РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2015 года Томский областной суд в составе:
председательствующего судьи: Фоминой Е.А.,
при секретаре Деменевой М.В.
с участием прокурора Дашевской О.С.
административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 02 сентября 2015 года, представителя Государственной Думы Томской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 17 сентября 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О муниципальных выборах в Томской области»,
установил:
Постановлением Государственной Думы Томской области от 27 января 2005 года № 1697 был принят Закон Томской области № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» (далее- Закон Томской области № 29-ОЗ). 15 февраля 2005 года данный закон опубликован в Официальных ведомостях Администрации Томской области «Сборник нормативно-правовых актов, подписанных главой Администрации Томской области» №6 (121), вступил в силу 26 февраля 2005 года.
В данный закон Законом Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области "О муниципальных выборах в Томской области» (далее - Закон Томской области № 69-ОЗ), принятым постановлением Законодательной Думы Томской области от 29 апреля 2015 года № 2656 и опубликованным 27 мая 2015 года в «Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области» №41 (217), 29 мая 2015 года в «Собрании законодательства Томской области» №5/2 (123), а также 20 мая 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации: http//www.pravo.gov.ru, внесены изменения, в абзац первый части 3 статьи 33, где слова "не позднее чем за 37 дней" заменены словами "не позднее чем за 39 дней" (пункт 4 статьи 1).
Согласно части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ кандидат, выдвинутый по единому либо одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не позднее чем за 39 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
б) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 3 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью 4.1) статьи 29 настоящего Закона;
в) первый финансовый отчет кандидата.
Кандидаты на должность главы муниципального образования, выдвинутые политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в избирательную комиссию муниципального образования, не представляют.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ (в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ) в части установления срока предоставления кандидатом, выдвинутым по единому либо одномандатному (многомандатному) избирательному округу, соответствующих документов, а именно: «за 39 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени», считая, что указанная норма противоречит федеральному законодательству, нарушает его пассивное избирательное право, поскольку существенно ограничивает период времени на подготовку и подачу документов для регистрации его как кандидата в депутаты, а также ущемляет его активное избирательное право вследствие невозможности голосовать за кандидатов, которые не успели предоставить документы на регистрацию кандидатов вследствие такого ограничения. Кроме того, просил установить, что изменение части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ поправкой части 4 статьи 1 Закона Томской области № 69-ОЗ от 15.05.2015 «О внесении изменений в Закон Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» противоречит части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемому закону.
Полагает, что изменение Законом Томской области № 69-ОЗ положений абзаца 1 части 3 статьи 33 Закона Томской области №29-ОЗ с 37 дней до 39 дней является произвольным и привело к необоснованному сокращению установленных законом сроков.
По мнению административного истца, установление, равно как и изменение срока представления кандидатом для регистрации документов возможно только федеральным законом.
Ссылаясь на статью 20 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан в Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», являющегося приложением к Федеральному закону от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», устанавливающую срок для предоставления кандидатами в депутаты документов и подписных листов за 30 дней до дня голосования, административный истец указывает, что установление в абзаце первом части 3 статьи 33 Закона Томской области №29-ОЗ срока предоставления документов за 37 дней, как было указано в ранее действующей редакции Закона Томской области №29-ОЗ, и за 39 дней до дня голосования, как изложено в действующей редакции Закона, нарушает его пассивное избирательное право в связи с сокращением на 7 или 9 дней соответственно срока подачи документов, установленного федеральным законом.
ФИО1 считает, что предусмотренное абзацем 1 частью 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ (в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ) ограничение срока предоставления документов не только днями, но и часами, противоречит положениям части 2 статьи 11.1 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ), предусматривающей правила исчисления сроков.
