ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-53/2021 от 06.09.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а – 70/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 6 сентября 2021 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонова,

при секретарях Ю.А. Киреевой, А.С. Солдатовой,

с участием в деле:

административного истца – акционерного общества Техническая фирма «Ватт» (далее также – АО ТФ «Ватт») и его представителей Т.П. Спириной, Е.А. Щетининой, И.А, Язовцевой

административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее также – РСТ Республики Мордовия), его представителей Е..Н. Тимошкина, Е.А. Ливановой, А.А.Волкова

А.А.Волкова

заинтересованного лица – публичного акционерного общества «Россети Волга» – филиала «Мордовэнерго» (далее также – филиал «Мордовэнерго»),

заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» (далее также – ООО «Мордовская сетевая компания»),

заинтересованного лица – акционерного общества «Мордовская электросетевая компания» (далее также – АО «Мордовская электросеть»), его представителей С.Б. Игониной, М.В. Тазиной, А.А. ЧиняеваА.В. Вахрамеева,

заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети» (далее также – ООО «РЭС»),

заинтересованного лица – муниципального предприятия городского округа Саранск «Горсвет» (далее также – МП г.о. «Горсвет»),

прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Умновой Елены Владимировны, старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества Техническая фирма «Ватт» о признании недействующим со дня принятия столбцов 3 и 6 пункта 6, столбцов 3 и 6 пункта 7, столбцов 3 и 6 пункта 8 Приложения № 5 приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 258 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год»,

у с т а н о в и л:

Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 25 декабря 2020 г. принят приказ № 258 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год» (далее также – Приказ от 25 декабря 2020 г. № 258).

11 января 2021 г. РСТ Республики Мордовия был принят приказ № 2 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 258 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год» (далее также – Приказ от 11 января 2021 г. № 2).

Приложением № 5 к Приказу от 25 декабря 2020 г. № 258 в редакции Приказа от 11 января 2021 г. № 2 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия, в том числе:

пунктом 6 – между АО ТФ «Ватт» и филиалом ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» установлен двухставочный тариф: 401454,30 руб./МВт.мес – ставка за содержание электрических сетей на первое полугодие, 373918,04 руб./МВт.мес – ставка за содержание электрических сетей на второе полугодие;

пунктом 7 – между АО ТФ «Ватт» и АО «Мордовская электросеть» установлен двухставочный тариф: 401454,30 руб./МВт.мес – ставка за содержание электрических сетей на первое полугодие, 373918,04 руб./МВт.мес – ставка за содержание электрических сетей на второе полугодие;

пунктом 8 – между АО ТФ «Ватт» и ООО «Мордовская сетевая компания» установлен двухставочный тариф: 401454,30 руб./МВт.мес – ставка за содержание электрических сетей на первое полугодие, 373918,04 руб./МВт.мес – ставка за содержание электрических сетей на второе полугодие.

АО ТФ «Ватт» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о признании недействующим в вышеуказанных частях со дня принятия Приказ от 25 декабря 2020 г. № 258 в редакции Приказа от 11 января 2021 г. № 2, как не соответствующего требованиям:

– статей 5, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

– статей 6, 20, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 – ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон № 35 – ФЗ);

– пунктов 4, 12, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее также – Основы ценообразования);

– Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее также – Правила № 861);

– пунктов 49, 52 методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее также – Методические указания № 20-э/2).

– пунктов 6, 7, 11, 14 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объёма потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объёму электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объёма мощности, определённого в отношении указанных категорий потребителей, утверждённого Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1.

Административный истец указывает, что в оспариваемом приказе РСТ Республики Мордовия при расчёте собираемости тарифной выручки сетевой организации и установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчётов с ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго», ООО «Мордовская сетевая компания», АО «Мордовская электросеть» допущено завышение заявленного отпуска мощности прочих потребителей и населения из сети АО ТФ «Ватт» по прочим потребителям, в том числе по уровням напряжения: превышение СНII на 12,59 МВт и НН на 2,26 МВт, занижение ВН на 0,21 МВт. Указанное нарушение порядка расчётов ставки индивидуального тарифа на содержание электрических сетей не обеспечивает собираемость необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) АО ТФ «Ватт», возникает излишняя оплата сетевыми организациями, что в том числе, приведёт к убыткам АО ТФ «Ватт».

Указывает, что АО ТФ «Ватт» письмом № 2328 – 04 от 19 ноября 2020 г. представляло в РСТ Республики Мордовия сведения о том, что объём отпуска из сети мощности на прочих потребителей и населения на 2021 г. составил <данные изъяты> МВт. Тарифный орган уведомил административного истца о результатах рассмотрения предложений на 2021 г., направленных в ФАС России для формирования сводного прогнозного баланса по Республике Мордовия в соответствии с которым указанный объём мощности был согласован. В последующем, информация об изменении объёма мощности на 2021 г. РСТ Республики Мордовия в АО ТФ «Ватт» не доводилась. При этом РСТ Республики Мордовия утвердил 81,47 МВт.

Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал возражения с дополнениями на административный иск, в которых просит отказать в удовлетворении административного иска. Указал на то, регулирующий орган при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2021 г. (далее также – Сводный прогнозный баланс) в части объёмов заявленной мощности потребителей руководствовался исключительно заявками участников рынка, не меняя их содержания. При расчётах тарифный орган руководствовался утверждённой ФАС России величиной заявленной мощности потребителей Республики Мордовия на 2021 г. в размере 356,33 МВт без разбивки по сетевым организациям и точкам поставки. При определении указанной величины в отношении конкретной территориальной сетевой организации тарифный орган исходил из полезного отпуска электрической энергии организации и утверждённых одноставочных тарифов, ставки на потери, ставки на мощности. Если принять заявленную административным истцом мощность при утверждённых котловых тарифах полезный отпуск АО ТФ «Ватт» снизится, что приведёт к противоречию сводного прогнозного баланса, другой сетевой организации необходимо будет увеличить полезный отпуск электрической энергии, что противоречит заявкам территориальных сетевых организаций. Утверждённые полугодовые объёмы полезного отпуска электрической энергии и мощности АО ТФ «Ватт», при применении утверждённых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2021 г., обеспечивают собираемость выручки административного истца как в одноставочном, так и в двухставочном выражении.

В отзыве заинтересованное лицо АО «Мордовская электросеть» просит отказать в удовлетворении административного иска, указывая на невозможность пересмотра индивидуальных тарифов для одной пары организаций, а пересмотр тарифов и перераспределение выручки приведёт к ущемлению прав остальных сетевых организаций.

В отзывах на возражения административного ответчика и заинтересованного лица, АО ТФ «Ватт» указало, что перераспределение мощности привело к тому, что мощность по АО ТФ «Ватт» оказалась завышена более чем на 13,86% по сравнению с завышением мощности в целом по региону. Представленный РСТ Республики Мордовия расчёт величины мощности прочих потребителей по отдельной территориальной сетевой организации не имеет нормативно – правового закрепления, приводит к искажению цифровых параметров, противоречит методике и принципам расчёта тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Довод административного ответчика о необходимости увеличения ставки на содержание электрических сетей единых котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии для прочих потребителей для снижения мощности сетевой организации и необходимости снижения полезного отпуска электроэнергии, увеличения полезного отпуска других сетевых организаций противоречит пункту 50 Методических указаний № 20 – э/2, поскольку при расчёте ставки на содержание электрических сетей полезный отпуск не участвует. Полагает, что РСТ Республики Мордовия искусственно завысил отпуск мощности из сети АО ТФ «Ватт» по прочим потребителям и населению на уровень больше по сравнению с завышением мощности в целом по региону, что привело к завышению и неверному расчёту избытка средств, относимого на содержание электрических сетей, которая должна учитывать сетевая организация, и, исходя из которой, была рассчитана ставка на содержание электрических сетей индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, которая и была необоснованно завышена РСТ Республики Мордовия. В обоснование предлагает расчёт объёма заявленной мощности прочих потребителей приходящейся АО ТФ «Ватт» путём нахождения процентного отношения объёма заявленной мощности прочих потребителей в РСТ Республики Мордовия для формирования сводного прогнозного баланса на каждом уровне напряжения, в разрезе каждой сетевой организации, к общему суммированному объёму заявленной мощности всех сетевых организаций по прочим потребителям и применении данной пропорции к общему объёму заявленной мощности прочих потребителей, утверждённой ФАС России. Также полагает, что вопреки доводам заинтересованного лица, в рассматриваемом случае при взаиморасчётах обоснованные экономические интересы одной стороны ущемлены и нарушены, что свидетельствует о нарушении принципов тарифного регулирования.

