РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Помишиной Л.Н., с участием прокурора Болдоевой Э.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 23 сентября 2014г. № 3/26 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31 октября 2013г. № 3/45 «О тарифах на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» недействующим,
У С Т А Н О В И Л :
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 23 сентября 2014г. № 3/26 утверждены изменения, вносимые в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31 октября 2013г. № 3/45 «О тарифах на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (далее - Изменения). Пунктом 1.1 Изменений наименование приказа изложено в следующей редакции: «Тарифы на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на полигоне, оказываемые МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ». Пунктом 1.2 Изменений из приложения к приказу исключены тарифы для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций.
Изменения размещены на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www. egov-buryatia.ru.
Муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», относящееся к организациям коммунального комплекса обратилось в Верховный суд республики с заявлением о признании приведенных выше Изменений, внесенных в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31 октября 2013г. № 3/45 «О тарифах на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» в части исключения ранее утвержденного тарифа для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций недействующими, ссылаясь на их противоречие положениям ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предусматривающей основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. В результате внесения Изменений нарушаются права заявителя, как организации коммунального комплекса, оказывающего услуги по утилизации отходов; создаются препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности.
В судебном заседании представители заявителя ФИО1 и ФИО2 действующие на основании доверенностей от 24 декабря и 3 марта 2014г. соответственно, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее-РСТ) по доверенности от 12 января 2015г. ФИО3 возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на непротиворечие оспариваемого акта действующему законодательству. В частности указывая на то, что оспариваемые Изменения приняты по причине первоначально ошибочного утверждения тарифов для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций приказом РСТ от 31 октября 2013г. № 3/45. Впоследствии РСТ установила, что в действительности заявитель осуществляет сортировку отходов, а не их утилизацию, тогда как регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. В этой связи, тарифы не изменялись, первоначально изданный приказ от 31 октября 2013г. № 3/45 приведен в соответствие с действующим законодательством путем внесения в него оспариваемых Изменений.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Бурятия Болдоевой Э.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в части оспариваемых положений Изменений по следующим основаниям.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» ( далее- ФЗ № 210).
В соответствии с п.п.1 п. 2 ст. 1 приведенного Закона, в соответствии с ним подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
Пунктом 4 ст. 4 этого же Закона предусмотрено, что установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса) относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам регулирования субъектов РФ).
Во исполнение указанных положений Федерального закона, органом регулирования Республики Бурятия – РСТ издан приказ от 31 октября 2013г. № 3/45, которым установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» на период с 1 января 2014г. по 31 декабря 2016г. с календарной разбивкой по годам.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией названного приказа для МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» устанавливалось два тарифа: 1) для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне без учета услуг мусоросортировочных станций в размере 34-37,63 руб. за куб.м. без НДС (в зависимости от года действия); 2) для потребителей (за исключением потребителей граждан, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье) услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций в размере 103-116, 54 руб. за куб.м. без НДС (в зависимости от года действия).
Оспариваемыми Изменениями от 23 сентября 2014г. из указанного выше приказа исключены тарифы для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций в размере 103-116, 54 руб. за куб.м. без НДС (в зависимости от года действия).
Основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса установлены ст. 14 ФЗ № 210, в соответствии с которой утвержденные тарифы на услуги организаций коммунального комплекса могут быть досрочно пересмотрены в случае: 1) объективного изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса, влияющего на стоимость услуг этой организации; 2) нарушения организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленного по результатам мониторинга выполнения этой программы; 3) предписаний федеральных органов исполнительной власти; 4) вступившего в законную силу решения суда; 5) изменения инвестиционной программы организации коммунального комплекса; 6) досрочного пересмотра надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса; 7) изменения установленных или установления предельных индексов.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось представителем РСТ, что перечисленные законные основания для досрочного изменения утвержденных в 2013г. тарифов посредством исключения тарифа для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций, отсутствовали.
Основанием для досрочного изменения тарифного решения послужило то, что на полигоне твердых бытовых отходов МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» фактически осуществляется захоронение отходов, а осуществляемая двумя мусоросортировочными станциями сортировка отходов не относится к процессу захоронения (протокол заседания коллегии РСТ РБ от 23 сентября 2014г.).
Учитывая отсутствие законных оснований для досрочного изменения тарифного решения, оспариваемые Изменения в части исключения указанного выше тарифа противоречат предписаниям ст. 14 ФЗ № 210 и нарушают права заявителя, как организации коммунального комплекса на эффективное функционирование путем обеспечения своих финансовых потребностей посредством установления регулируемых тарифов.