Также административный истец указывает на то, что Закон Томской области №29-ОЗ (в редакции Закона Томской области №69-ОЗ) не был официально опубликован для всеобщего сведения, что предусмотрено частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой не подлежат применению нормативные акты, неопубликованные официально для всеобщего сведения.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, дополнительно указал, что в результате установления в абзаце 1 части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ срока предоставления кандидатами документов нарушено его право на предоставление документов, поскольку избирательная комиссия по истечении указанного срока отказала в их принятии у него. Полагал, что положения части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ в оспариваемой части являются недействующими, поскольку Закон Томской области № 69-ОЗ принят с нарушением порядка, установленного Регламентом Законодательной Думы Томской области, принятого постановлением Законодательной Думы Томской области от 26 июля 2012 года № 460 (в редакции от 27 марта 2014 года) (далее- Регламент от 26 июля 2012 года). Так, в нарушение статьи 59 данного Регламента не были проведены публичные (парламентские) слушания по вопросу внесения изменений в Закон Томской области № 29-ОЗ, не предоставлена официальная информация на сайте Законодательной Думы Томской области об изменении Закона Томской области № 29-ОЗ в период избирательной кампании, что является нарушением статьи 68 Регламента, не подготовлено финансово-экономическое обоснование на бумажном носителе проекта изменений Закона Томской области «О муниципальных выборах Томской области», требующее финансов для печати измененного проекта Закона в средствах массовой информации для всеобщего сведения, не подготовлено заключение Губернатора Томской области по данному вопросу (пункты 6 и 7 статьи 91 Регламента), не подготовлена экспертиза проекта Закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области № 29-ОЗ» на соответствие вносимых изменений Конституции Российской Федерации и законодательству, согласно части 2 статьи 104 Регламента.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные ФИО1 требования. Дополнительно указал, что положения части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ в оспариваемой части противоречат не только положениям части 2 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающей порядок исчисления сроков, но и положениям части 2 статьи 7.1. Закона Томской области № 29-ОЗ, содержащей аналогичные положения. В обоснование позиции по делу представитель административного истца ссылался на судебную практику, согласно которой суды признают незаконным отказ избирательной комиссии в приеме документов до 24.00, а также признают незаконным отказы избирательных комиссий в приеме документов на иных основаниях, не признавая, что избирательная комиссия вправе не принимать документы. Считает, что опубликование изменений, внесенных в оспариваемый нормативный правовой акт, в «Официальных ведомостях законодательной Думы Томской области» от 27 мая 2015 года № 41 (217) тиражом 140 экземпляров, а также «Собрании законодательства Томской области» тиражом 150 экземпляров, является недостаточным, принимая во внимание, что данные издания распределяются прежде всего среди депутатов и официальных лиц. Полагал, что маленький тираж, распределение большего количества экземпляров тиража среди ограниченного круга лиц, наличие на официальном сайте Избирательной комиссии Закона Томской области №29-ОЗ без внесенных в него изменений Законом Томской области № 69-ОЗ, отсутствие экземпляров данных изданий в киосках, расположенных в селе Тимирязево, где проживает административный истец, свидетельствует о том, что Закон Томской области № 69-ОЗ не был доведен до всеобщего сведения.
Представить Законодательной Думы Томской области ФИО3 с административным иском не согласилась, пояснив, что часть 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ (в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ) принята в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и ему не противоречит. Указала, что Закон Томской области № 29-ОЗ, а также Закон Томской области № 69-ОЗ, приняты Законодательной Думой Томской области в пределах ее компетенции в соответствии с установленной Регламентом Законодательной Думы Томской области процедурой.
Ссылаясь на положения Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области», указала, что Закон Томской области № 69-ОЗ официально опубликован в «Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области, 27 мая 2015года, № 41(217), «Собрании законодательства Томской области» 25 мая 2015 года, №5/2 (123). Также указала, что Закон Томской области № 69-ОЗ принят Законодательной Думой в целях согласования сроков предоставления кандидатами в избирательные комиссии документов с иными установленными данным законом сроками: принятия в течение 10 дней решения избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации, проведения жеребьевки для определения даты и времени выхода в эфир на бесплатной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов «не позднее, чем за 30 дней до дня голосования» (часть 3.1. статьи 41 Закона Томской области № 29-ОЗ), а также сроком проведения жеребьевки для распределения бесплатной печатной площади между всеми зарегистрированными кандидатами (часть 4 статьи 42 Закона Томской области № 29-ОЗ).
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, изучив письменные доказательства, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспаривая часть 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ (в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ), административный истец указал, что в отношении него применены указанные положения закона, однако они противоречат федеральному законодательству, что нарушает его активное и пассивное избирательное право.
Однако данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом "в" части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п. 2); проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях; решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4).
В силу положений статьи 16 Кодекса административного судопроизводства вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Закон Томской области №29-ОЗ 27 января 2005 года принят в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий и с соблюдением порядка принятия и введения в действие, установленного действующим на период его принятия Регламентом Государственной Думы Томской области, утвержденным постановлением Государственной Думы Томской области № 1084 от 22 ноября 2001 года (далее-Регламент от 22 ноября 2001 года), Уставом (Основным Законом) Томской области, что установлено решением Томского областного суда от 20 февраля 2009 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2009 года по делу по заявлению В. о признании недействующим и не подлежащими применению отдельных положений Закона Томской области № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области».
