РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» сентября 2009 года город Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Амосова С.С.,
при секретаре Литвиновой С.С.
с участием: прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В.,
заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО1, его представителей ФИО2 по доверенности от Дата обезличенаНомер обезличен и ФИО3 по доверенности от Дата обезличенаНомер обезличен,
представителя Правительства Иркутской области ФИО4 по доверенности от Дата обезличенаНомер обезличен,
представителя службы по тарифам Иркутской области ФИО5 по доверенности от Дата обезличенаНомер обезличен
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-54-09 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании противоречащими закону абзацев 1 и 2 пункта 27 «Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 103-пп,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с заявлением (с уточнениями) о признании абзацев 1 и 2 пункта 27 «Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 103-пп.
Заявитель указывает, что оспариваемые нормы, которые предусматривают установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги регулирующим органом на основании письменного заявления не менее десяти перевозчиков, оказывающих транспортные услуги соответственно в городском, пригородном либо междугородном сообщении, а если на территории населенного пункта транспортные услуги в городском сообщении оказывают менее десяти перевозчиков, установление (пересмотр) тарифов производится на основании письменного заявления всех перевозчиков, оказывающих транспортные услуги на территории соответствующего населенного пункта, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению заявителя, указанные нормы противоречат Конституции Российской Федерации, а именно, части 1 статьи 19, согласно которой все равны перед законом и судом, статье 34, гарантирующей право на осуществление предпринимательской деятельности, статье 33, которая предусматривает право каждого лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Пункт 27 Положения вводит дискриминационное правило, ограничивающее право хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя или юридического лица) самостоятельно обращаться в регулирующий орган с заявлением о пересмотре установленных тарифов.
Такое дискриминационное правило отсутствует в нормативных правовых актах, регулирующих тарифы на транспортные услуги в сфере железнодорожного и речного транспорта, что дает хозяйствующим субъектам в этой сфере преимущество, заключающееся в наличии права самостоятельного обращения в регулирующий орган с целью изменения тарифов на оказываемые услуги.
Правительство Иркутской области не доказало объективность и разумность вводимого ограничения на самостоятельное обращение в регулирующий орган с целью изменения тарифов, в оспариваемом положении не отражено, почему именно десять перевозчиков в совокупности вправе обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Поскольку абзацы 1 и 2 пункта 27 Положения исключают возможность индивидуального обращения, они противоречат статье 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ограничение права хозяйствующего субъекта самостоятельно обратиться в регулирующий орган с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов противоречит пунктам 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанным законом запрещено органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, направленные на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, другие ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Вводя запрет на индивидуальное обращение в регулирующий орган с целью пересмотра тарифов, Правительство Иркутской области фактически ограничивает свободное оказание транспортных услуг, поскольку исключает из числа лиц данного вида услуг самостоятельные субъекты, которые не обязаны договариваться с иными субъектами о совместном обращении в регулирующий орган с целью установления тарифов.
Оспариваемые нормы создают угрозу нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку предполагают безоговорочный отказ в самом рассмотрении заявления по причине несоответствия субъекта подачи данным требованиям.
Представителем Правительства Иркутской области по доверенности ФИО4 представлен письменный отзыв на заявление, в котором она просит отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Считает, что принятие и определение порядка расчета, и установления (пересмотра) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортные услуги в Иркутской области осуществлено в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Данные положения представляют собой процедурный аспект процесса тарифного регулирования, определяют надлежащий субъектный состав заявителей, не устанавливают каких-либо ограничений на право обращения с заявлением, а лишь регламентируют деятельность уполномоченного органа, – службы по тарифам Иркутской области, – в части обязанности установления (пересмотра) тарифов только при наличии заявлений не менее десяти перевозчиков.
Законодательство не содержит запретов на установление определенных условий установления (пересмотра) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортные услуги, в связи с чем, Правительство Иркутской области в пределах предоставленных полномочий вправе самостоятельно определить эти условия.
Представителем службы по тарифам Иркутской области по доверенности ФИО5 также представлен письменный отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении заявления.
Указывает, что постановление Правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 103-пп принято в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий и в надлежащей форме.
Законодательство не содержит запретов на определение условий установления (пересмотра) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортные услуги.
