дело № 3-542/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Уфа 27 июня 2016 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Положение).
Данный нормативный правовой акт опубликован 03 июня 2011 года в газете «Вечерняя Уфа», № 107(11755).
Решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 декабря 2011 года №45/11, от 12 апреля 2012 года №3/10 в Положение были внесены изменения.
Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что основанием для установки субъектом нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является: договор аренды земельного участка либо договор аренды нежилого помещения.
Прокурор Республики Башкортостан в порядке части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском о признании недействующим пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23. В обоснование административного иска указано, что указанная норма противоречит федеральному законодательству, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках может осуществляться без предоставления земельных участков в аренду, заключения в обязательном порядке договора аренды земельного участка не требуется.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан – старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Башкортостан Вильданова Г.А. административный иск уточнила, просила признать недействующим пункт 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23, с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Иванов Б.В. требования прокурора Республики Башкортостан считает необоснованными, просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что оспариваемое Положение принято задолго до вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации 01 марта 2015 года, следовательно, действует в части не противоречащей действующему нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и принятому позднее. Кроме того, требование Земельного кодекса Российской Федерации о размещении нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов не позволит ограничить круг лиц занимающихся нестационарной торговлей.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Валеева Р.Н. требования прокурора Республики Башкортостан считает необоснованными, поддержала позицию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В силу статей 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; в аренду могут быть предоставлены земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута регулируется главой V.6 (статьи 39.33 - 39.36) Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ и вступившей в силу 1 марта 2015 года.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом особенностей Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на основании утвержденной органом местного самоуправления соответствующей схемы.
Частью 1, 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Определение нестационарного торгового объекта дано в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение».
Анализ указанных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что размещение нестационарного объекта торговли осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что основанием для установки субъектом нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является: договор аренды земельного участка либо договор аренды нежилого помещения.
Таким образом, данный пункт Положения содержит дополнительные требования, которые не предусмотрены приведенными выше нормами Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ограничивает права предпринимателей в сфере размещения нестационарных торговых объектов (объектов оказания услуг) по сравнению с тем, как они определены федеральным законом. При таких обстоятельствах оспариваемый пункт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено в части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, требование прокурора о признании недействующим пункт 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействующим пункт 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июня 2011 года №37/23 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова