ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-53/2015 от 04.06.2015 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3-53/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июня 2015 года Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Алейниковой С.А.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

с участием представителя заявителя ООО «Стройлессервис» САП,

представителя Правительства Брянской области – ИНГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройлессервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «Стройлессервис» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 7 445 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, площадью 7 445 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, уч.52, в размере рыночной.

Право собственности на указанный земельный участок возникло на основании постановления администрации Карачевского района Брянской области № 783 от 2 декабря 2008 года, договора купли-продажи земельного участка №139 от 25 декабря 2008 года и акта передачи недвижимости от 25 декабря 2008 года.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» и составляет 5 733 990 руб. 10 коп.

Согласно отчету ООО «Правовая Оценка» № 81-12/14 ОЗ от 22 января 2015 года, выполненного по заказу заявителя, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года составляет 1 248 032,19 рублей.

В связи с тем, что значительное превышение кадастровой стоимости нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, заявитель просил установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 7 445 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, уч.52, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 1 248 032,19 руб.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Стройлессервис» САП заявленные требования уточнила, с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, изложенных в заключение эксперта ООО «Правовая Оценка» №55-05/15 от 14 мая 2015 года, просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 4 октября 2013 года в размере его рыночной стоимости – 2 276 230,14 руб.

Представитель Правительства Брянской области ИНГ возражала против удовлетворения заявленного требования по тому основанию, что от кадастровой стоимости земельного участка зависят налоговые поступления в местный бюджет.

Представители Управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания. Сведений об уважительных причинах неявки неизвестны и просьб об отложении слушания по делу не поступало.

Представитель администрации Карачевского района Брянской области ГМВ в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия их представителя, и просили отказать ООО «Стройлессервис» в удовлетворении заявления по тому основанию, что от кадастровой стоимости земельного участка зависят налоговые поступления в местный бюджет.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей Управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и районной администрации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 7 445 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, уч.52, относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для производственной деятельности.

Заявителю на праве собственности принадлежат указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 108).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости 4 октября 2013 года внесены сведения в реестр объектов недвижимости о кадастровой стоимости данного земельного участка, которая по состоянию на 1 января 2013 года составляет 5 733 990,10 руб. (л.д. 12).

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена оценочной организацией в рамках выполнения государственного контракта от 25 декабря 2009 года № 169 и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».

ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности у заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки, как методами массовой оценки, так и индивидуального для конкретного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

На основании статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено понятие кадастровая стоимость, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 № 255, установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В целях определения размера рыночной стоимости земельного участка, по ходатайству представителя заявителя определением Брянского областного суда от 16 апреля 2015 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Правовая Оценка», на разрешение которой был поставлен вопрос о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, площадью 7 445 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч.52, по состоянию на 4 октября 2013 года.

Согласно заключению эксперта ООО «Правовая Оценка» от 14 мая 2015 года рыночная стоимость земельного участка заявителя по состоянию на 4 октября 2013 года составляет 2 276 230,14 руб.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд находит, что наряду с другими представленными доказательствами по делу, заключение эксперта ООО «Правовая Оценка» является допустимым доказательством, поскольку оценка экспертами произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельного участка, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, является членом «Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы.

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении ООО «Правовая Оценка» от 14 мая 2015 года, 2 276 230,14 руб. по состоянию на 4 октября 2013 года

В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93, федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области».

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного, уточненные требования ООО «Стройлессервис» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 196-199, 209, 320.1, 321 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Стройлессервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 7 445 кв.м, с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, уч.52, равной его рыночной стоимости по состоянию на 4 октября 2013 года в размере 2 276 230,14 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья С.А. Алейникова