Применительно к рассматриваемому случаю, все обращения заявителя в исполнительные органы государственной власти Иркутской области были в установленном порядке рассмотрены, в адрес заявителя направлены письменные пояснения по поставленным в обращении вопросам. Заявителем не представлено пояснений о том, каким именно образом редакция оспариваемого пункта 27 Положения нарушает его право на обращение в государственные органы.
Направленное в регулирующий орган заявление об установлении тарифов признакам, определенным статьей 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не отвечает и, строго говоря, не является обращением по смыслу указанного закона.
Подобный правовой подход (подачи перевозчиками коллективных заявлений об установлении (пересмотре) тарифов на транспортные услуги) принят и в других субъектах Российской Федерации.
Практика большого количества субъектов Российской Федерации идет по пути установления единых тарифов на автомобильные перевозки в пригородном и междугородном сообщении.
Просит суд учесть то обстоятельство, что приказом службы по тарифам Иркутской области от 14 июля 2009 года № 56-спр установлены единые предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые общественным автомобильным транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального) в пригородном и междугородном сообщениях на территории Иркутской области. При этом заявитель в составе группы перевозчиков в регулирующий орган с соответствующим заявлением не обращался.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель ФИО1, его представители по доверенностям ФИО2, ФИО3 поддержали заявленные требования.
Представитель Правительства Иркутской области по доверенности ФИО4, представитель службы по тарифам Иркутской области по доверенности ФИО5 возражали против удовлетворения заявления, поддержали доводы, приведенные в письменных отзывах.
Выслушав объяснения заявителя и его представителей, представителей Правительства Иркутской области и службы по тарифам Иркутской области, исследовав и оценив собранные доказательства согласно статье 67 ГПК РФ, проверив оспариваемые нормы на предмет их соответствия федеральному законодательству, принимая во внимание заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
При этом подлежит проверке порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заявитель ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим на основании лицензии деятельность по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Это подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) от Дата обезличена, Свидетельством о внесении в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до Дата обезличена, лицензией Номер обезличен от Дата обезличена, уведомлением о продлении лицензии, сведениями о транспортных средствах лицензиата от Дата обезличена, трудовыми договорами с работниками, штатным расписанием на Дата обезличена, налоговой декларацией по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности от Дата обезличена.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Иркутской области от 28.11.2008 N 103-пп утверждено «Положение о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам» (далее по тексту – Положение).
В Положении сказано, что оно разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и определяет порядок расчета и установления (пересмотра) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортные услуги в Иркутской области (пункт 1).
Оспариваемые заявителем абзацы 1 и 2 пункта 27 Положения предусматривают, что установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги производится регулирующим органом на основании письменного заявления не менее десяти перевозчиков, оказывающих транспортные услуги соответственно в городском, пригородном либо междугородном сообщении.
Если на территории населенного пункта транспортные услуги в городском сообщении оказывают менее десяти перевозчиков, установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги производится на основании письменного заявления всех перевозчиков, оказывающих транспортные услуги на территории соответствующего населенного пункта.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Положения) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ предусматривается, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий (пункт 1).
Следовательно, государственное регулирование цен в Российской Федерации возможно не только на продукцию естественных монополий.
Пунктом 1 Указа Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Указа Правительством Российской Федерации 07 марта 1995 года принято постановление N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Данным постановлением утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и который включает перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Кроме этого, право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансируются за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункт 1 статьи 26.3).
Статьей 37 Устава Иркутской области от 10 февраля 1995 года № 34 в области установлена система органов исполнительной власти во главе с администрацией – постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
Администрация области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов области, актов Губернатора издает постановления по вопросам, требующим нормативного правового регулирования. Постановления и распоряжения администрации области подписываются Губернатором (части 2 статьи 38 (1) Устава).
На основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» постановлением Губернатора Иркутской области от 20 августа 2007 года № 362-п (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Иркутской области от 02 сентября 2008 года № 320-п), на переходный период утверждена временная система и структура исполнительных органов государственной власти Иркутской области, согласно которой высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области является Правительство Иркутской области.
Анализируя указанные нормы законодательства, оценивая оспариваемое заявителем в указанной части Положение, суд приходит к выводу о том, что оно принято в рамках компетенции Иркутской области, в пределах полномочий ее высшего исполнительного органа государственной власти с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Нормативный правовой акт опубликован в общественно-политической газете «Областная» 05 декабря 2008 года №140 (415), что является его официальным опубликованием согласно статье 41 Закона Иркутской области от 17 января 1997 года № 4-оз «О законах и иных областных нормативных правовых актах».