Так, согласно протоколам 36-го и 39-го собраний Государственной Думы Томской области (третьего созыва) от 02 декабря 2004 года и 27 января 2005 года соответственно, закон был принят в двух чтениях большинством голосов с соблюдением части 2 статьи 73 Регламента от 22 ноября 2001 года и статьи 59 Устава (Основного Закона) Томской области.
Закон Томской области № 29-ОЗ принят постановлением Государственной Думы Томской области №1697 от 27 января 2005 года и 02 февраля 2005 года направлен Главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписи и опубликования.
15 февраля 2005 года Закон Томской области № 29-ОЗ опубликован в №6 (121) Официальных ведомостей Администрации Томской области –сборнике нормативно-правовых актов, подписанных Главой Администрации Томской области, учредителем которых являлась Администрация Томской области, издателем – ОГУ «Газета «Томские новости», что соответствовало положениям статьи 3 Закона Томской области от 12.05.2000 N 19-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" (в редакции от 09 октября 2007 года), согласно которой официальным опубликованием закона или иного нормативного правового акта Томской области считается первая публикация его полного текста в периодическом издании, с которым соответствующим органом государственной власти области заключен договор об официальном опубликовании, либо в официальных изданиях органов государственной власти области.
Закон Томской области от 13 июня 2006 года и № 148 –ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», которым в часть 3 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» внесены изменения, путем установления сроков предоставления кандидатами при выдвижении соответствующих документов, принят Государственной Думой Томской области в двух чтениях, что подтверждается копиями протоколов 49-го собрания Государственной Думы Томской области от 24 ноября 2005 года и 29 июня 2006 года в соответствии с Регламентом Думы, 07 июня 2006 года направлен Главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписания и опубликования. Данный закон был опубликован в газете «Томские новости» № 29(329) от 20 июля 2006 года в соответствии с Законом Томской области от 12 мая 2000 года № 19-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» (в редакции от 14 мая 2005 года № 71-ОЗ) и постановлением Администрации Томской области № 108а от 12 октября 2005 года «Об опубликовании законов и иных нормативных правовых актов Томской области». Таким образом, закон Томской области от 13 июня 2006 года № 148 также принят в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий и с соблюдением порядка принятия и введения в действие, что также установлено решение Томского областного суда от 20 февраля 2009 года.
При разрешении настоящего дела судом установлено, что Закон Томской области № 69-ОЗ, которым внесены изменения в Закон Томской области № 29-ОЗ, в том числе в абзац первый части 3 статьи 33, где слова "не позднее чем за 37 дней" заменены словами "не позднее чем за 39 дней", принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 29 апреля 2015 года № 2656 и направлен главе Администрации (Губернатору) Томской области для подписания и опубликования, что следует из копии постановления Законодательной Думы Томской области от 29 апреля 2015 года № 2656 и сопроводительного письма Председателя Законодательной Думы Томской области № 1-080/1516-15.
В соответствии со статьей 64 (подпункт "а" пункта 1) Устава (Основного Закона) Томской области Законодательная Дума Томской области обладает полномочиями по принятию Устава (Основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов области, внесению в них изменений и дополнений, их толкованию.
Согласно части 1 статьи 28 Закона Томской области № 19-ОЗ от 07 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области (в редакции от 18 августа 2014 года) порядок принятия Законодательной Думой Томской области законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области устанавливается Регламентом Законодательной Думы Томской области в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что в ходе реализации законодательной процедуры, на проект закона был подготовлен ряд положительных заключений, в том числе юридического отдела Законодательной Думы Томской области от 20.04.2015, Администрации Томской области от 27.04.2015, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 23 апреля 2015 года, прокуратуры Томской области от 28 апреля 2015 года, что соответствует статье 94 Регламента.
В силу статьи 56 Устава (Основного Закона) (в редакции от 19 апреля 2014 года) Законодательная Дума Томской области является однопалатным органом, состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
В соответствии со статьей 37 Регламента от 26 июля 2012 года заседание Думы считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Согласно выписки из протокола 41- го Собрания Законодательной Думы Томской области от 29 апреля 2015 года, закон был принят в двух чтениях большинством голосов с соблюдением Регламента Законодательной Думы Томской области от 26 июля 2012 года.
Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (статья 65 Устава (Основный закон) Томской области.
Согласно выписке из протокола собрания Законодательной Думы Томской области от 29 апреля 2015 года при рассмотрении вопроса повестки дня «О проекте Закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области о муниципальных выборах в Томской области» присутствовало 28 депутатов, изменения в закон были приняты в первом чтении.
