край» указаны в подписных листах вверху списка, не соответствует действительности.

Ссылки заинтересованных лиц на допустимость отсутствия указания субъекта Российской Федерации в адресах места жительства не соответствуют закону.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из этого положения следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования субъекта Российской Федерации является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.

На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, указано в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому в подписном листе могут не содержаться все сведения, образующие понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).

Ссылка представителей заинтересованных лиц на отсутствие в паспортах сборщиков подписей и избирателей в сведениях о регистрации по месту жительства наименования субъекта Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не дает право при оформлении подписного листа указать информацию в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством.

Ссылка представителей заинтересованных лиц на отсутствие в Российской Федерации другого населенного пункта с наименованием «г. Чита», который является административным центром Забайкальского края, правового значения для решения вопроса о законности постановления окружной избирательной комиссии не имеет.

Кроме того, судом установлено, что в подписном листе № 1 отсутствует дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Указанное обстоятельство является основанием для признания 4 подписей недействительными по подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Также усматривается, что в подписные листы №№ 8-23 в сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, внесены дополнительные сведения - дата 08.05.2002.

Из объяснений представителей заинтересованных лиц следует, что лицом, осуществлявшим сбор подписей, после заверения подписей и до их сдачи в избирательную комиссию в подписные листы были внесены исправления, а именно внесена дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Указанное исправление было заверено подписью сборщика подписей ФИО6

Представитель ФИО1 против указанного утверждения возражал, ссылаясь на то, что при его ознакомлении в избирательной комиссии с представленными кандидатом ФИО3 материалами данных исправлений не было.

Оценив все доводы, суд приходит к выводу о недействительности 56 подписей, содержащихся в подписных листах №№ 8-23, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6.6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.

Суд полагает, что на момент представления подписных листов № 8-23 в избирательную комиссию в них отсутствовали сведения о дате выдачи паспорта сборщика подписей ФИО6, поскольку приведенная после заверения лицом, осуществлявшим сбор подписей, дата не является специально оговоренным исправлением, а представляет собой внесение дополнительных сведений о лице, которые не были специально оговорены лицом, заверяющим подписной лист, ни в самом листе, ни в протоколе об итогах сбора подписей, заверены только подписью ФИО6 без указания даты внесения сведений и их характера.

Также принимается во внимание то, что в протоколе заседания рабочей группы по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах от 24 июля 2013 года отсутствуют сведения о наличии исправлений и дополнений в подписных листах, в том числе и специально оговоренных, а также их оценка, как отсутствуют и обязательные в силу части 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ сведения о количестве заявленных, представленных и проверенных подписей (имеется только общее число сброшюрованных листов и подписей избирателей).

Доводы заявления об отсутствии даты выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей, в подписных листах № 2-7 своего подтверждения при исследовании подписных листов не нашли.

Таким образом, все представленные 186 подписей являются недействительными на основании подпунктов «г», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, что составляет более 10 % от количества подписей, отобранных для проверки и недостаточным для регистрации кандидата.

При таком положении, довод заявителя о незаконности постановления окружной избирательной    комиссии о регистрации ФИО3 в качестве в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва является обоснованным.

Что касается других доводов заявителя, свидетельствующих о незаконности принятого избирательной комиссией решения, суд не может с ними согласиться по следующим основаниям.

Согласно представленным избирательной комиссией материалам, в них имеются справки о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемые кандидатом на выборы в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которы совершена сделка, представляемые кандидатом на выборы в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

Указанные документы согласно справкам-подтверждениям были приняты избирательной комиссией 16 и 24 июля 2013 года, в общей сложности 4 справки согласно Указу Президента РФ от 06.06.2013 № 546 на 12 листах.

Кроме того, учитывается, что на доводах об отсутствии в документах, представленных ФИО3 в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, указанных справок представитель заявителя не настаивал в связи с их наличием.

Утверждение заявителя о несвоевременности представления ФИО3 первого финансового отчета, сведений о расходовании денежных средств со специального избирательного счета, сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет, выписки из лицевого счета, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, поскольку они были приняты 24 июля 2013 года в 18 часов 08 минут, то есть после истечения установленного Законом № 753-ЗЗК срока, также подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона № 753-ЗЗК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией края; первый финансовый отчет кандидата; сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 4 статьи 22 и частью 4 статьи 24 настоящего Закона края (если такие изменения имеются).

При этом частью 3 статьи 29 Закона № 753-ЗЗК предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме представляемых для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов документов, если документы доставлены до истечения времени, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Согласно справке председателя окружной избирательной комиссии по Черновскому одномандатному округу № 6 папка с подписными листами (51) с 186 подписями была принята лично у ФИО3 в 17 часов 41 минуту 24 июля 2013 года. Соответственно, и другие документы, в том числе и первый финансовый отчет, принятые согласно справке от 24 июля 2013 года лично у ФИО3 в 18 часов 08 минут, были доставлены им в избирательную комиссию до 18 часов.

Доводы представителя заявителя ФИО2 о том, что вышеперечисленные документы были сданы ФИО3 16 и 24 июля 2013 года в два этапа и подтверждаются тремя справками-подтверждениями, судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о наличии нарушений, так как документы были сданы в установленный срок.

Учитывая изложенное, на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, суд полагает необходимым удовлетворить заявление ФИО1 и признать обжалуемое постановление окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 незаконным и подлежащим отмене по указанным выше основаниям.

Суд не соглашается с мнением представителей заинтересованных лиц об отсутствии нарушения пассивного избирательного права ФИО1, не получившей удостоверения кандидата в депутаты и не являющейся в избирательную комиссию, поскольку указанные обстоятельства не влияют на право кандидата, возникшее с момента его регистрации, обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу.

Оспариваемым постановлением безусловно затрагивается ее право как лица, претендующего на занятие должности депутата Законодательного Собрания Забайкальского края, быть избранной из числа нескольких кандидатов, отвечающих предусмотренным законом требованиям и зарегистрированных в установленном порядке, в результате демократических, честных, равных и свободных выборов.

Что касается того обстоятельства, что представитель ФИО1 ФИО2 одновременно является представителем Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа», то это, по мнению суда, не свидетельствует о невозможности его участия в рассмотрении дела в качестве представителя ФИО1, поскольку закон таких ограничений и запретов не содержит. В настоящем деле интересы партии «Гражданская Платформа» не затрагиваются.

Ссылки на недопустимость участия в данном деле указанного представителя по причине отсутствия у него полномочий на осуществление действий от имени ФИО1 как кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва суд находит надуманными.

Представляя в суде интересы ФИО1, ФИО2 действует на основании нотариальной доверенности, выданной в установленном порядке, в рамках предоставленных ему полномочий. Указывая на необходимость представления дополнительной доверенности, а также на отсутствие у ФИО2 статуса уполномоченного представителя либо доверенного лица кандидата ФИО1, заинтересованные лица не приводят положения закона, которым установлены такие требования к представителю.

Между тем, доверенность, оформленная в соответствии со статьей 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, является достаточным подтверждением полномочий представителя в суде.

Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 от 30 июля 2013 года № 30 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО3» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 от 30 июля 2013 года № 30 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по Черновскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО3».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Забайкальский краевой суд.

Судья                            (подпись)    Т.И. Васильева

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда                Т.И. Васильева

Решение изготовлено в окончательной форме 13 августа 2013 года