Проверяя соответствие содержания оспариваемого в указанной выше части нормативного правового акта требованиям законодательства, и проверяя доводы заявления, суд приходит к следующим выводам.
Заявитель ссылается на то, что оспариваемые им абзацы 1 и 2 Положения вводят дискриминационное правило, ограничивающее право хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя или юридического лица) самостоятельно обращаться в регулирующий орган с заявлением о пересмотре установленных тарифов.
Суд не может согласиться с этими доводами по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 19, статьях 33 и 34 закрепляет принцип равенства всех перед законом и судом, право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, и право каждого на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Данные конституционные установления гарантируют участникам правоотношений равные права и свободу их осуществления, в том числе, в рамках предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, федеральным законодательством, в рамках реализации полномочий Российской Федерации, предусмотренных пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации, установлены общие условия осуществления такой деятельности.
Так, статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования, согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).
Как было установлено судом, «Положение о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам», утверждено постановлением Правительства Иркутской области в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, что и не оспаривается заявителем.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что регулирование тарифов на транспортные услуги осуществляется путем установления:
1) единого тарифа за одну поездку в целом по соответствующему населенному пункту - на перевозки в городском сообщении;
2) единого тарифа за пассажирокилометр в целом по области - на перевозки в пригородном и (или) междугородном сообщении.
Кроме этого, Положением, в пункте 3, определены принципы регулирования тарифов на транспортные услуги:
1) обеспечение баланса экономических интересов перевозчиков и потребителей транспортных услуг;
2) определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и установлении тарифов;
3) обеспечение обязательного раздельного учета объемов перевозок, доходов и расходов по видам регулируемой деятельности (перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении);
4) учет результатов деятельности перевозчиков по итогам работы за предшествующий период регулирования.
Оценивая нормы абзацев 1 и 2 пункта 27 Положения, которые предусматривают установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги регулирующим органом на основании письменного заявления не менее десяти перевозчиков, оказывающих транспортные услуги соответственно в городском, пригородном либо междугородном сообщении, а если на территории населенного пункта транспортные услуги в городском сообщении оказывают менее десяти перевозчиков, – на основании письменного заявления всех перевозчиков, суд приходит к выводу о том, что эти нормы федеральному закону не противоречат.
В данном случае, поскольку исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках своей компетенции определил правило, согласно которому для всех перевозчиков устанавливаются единые тарифы, и закрепил принцип обеспечение баланса экономических интересов перевозчиков и потребителей транспортных услуг, их установление (пересмотр) должны осуществляется с учетом интересов всех перевозчиков. Оспариваемые нормы направлены на достижение указанных целей, корреспондируют установленным принципам тарифного регулирования.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормы ограничивают его право самостоятельно обращаться в регулирующий орган с заявлением о пересмотре установленных тарифов, являются необоснованными.
Указанные нормы не ограничивают право заявителя обращаться в регулирующий орган с заявлением по поводу установления (пересмотра) тарифов на транспортные услуги, не содержат таких запретов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Однако частью 2 названной статьи Федерального закона предусмотрено, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вместе с тем, право регулирующего органа, которым, согласно постановлению администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года № 251-па, является служба по тарифам Иркутской области, устанавливать (пересматривать) единые тарифы для всех перевозчиков, оказывающих транспортные услуги, введено в соответствии с федеральным законодательством.
Представители заявителя в судебном заседании указали, что не оспаривают нормы, касающиеся установления именно единых тарифов для всех перевозчиков, оказывающих транспортные услуги соответственно в городском, пригородном либо междугородном сообщении.
Нормативное положение о том, что тарифы устанавливаются (пересматриваются) по заявлениям нескольких перевозчиков, направлено на соблюдение баланса их интересов и не может нарушать, либо создавать угрозу нарушения прав заявителя, поскольку установлен порядок принятия единого для всех перевозчиков, действующих на этом рынке, тарифа.
Эти нормы не противоречат статье 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как заявление об установлении (пересмотре) тарифа не является обращением в смысле названного Федерального закона.
