ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-55 от 20.12.2010 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

                                                                                    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3-55/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010г. г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,

при секретаре Гречаниченко А.В.,

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Михеева С.Н.,

представителя Правительства Забайкальского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании частично недействующим пункта 12.14 Положения о Государственной финансовой инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010г. № 209,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства заявлением о признании частично недействующим пункта 12.14 Положения о Государственной финансовой инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010г. № 209 (далее Положение), согласно которому начальник Инспекции осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание возглавляемой им Инспекции и разрешает другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Инспекции (л.д. 65).

Прокурор ссылается на несоответствие оспариваемой нормы Положения в части слов «осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание возглавляемой им Инспекции и» статьям 6 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку Инспекция не является распорядителем бюджетных средств, а только их получателем, соответственно чему начальник Инспекции не может осуществлять права и нести обязанности распорядителя бюджетных средств.

В судебном заседании прокурор уточненные требования поддержал.

Представитель Правительства Забайкальского края с доводами прокурора не согласилась.

Заслушав прокурора и объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим отклонению.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010г. № 209 утверждено Положение о Государственной финансовой инспекции Забайкальского края, официально опубликованное в газете «Азия-Экспресс» от 31 мая 2010г. № 36 (л.д. 15-23).

Пунктом 12.14 Положения предусмотрено, что начальник Инспекции осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание возглавляемой им Инспекции и разрешает другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Инспекции.

В силу статей 266 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации на уровне субъектов Российской Федерации в системе органов исполнительной власти в целях финансово-бюджетного надзора могут быть созданы контрольные органы.

Государственная финансовая инспекция Забайкальского края была образована в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 27 июня 2008 года № 136 «О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 5 июня 2008 г. № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края» и продолжает осуществлять свои полномочия в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 1 декабря 2009 года № 439 «О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 17 ноября 2009 года N 38».

Положение о Государственной финансовой инспекции Забайкальского края утверждено Правительством Забайкальского края на основании статьи 44 Устава Забайкальского края, Закона Забайкальского края № 228-ЗЗК от 05 октября 2009г. «О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края», постановления Губернатора Забайкальского края от 17 ноября 2009 года № 38 «О структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края» (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Забайкальского края от 12 февраля 2010 года № 5), постановления Правительства Забайкальского края от 1 декабря 2009 года № 439 «О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 17 ноября 2009 года N 38» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 2 марта 2010 года № 81).

Положение о Государственной финансовой инспекции Забайкальского края является нормативным документом, определяющим статус, компетенцию и полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как непосредственно для Инспекции и её сотрудников, так и для иных лиц, с которыми в своей деятельности Инспекция вступает в регулируемые законодательством Российской Федерации отношения.

Согласно его Разделу 1 Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим контроль в области финансов края (финансовый контроль), контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Инспекция обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета, гербовую печать, соответствующие печати и штампы, бланки установленного образца.

Согласно Разделу 2 Положения Инспекция в области финансов края осуществляет:

- контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета края, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета края, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий целевого использования бюджетных средств;

- контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для реализации указанных полномочий Инспекция проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности получателей средств бюджета края, администраторов источников финансирования дефицита бюджета края, местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из бюджета края.

Кроме того, в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, Инспекция осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Для реализации указанных полномочий Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Оспариваемый прокурором пункт 12.14 Положения относится к Разделу 3 - «Организация деятельности», в котором установлен порядок управления Инспекцией, основывающийся на единоначалии, определены полномочия начальника Инспекции по управлению Инспекцией и осуществлению её организационной и финансово-хозяйственной деятельности.

Исходя из приведенного выше содержания Положения, данный нормативный акт, включая оспариваемую его часть, определяет правовой статус, полномочия и организацию деятельности Инспекции и не регулирует бюджетные отношения.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Пункт 12.14 Положения о том, что начальник Инспекции осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание возглавляемой им Инспекции и разрешает другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Инспекции, не влечет каких-либо правовых обязывающих последствий для участников бюджетного процесса и не предоставляет начальнику Инспекции каких-либо распорядительных бюджетных полномочий, кроме прав и обязанностей, связанных с распоряжением финансовыми средствами, выделенными непосредственно на содержание Инспекции.

По своему правовому статусу Инспекция является государственным бюджетным учреждением, получателем бюджетных средств, подпадающим под регулирование статей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Инспекция, согласно утвержденной структуре, а также Положению о территориальном органе в Агинском Бурятском округе (л.д. 70-71), не имеет подведомственных (подчиненных) учреждений с правами юридического лица, в отношении которых Инспекция выступала бы в качестве главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Вместе с тем Инспекция является прямым получателем денежных средств на свое содержание, не имеющим над собой ведомственного главного распорядителя бюджетных средств либо промежуточного подведомственного распорядителя бюджетных средств. В Перечень краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, Инспекция не входит (л.д. 82-112).

В связи с этим, в соответствии с Приложением 10 к Закону Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (л.д. 75), Инспекция, как прямой получатель бюджетных средств, в бюджетных проводках выступает главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на её содержание, что подтверждается представленными из Управления Федерального Казначейства по Забайкальскому краю выписками из лицевого счета (л.д. 77-78).

Полномочия начальника Инспекции, установленные пунктом 12.14 Положения, соответствуют вышеприведенному правовому статусу Инспекции.

При этом начальник Инспекции действует от имени Инспекции и осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание Инспекции.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства, выделяемые в рамках утвержденных бюджетных ассигнований на содержание и функционирование бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств, могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением и адресностью.

С учетом приведенных выше обстоятельств оснований для признания пункта 12.14 Положения о Инспекции нарушающим статьи 6 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеется.

Требование прокурора подлежит отклонению.

Дело рассмотрено в пределах заявленных прокурором требований.

Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С органов государственной власти субъекта Российской Федерации государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. № 374-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заместителю прокурора Забайкальского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и частично недействующим пункта 12.14 Положения о Государственной финансовой инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010г. № 209, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья К.Ж.Шаркова