Дело <данные изъяты> РЕШЕНИЕ резолютивная часть Именем Российской Федерации 28 декабря 2015г. <данные изъяты> <данные изъяты> Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Елизаровой М.Ю. при секретаре Клевцовой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по а дминистративному исковому заявлению по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, руководствуясь ст.ст.175,177,179,180259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, РЕШИЛ: административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Московский областной суд <данные изъяты>, удовлетворить частично. Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для сельскохозяйственных целей площадью 170400 кв.м., с кадастровым номером 50:34:0040415:0312, расположенного примерно в 380 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка ориентира: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 9029708 (девять миллионов двадцать девять тысяч семьсот восемь) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты>. В требованиях о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной стоимости с <данные изъяты>ФИО1 – отказать. Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка. Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Елизарова М.Ю. Дело <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <данные изъяты>г. <данные изъяты> <данные изъяты> Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Елизаровой М.Ю. при секретаре Клевцовой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, у с т а н о в и л : ФИО1<данные изъяты> обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка категория земель: категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для сельскохозяйственных целей площадью 170400 кв.м., с кадастровым номером 50:34:0040415:0312, расположенного примерно в 380 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка ориентира: <данные изъяты>. В обоснование требований заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает право заявителя на уплату справедливо установленных налогов. ФИО1 просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценке исходя из размера определенного в отчете <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельного участка в подготовленного ООО «Коломенский центр оценки и экспертизы» в размере 5624904.00 рублей и положительного экспертного заключения о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, подготовленным ООО «Российское общество оценщиков». В судебном заседании представитель истицы, по доверенности ФИО2 уточнил заявленные требования в части размера установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из размера определенного проведенной по делу судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость участка в размере 9029708.00 рублей равном рыночной стоимости и применить данную кадастровую стоимость для земельного участка для целей налогообложения с <данные изъяты>. Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, в письменном пояснении указал, что Министерство не оспариваем право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащего истицы участка равной рыночной, не оспаривает результаты проведенной по делу экспертизы и полагает что размер рыночной стоимости, установленный судебной экспертизой определил действительную рыночную стоимость участка. Представители У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>, Филиала ФГП «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> и Министерства экологии природопользования <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав эксперта, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит требования ФИО1 подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего. Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 170400 кв.м., с кадастровым номером 50:34:0040415:0312, расположенный примерно в 380 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка ориентира: <данные изъяты>. Право собственности ФИО1 зарегистрировано в У. Ф. регистрационной службы по МО в 2011 году (свидетельств о государственной регистрации л.д.7). По данным кадастрового паспорта земельный участок имеет категорию земель: категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для сельскохозяйственных целей. Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр объектов недвижимости в 2005году. Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты> -РМ от <данные изъяты> утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков проведенной по состоянию на <данные изъяты>, в том числе и участка административного истца. Согласно справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость участка площадью 171400 кв.м., с кадастровым номером 50:34:0040415:0312 по состоянию на <данные изъяты> определена 47066184.21 рублей. Истица полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ей участка необоснованно завышена, чем затронуты ее права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участка обратилась в ООО «Коломенский центр оценки и экспертизы», где оценщиком ФИО4 был подготовлен отчет <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельного участка (л.д.14). По данным оценщика рыночная стоимость участка составляет 5624904 рублей. По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению эксперта ООО «Российское общество оценщиков» отчет об определении рыночной стоимости земельного участка истицы соответствует требованиям Ф. закона об оценочной деятельности в РФ, Ф. стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке (л.д.74). Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе Ф. закона. Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Ф. стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО <данные изъяты>)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от <данные изъяты>). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, нормами Ф. законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка. Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Ф. законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности). Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет). Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности). В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются Ф. стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности). В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Ф. закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мысли Ф. законодателя, как это следует из положений статьи 11 Ф. закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями Ф. стандартов оценки. В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> предоставлен анализ отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка истицы, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Ф. стандартами об оценке (л.д.116). В судебном заседании <данные изъяты> допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик ФИО4 поддержал отчет, пояснил, что он не учитывал при расчете распложенное на участке строения, не применял корректировки на вид разрешенного использования объектов аналогов, поскольку вид разрешенного использования сопоставим. Отказ от доходного подхода и применение корректировки на площадь обоснованы в отчете. По ходатайству представителя административного истца судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на соответствие отчета предусмотренным нормам и определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на <данные изъяты>, проведение которой поручено эксперту ГБУ <данные изъяты> городского бюро технической инвентаризации ФИО5. По заключению эксперта <данные изъяты> от <данные изъяты> истец пришел к выводу о недостоверности отчета об оценке земельного участка истицы подготовленного оценщиком ФИО4. В качестве рыночной стоимости определена стоимость участка истицы, полученная в рамках сравнительного подхода в размере 9029708.00 рублей. Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этих участков, т.е. на <данные изъяты>. Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют. С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на основании результатов проведенной по делу экспертизы. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Учитывая, что истица обратилась с заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости <данные изъяты>, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с <данные изъяты>. Оснований для применения установленной кадастровой стоимости как то просит истица с <данные изъяты> законных оснований у суда не имеется, поэтому в данной части требования не подлежат удовлетворению. В силу пункта 5 статьи 4 Ф. закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным Ф. законом порядке. Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:34:0040415:0312 по состоянию на <данные изъяты> Таким образом, период действия кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 50:34:0040415:0312 установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты>, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением. Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Руководствуясь ст.ст.175,177,179,180259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, РЕШИЛ: административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Московский областной суд <данные изъяты>, удовлетворить частично. Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для сельскохозяйственных целей площадью 170400 кв.м., с кадастровым номером 50:34:0040415:0312, расположенного примерно в 380 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка ориентира: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 9029708 (девять миллионов двадцать девять тысяч семьсот восемь) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты>. В требованиях о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной стоимости с <данные изъяты>ФИО1 – отказать. Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Елизарова М.Ю. |