В письменных объяснениях ФАС России указало, что определение заявленной мощности осуществляется на основании документов, предоставляемых регулируемыми организациями.

6 июля 2021 г. судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены МП г.о. Саранск «Горсвет» и ООО «РЭС».

В судебном заседании представители административного истца АО ТФ «Ватт» Т.П. Спирина, Е.А. Щетинина, И.А. Язовцева административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении и в уточнениях.

В судебном заседании представители административного ответчика Е.Н. Тимошкин, А.А. Волков относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в возражениях и в дополнениях к ним.

Представители заинтересованного лица АО «Мордовская электросеть» М.В. Тазина, А.А. Чиняев, А.В. Вахрамеев в судебном заседании относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в отзыве и в дополнениях к нему.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитова и прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умнова дали заключение, в котором полагали, что административные исковые требования административного истца АО ТФ «Ватт» подлежат удовлетворению.

Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемого нормативного правового акта в полном объёме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью восьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 35 – ФЗ, Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее также – Правила государственного регулирования), Приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее также – Регламент), а также Методическими указаниями № 20-э/2.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35 – ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Согласно постановлению ФЭК Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 21/1 АО ТФ «Ватт» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно – энергетическом комплексе.

Из материалов дела следует, что АО ТФ «Ватт» является субъектом регулирования оспариваемого нормативного правового акта, поскольку является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия, тарифы для которой устанавливаются РСТ Республики Мордовия.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.

Тарифы для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования.

Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212 – УГ и постановлению Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия» Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия (пункт 1). Установление сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии отнесено к её полномочиям (подпункт 2 пункта 9).

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что период регулирования – не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы); необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.

Срок действия утверждённых цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 62 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

30 апреля 2020 г. АО ТФ «Ватт» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 г.

По результатам рассмотрения указанного заявления и обосновывающих материалов составлено экспертное заключение по экономической обоснованности затрат на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям административного истца на 2021 г.

Приказ от 25 декабря 2020 г. № 258 принят на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 52, на котором присутствовало более половины её членов, уполномоченных рассматривать данный вопрос, что соответствует положениям постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642.

Приказом от 11 января 2021 г. № 2, принятого на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 11 января 2021 г. № 1, внесены изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 258 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год», создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.

Административным ответчиком представлены копии протоколов заседаний коллегии РСТ Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 52, от 11 января 2021 г. № 1, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства.

Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённым постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642, начальник РСТ Республики Мордовия издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Республиканской службы.

В соответствии с пунктом 21 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия в случае отсутствия начальника Республиканской службы по тарифам его обязанности исполняет первый заместитель начальника Республиканской службы, а в его отсутствие – заместитель начальника Республиканской службы.

Оспариваемый приказ от 25 декабря 2020 г. № 258 подписан первым заместителем начальника РСТ Республики Мордовия, в нём содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан.

Приказ от 11 января 2021 г. № 2 подписан начальником РСТ Республики Мордовия, в нём также содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа, судом не установлено.

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.

В соответствии со статьёй 14 указанного Закона правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия являются приказы их руководителей, а в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Республики Мордовия, также приказы заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также указами Главы Республики Мордовия и постановлениями Правительства Республики Мордовия, устанавливающими процедуру их принятия.

Согласно пункту 28 Правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, утверждённых Указом Главы Республики Мордовия от 6 мая 2003 г. № 66 – УГ, нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории Республики Мордовия в день их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.

Нормативные правовые акты направляются для официального опубликования руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа государственной власти в порядке, предусмотренном Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» (пункт 27).

Частью второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.

Приказ от 25 декабря 2020 г. № 258 был официально опубликован 28 декабря 2020 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202012280002).

Приказ от 11 января 2021 г. № 2 официально опубликован 18 января 2021 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202101180001).

С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.

Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд исходит из следующего.