В данном случае, предусмотрен особый порядок рассмотрения заявлений, предполагается установление единого тарифа для всех перевозчиков, и это правило создает условия для осуществления предпринимательской деятельности на соответствующем рынке, инициирует его участников представлять уполномоченному органу свои доводы по поводу тарифного регулирования.
При этом заявитель ссылается на то, что для установления (пересмотра) единого тарифа он не обращался с заявлением в регулирующий орган, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми нормами.
Суд не может согласиться с доводами заявителя, его представителей о том, что должно быть предусмотрено правило о рассмотрении каждого заявления в отдельности, и при необходимости, регулирующий орган должен запрашивать у других перевозчиков информацию о результатах их хозяйственной деятельности с целью установления единого тарифа на транспортные услуги.
Учет интересов всех перевозчиков при осуществлении тарифного регулирования уполномоченным государственным органом возможен лишь в случае наличия их волеизъявления (заявления).
Федеральным законодательством не предусматривается обязанность уполномоченного органа запрашивать информацию относительно хозяйственной деятельности участников рынка с целью установления (пересмотра) указанных тарифов.
При этом исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом предусмотрел механизм установления единого тарифа при отсутствии заявлений перевозчиков по инициативе регулирующего органа в абзаце 3 пункта 27 Положения, который введен постановлением Правительства Иркутской области от 08.06.2009 N 215-пп, опубликованным в общественно-политической газете «Областная» от 17 июня 2009 года № 66.
Не могут быть приняты и доводы заявителя о неопределенности оспариваемой нормы, так как правило о необходимости подачи заявления не менее чем десятью хозяйствующими субъектами не ограничивает их численность. Это создает условия хозяйствующим субъектам, действующим на этом рынке, для обеспечения своих интересов, для реализации своих прав на представление информации о своей хозяйственной деятельности с целью ее учета регулирующим органом для установления тарифа.
В случае же несогласия с установленными тарифами заинтересованное лицо вправе их оспорить в установленном порядке.
Необходимо также учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Порядок, общие условия, процедура государственного регулирования цен в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом на федеральном уровне не установлены, следовательно, уполномоченный государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать такой механизм установления тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом, как по заявлению не менее десяти перевозчиков, а в случае, если их менее десяти – на основании заявления всех перевозчиков.
Не могут быть истолкованы оспариваемые нормы и таким образом, что они предполагают вступление нескольких перевозчиков в соглашение по поводу определения тарифа, что противоречит законодательству о защите конкуренции.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в статье 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Этим нормам Федерального закона оспариваемые заявителем нормы не противоречат, поскольку пунктом 29 Положения предусматривается приложение к заявлению об установлении (пересмотре) тарифов документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности в отношении каждого перевозчика, что предполагает анализ и учет результатов деятельности и экономических показателей каждого перевозчика в отдельности и направлено на обеспечение баланса их интересов.
Нельзя согласиться с доводами заявителя относительно того, что оспариваемые нормы носят дискриминационный характер, так как хозяйствующие субъекты в области железнодорожного и речного транспорта имеют преимущество, выражающееся в предоставлении им права подавать самостоятельное заявление об изменении тарифов.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Заявитель не представил доказательств того, что он осуществляет деятельность в области железнодорожного и речного транспорта.
Необходимо также учитывать возможную специфику рынка данных видов транспортных услуг и право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определять процедуру и условия тарифного регулирования в соответствующей сфере.
Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Оспариваемыми нормами не устанавливается прямое или косвенное ограничение возможности субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих один и тот же вид хозяйственной деятельности, реализовать свои права по свободному перемещению товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства.
Кроме того, постановление Правительства Иркутской области от 25.03.2009 N 78-пп «Об утверждении Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом на территории Иркутской области» и постановление губернатора Иркутской области от 21.04.2004 N 247-п «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами» не предусматривают метод установления единого тарифа.
Оспариваемые заявителем нормы не создают дискриминационных условий, не противоречат статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
С учётом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые индивидуальным предпринимателем ФИО1 абзацы 1 и 2 пункта 27 «Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 103-пп, не противоречат федеральному законодательству, не нарушают (не создают угрозу нарушения) прав, свобод и законных интересов заявителя, в связи с чем, в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании противоречащими закону абзацев 1 и 2 пункта 27 «Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 103-пп отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 07 сентября 2009 года.
Председательствующий судья С.С. Амосов