При принятии изменений в Закон Томской области № 29-ОЗ во втором чтении присутствовало также 28 депутатов, законопроект принят во втором чтении большинством голосов на этом же заседании Думы, что подтверждается выпиской из протокола 41-го собрания Законодательной Думы Томской области и соответствует положениям статьи 102 Устава (Основного Закона), предусматривающей возможность рассмотрения законопроекта во втором чтении на этом же собрании Думы и его принятии в качестве закона.
Таким образом, рассмотрение законопроекта о внесении изменений в Закон Томской области №29-ОЗ произведено в соответствии со статьей 65 Устава (Основной Закон) Томской области, не менее, чем в двух чтениях.
Суд не может признать состоятельными доводы административного истца о том, что Законодательной Думой Томской области при принятии Закона № 69-ОЗ была нарушена процедура его принятия, установленная Регламентом от 26 июля 2012 года.
В силу положений статьи 59 Регламента от 26 июля 2012 года по вопросам, находящимся в ведении Думы и представляющим особую значимость для населения области, Думой проводятся парламентские (публичные) слушания (далее - парламентские слушания). Парламентские слушания в Думе проводятся по решению Думы или Совета Думы. Одновременно с принятием решения о проведении слушаний определяется комитет, ответственный за организацию и проведение парламентских слушаний, время и место их проведения.
Между тем ни федеральным законодательством Российской Федерации, ни законодательством субъекта Российской Федерации на Законодательную Думу не возложено обязанности по обязательному проведению парламентских слушаний по вопросу принятия оспариваемого закона. Как следует из объяснений представителя административного ответчика, ни Думой, ни Советом Думы решений о проведении парламентских слушаний не принималось.
Согласно пункту 6 статьи 68 Регламента от 26 июля 2012 года на аппарат Думы возложена обязанность по обеспечению информирования граждан и организаций через средства массовой информации и официальный сайт Думы в сети «Интернет» о вопросах, рассмотренных на заседаниях Думы, и о принятых по этим вопросам решениям. Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, на официальном сайте Законодательной Думы размещены все внесенные на рассмотрение Думы законопроекты, результаты рассмотрения данных проектов, а также видеотрансляция Собраний Законодательной Думы. Более того, вопреки утверждению административного истца, не исполнение указанной аппаратом обязанности не влечет признание нормативного правового акта недействующим. Также как и не влечет указанных правовых последствий и отсутствие финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат) на бумажном и электронном носителе, а также заключения Губернатора Томской области, предусмотренные положениями подпунктов 6,7 пункта 1 статьи 91 Регламента от 26 июля 2012 года. Как следует из пояснений административного ответчика реализация Закона Томской области № 69-ОЗ не требовала материальных затрат, и Законодательной Думой Томской области на представленный законопроект было получено положительное заключение администрации Томской области. Кроме того, в силу статьи 101 Регламента от 26 июля 2012 года отсутствие заключения Губернатора Томской области, замечаний и предложений других субъектов права законодательной инициативы, если заключение, замечания и предложения не были представлены в установленный срок, не является препятствием для рассмотрения Думой представленного законопроекта.
Также не могут быть приняты во внимание доводы административного истца об отсутствии экспертизы Закона Томской области № 29-ОЗ в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ, поскольку наличие такой экспертизы является необходимым, в случае внесения поправок к законопроекту, принятому в первом чтении, однако как следует из протокола 41-го заседания Законодательной Думы Томской области от 29 апреля 2015 года, таких поправок в законопроект не вносилось.
Более того, приведенные доводы административного истца о нарушении процедуры, установленной Регламентом от 26 июля 2012 года, не могут являться предметом нормоконтроля, предусмотренного главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное означало бы вмешательство в законотворческую деятельность органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Томской области № 69-ОЗ данный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
В силу положений статьи 3 Закона Томской области № 19-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" (ред. от 18.08.2014) законы Томской области, принятые Законодательной Думой Томской области, направляются для подписания и опубликования Губернатору Томской области в течение семи дней после дня их принятия. Губернатор Томской области обязан опубликовать (обнародовать) закон Томской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня его получения.
В соответствии со статьей 6 Закона Томской области от 12.05.2000 № 19-ОЗ официальным опубликованием закона Томской области, постановления Законодательной Думы Томской области, постановления Губернатора Томской области и постановления Администрации Томской области считается первая публикация их полного текста в "Собрании законодательства Томской области", "Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области", иных официальных периодических изданиях органов государственной власти Томской области, иных периодических печатных изданиях в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), предусматривающими официальное опубликование нормативных правовых актов, и (или) опубликование на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)", и (или) опубликование на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (www.tomsk.gov.ru). Официальным периодическим печатным изданием Законодательной Думы Томской области являются «Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области».