Пунктами 6, 7, 8 Приложения № 5 к оспариваемому приказу установлены индивидуальные тарифы для АО ТФ «Ватт» на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов с филиалами «Мордовэнерго», ООО «Мордовская сетевая компания», АО «Мордовская электросеть».

Двухставочный тариф на первое полугодие 2021 г. включает ставку за содержание электрических сетей в размере 401454,30 руб./МВт. мес. (столбец 3 пунктов 6, 7, 8 Приложения № 5) и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 488, 60 руб./МВт.ч.

Двухставочный тариф на второе полугодие 2021 г. включает ставку за содержание электрических сетей в размере 373918,04 руб./МВт. мес. (столбец 6 пунктов 6, 7, 8 Приложения № 5) и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 345,95 руб./МВт.ч.

АО ТФ «Ватт», оспаривая тариф в части ставки за содержание электрических сетей индивидуального тарифа, считает утверждённую мощность по прочим потребителям и населения завышенной, а последняя является знаменателем в алгоритме определения единых (котловых) тарифов.

Анализируя доводы административного истца и административного ответчика суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Размер единых (котловых) тарифов дифференцируется в соответствии с дифференциацией по уровням напряжения, предусмотренной пунктом 81(1) Основ ценообразования, в точке технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

В качестве базы для расчёта цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объём отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) Основ ценообразования.

Согласно пункту 2 Правил № 861 заявленная мощность – величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчётном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.

В силу пункта 49 Методических указаний № 20 – э/2 расчёт тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учётом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчёт единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 20 – э/2.

Расчёт индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 20-э/2, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах (двухставочный и одноставочный).

Согласно пункту 50 Методических указаний № 20 – э/2 расчёт двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчёте за МВт заявленной мощности потребителя; единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе её передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учётом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

Ставки на содержание электрических сетей на соответствующем уровне напряжения определяются следующим образом: высокое напряжение 110 кВ и выше; среднее напряжение первого уровня 35 кВ; среднее напряжение второго уровня 20 – 1 кВ; низкое напряжение 0,4 кВ и ниже.

Для расчёта единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения, а величины заявленной мощности потребителей должны соответствовать учтённым в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) значениям.

Установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии предусмотрено только для взаиморасчётов пары сетевых организаций в отношении услуг, оказанных друг другу.

Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как «котловой», так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в «котел». В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций.

Как следует из материалов дела, для формирования сводного прогнозного баланса и установления тарифов АО ТФ «Ватт» представило в РСТ Республики Мордовия сведения, которые содержали информацию об объёме отпуска из сети мощности на прочих потребителей и население на 2021 г. в заявленном размере – <данные изъяты> МВт (первое полугодие – <данные изъяты> МВт, второе полугодие – <данные изъяты> МВт).

Письмом от 26 августа 2020 г. РСТ Республики Мордовия уведомило АО ТФ «Ватт» о результатах рассмотрения предложений на 2021 г., направленных в ФАС России в форме шаблона FORM3.1.2021.SUMMARY (v1.1), в соответствии с которым заявленная мощность АО ТФ «Ватт» также составляла <данные изъяты> МВт.

Как следует, из пояснений административного ответчика, РСТ Республики Мордовия было установлено, что шаблон FORM3.1. 2021.SUMMARY (v1.1), в котором указывался объём заявленной мощности по каждой сетевой организации отдельно, что в суммарном итоге составило 564,30 МВт, приводит к некорректному содержанию данных, поскольку сетевые организации заполняли вышеназванный раздел с учётом информации о планируемом отпуске и смежным сетевым организациям, что могло привести к двойному учёту одних и тех же сведений.

Исходя из указанного, общее предложение РСТ Республики Мордовия на 2021 г. составило в итоге 325,68 МВт и было основано на данных форм статистической отчетности «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» – форма № 46-ЭЭ (передача) за 2019 г.

В последующем, при формировании единых (котловых) тарифов РСТ Республики Мордовия использовало данные Сводного прогнозного баланса, утверждённого приказом ФАС России <данные изъяты> от <дата> г., которым величина заявленной мощности потребителей республики на 2021 г. утверждена в размере 356,33 МВт (без разбивки по сетевым организациям и точкам поставки).

Приказ ФАС России <№> от <дата> г. не действующим в установленном законом порядке не признан.

Действующие нормативные правовые акты не содержат положений, которые регулировали бы вопрос о том, в каких величинах тарифному органу субъекта Российской Федерации мощность, утверждённую ФАС России в Сводного прогнозного баланса, распределить между территориальными сетевыми организациями региона, если утверждённая величина мощности превысила величину мощности Сводного прогнозного баланса региона, указанную в предложении тарифного органа субъекта Российской Федерации, направленного в ФАС России.

Исходя из величины заявленной мощности потребителей и прогнозного роста электроэнергии в 2020 г., на основании сведений о величине полезного отпуска для АО ТФ «Ватт» органом регулирования рассчитана необходимая для получения плановой выручки по двухставочному котловому тарифу величина мощности 81,48 МВт.

В письменных возражениях РСТ Республики Мордовия указала, что расчёт величины мощности для АО ТФ «Ватт» выполнен следующим образом:

Первое полугодие 2021 г.

ВН – <данные изъяты>*(<данные изъяты>))/<данные изъяты> = <данные изъяты> МВт.

СН2 – (<данные изъяты>*(<данные изъяты>- <данные изъяты>))/<данные изъяты> = <данные изъяты> МВт.

НН – (<данные изъяты>*(<данные изъяты>))/<данные изъяты> = <данные изъяты> МВт.

Итого мощность за первое полугодие 2021 г. составила 56,38 МВт.

Второе полугодие 2021 г.

ВН – <данные изъяты>*(<данные изъяты><данные изъяты>))/<данные изъяты> = <данные изъяты> МВт.

СН2 – (<данные изъяты> (<данные изъяты>))/<данные изъяты>= <данные изъяты> МВт.

НН – <данные изъяты>* (<данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты> МВт.

Итого мощность за второе полугодие 2021 г. составила 53,14 МВт.

Величина заявленной мощности для населения была рассчитана исходя из полезного отпуска электрической энергии и числа часов использования.

Первое полугодие 2021 г.

Население – <данные изъяты>= <данные изъяты> МВт.

2 полугодие 2021 г.

Население – <данные изъяты> = <данные изъяты> МВт.

Итого, величина заявленной мощности потребителей для АО ТФ «Ватт» на 2021 г. составит 81,48 МВт ((<данные изъяты>).

Приведённая административным ответчиком методика распределения величин заявленной мощности потребителей между организациями республики исходя из полезного отпуска электрической энергии территориальной сетевой организации и утверждённых одноставочного тарифа, ставки на потери, ставки на мощность, не регламентированная законодательством, является наиболее целесообразной и отвечает интересам регулируемых организаций, принципам расчёта цен (тарифов), в частности, принципам обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учёта результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

При этом, суд учитывает, что такой подход применён РСТ Республики Мордовия в отношении всех территориальных сетевых организаций республики.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ в действующей редакции, в котором применена для расчёта ставка за содержание электрических сетей индивидуального тарифа, с распределённой административным ответчиком мощностью по прочим потребителям и населения на регион, утверждённой приказом ФАС России, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Предлагаемый АО ТФ «Ватт» расчёт величины заявленной мощности прочих потребителей, путём нахождения процентного отношения объёма заявленной мощности прочих потребителей в РСТ Республики Мордовия для формирования сводного прогнозного баланса на каждом уровне напряжения, в разрезе каждой сетевой организации, к общему суммированному объёму заявленной мощности всех сетевых организаций по прочим потребителям и применении данной пропорции к общему объёму заявленной мощности прочих потребителей, утверждённой ФАС России на регион, исходя из которой объём заявленной мощности АО ТФ «Ватт» составит 44,87 МВт, также не закреплён на законодательном уровне, и не учитывает принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, в числе которых соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона № 35 – ФЗ).

С учётом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного иска акционерного общества Техническая фирма «Ватт» о признании недействующим со дня принятия столбцов 3 и 6 пункта 6, столбцов 3 и 6 пункта 7, столбцов 3 и 6 пункта 8 Приложения № 5 приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 258 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год».

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонов

Мотивированное решение суда составлено 15 сентября 2021 г.