Более того, они противоречат общим принципам регулирования тарифов и надбавок, установленных ст. 3 ФЗ № 210 - о полном возмещении затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (п.п. 5 п. 1 ст. 3); об установлении тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (п.п. 2 п. 1 ст. 3); о достижении баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса (п.п. 1 п. 1 ст. 3).
Довод РСТ о наличии у нее права приводить свои тарифные решения в соответствие с действующим законодательством по своей инициативе, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. № 29 «О Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия» РСТ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Согласно ст. 7 Закона РБ от 6 июля 2005г. № 1227-Ш «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» Республиканская служба в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых Главой республики или Правительством республики.
В соответствии с пунктом 3.18 во взаимосвязи с иными положениями разделов 3 и 4 приведенного Положения о РСТ Республики Бурятия, последняя вправе лишь устанавливать тарифы на услуги организаций коммунального комплекса; правом изменять ранее принятые приказы об утверждении тарифов, она не обладает (за исключением случаев, предусмотренных ст. 14 ФЗ № 210).
Не предусмотрено такое право для органа регулирования субъекта РФ и нормами ФЗ № 210 (за исключением случаев, предусмотренных ст. 14 этого же Закона).
Изложенное во взаимосвязи с положениями ст. 14 указанного Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» свидетельствует об отсутствии права у органа регулирования субъекта РФ изменять ранее принятые им тарифные решения по своей инициативе (в отсутствие прямого указания на это в соответствующем нормативном правовом акте либо в отсутствие судебного акта или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (рассматривающего разногласия в досудебном порядке). Иное толкование противоречило бы принципу стабильности экономических отношений, гарантированного ст. 8 Конституции РФ.
Таким образом, приняв оспариваемые Изменения и исключив тариф, установленный ранее с соблюдением всех процедур, предусмотренных Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008г. № 520 (включая проведение экспертизы), РСТ РБ превысило делегированные ему законодателем полномочия.
Довод представителя РСТ о том, что заявитель не оказывает услуги по утилизации твердых бытовых отходов, а оказываемые им услуги по сортировке отходов с использованием мусоросортировочных станций к таковым не относятся, также является несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 210 организация коммунального комплекса есть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Установлено, что заявитель осуществляет эксплуатацию двух мусоросортировочных станций (проектной мощностью 80 тыс. и 40 тыс. тон в год), на которых осуществляется сортировка мусора с последующим прессованием полезных фракций (макулатура, полиэтилен и пр.) в тюки ориентировочным размером 70-100-130 см. для дальнейшего их использования.
В соответствии со ст. 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 298 от 14 августа 2013г. утилизацией (использованием) отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства» под использованием отходов понимается их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Учитывая перечисленные законоположения, в отношении заявителя подлежал установлению тариф, учитывающий его расходы на сортировку твердых бытовых отходов с использованием мусоросортировочных станций.
Аналогичный вывод содержится в ответе Федеральной службы по тарифам от 22 декабря 2012г., дававшемся на соответствующее обращение заявителя.
Более того данный довод РСТ, также как и ее довод о порочности материалов, представленных заявителем в службу (отсутствие договоров на утилизацию, предложений по затратам на утилизацию и пр.) первоначально в 2013г., в свете перечисленных выше обстоятельств (противоречия Изменений ст. 14 № 210-ФЗ и принятия их заинтересованным лицом с превышением полномочий) как такового правового значения при разрешении настоящего дела, не имеет. Данные доводы подлежали проверке изначально при установлении тарифов для заявителя в 2013г. с использованием правового механизма, предусмотренного названными Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Как установлено судом, в рамках установления спорного тарифа, РСТ РБ воспользовалось своим правом осуществления экспертизы, заключение которого перечисленные доводы РСТ РБ опровергает.
При принятии оспариваемых Изменений, напротив, никаких проверок и экспертиз с участием специалистов не проводилось.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые Изменения уже применялись, работа мусоросортировочных станций заявителем в отсутствие тарифа приостановлена, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума № 48 от 29ноября 2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», они подлежат признанию недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и пунктом 30 приведенного постановления Пленума Верховного Суда РФ, после вступления в законную силу, сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете «Бурятия», осуществляющей официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в республике.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, пунктом 29 этого же постановления Пленума, с РСТ РБ в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина в размере <...> рублей, уплаченная последним при подаче заявления в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Верховный суд Республики Бурятия
Р Е Ш И Л :
Заявление муниципального бюджетного учреждения «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 23 сентября 2014г. № 3/26 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 31 октября 2013г. № 3/45 «О тарифах на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» в части исключения тарифа для потребителей услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне с учетом услуг мусоросортировочных станций.
Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия в пользу МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» госпошлину в размере <...> рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Бурятия».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный суд Республики Бурятия.
Судья ПОДПИСЬ Раднаева Т.Н.