27 мая 2015 года Закон Томской области №69-ОЗ был опубликован в Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области №41 (217), 29 мая 2015 года в «Собрании законодательства Томской области» № 5/2 (123), а также 20 мая 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации: http//www.pravo.gov.ru.
Более того, в ходе судебного заседания было установлено, что официальное печатное издание представительного органа государственной власти Томской области, в котором был опубликован Закон Томской области №69-ОЗ, распространялось среди населения и направлялось в муниципальные библиотеки, что подтверждается копией из официального источника опубликования, представленной административным истцом и заверенным работником библиотеки.
Принимая во внимание опубликование данного закона в официальных источниках опубликования, в сети интернет, распространение его среди населения суд приходит к выводу о доведении данного закона до всеобщего сведения, его доступности и ознакомления с ним населения, что соответствует положениям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Утверждение административного истца о том, что такое опубликование является недостаточным для информации всего населения, не свидетельствует о наличии оснований для признания его недействующим, поскольку законом предусмотрено лишь опубликование нормативных актов в официальных средствах информации.
Доводы административного истца о недостаточности тиража официальных источников информации также являются не состоятельными, поскольку факт официального опубликования не связан с количеством выпущенных и распространённых экземпляров изданий, которые содержат опубликованные нормативные правовые акты.
Не свидетельствуют о нарушении порядка опубликования и утверждения ФИО1 о необходимости опубликования полного текста нормативного правового акта после внесения в него изменений, поскольку такой обязанности федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При таких обстоятельствах судом установлено, что Закон Томской области № 69-ОЗ также принят Законодательной Думой Томской области в пределах предоставленных законодательством полномочий и с соблюдением установленного порядка принятия и введения в действие, в связи с чем доводы административного истца об обратном являются не состоятельными.
Суд также полагает, что положения части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ в части установления срока предоставления документов кандидатом, выдвинутым по единому либо одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (в редакции от 04 июня 2014 года) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ под законом указанный Федеральный закон понимает федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах федеральным законом предоставлено право субъекту Российской Федерации устанавливать дополнительный перечень документов, необходимых для регистрации кандидатов.
Между тем законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, связан требованием статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и во всяком случае не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Федеральное законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на установление, равно как и изменение, субъектом Российской Федерации предельного срока предоставления кандидатом документов, необходимых для его регистрации, перечень которых также установлен законодателем субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий. Более того, отсутствие такого условия противоречило бы принципу равного избирательного права, означающему участие граждан в выборах на равных правах.
При этом ссылка представителя административного истца на противоречие оспариваемого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации не может быть предметом проверки в порядке гражданского судопроизводства ввиду подведомственности таких требований Конституционному Суду Российской Федерации.
Сроки назначения выборов в органы местного самоуправления предусмотрены частями 7, 8 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ.
Так, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления – соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не поздне чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Установление данных сроков назначения выборов позволяет гражданам, имеющим намерение выдвинуть свои кандидатуры на соответствующих выборах, подготовиться к соблюдению предусмотренных законом процедур.
Согласно части 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а так же сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
Таким образом, закрепление федеральным законодателем данной гарантии препятствует установлению необоснованно коротких сроков для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 29 Закона Томской области № 29-ОЗ представление документов о выдвижении кандидатов в соответствующие избирательные комиссии начинается за 60 дней до дня голосования, в связи с этим установленный частью 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ срок свидетельствует о соблюдении установленной федеральным законодателем гарантии.
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона Томской области №69-ОЗ указанный проект был подготовлен в целях приведения Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» в соответствие с Федеральным законом № 67-ФЗ, в том числе и в части согласования сроков представления документов для регистрации кандидата в соответствующую избирательную комиссию со сроком проведения жеребьевки для определения даты и времени выхода в эфир на бесплатной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, а также сроком проведения жеребьевки для распределения бесплатной печатной площади между всеми зарегистрированными кандидатами (часть 4 статьи 42 и часть 3.1 статьи Закона Томской области № 29-ОЗ), в связи с чем довод административного истца о произвольном изменении законодателем субъекта установленных законом сроков является несостоятельным.
Кроме того, вопреки утверждению истца оспариваемое положение закона не свидетельствует о наличии у избирательной комиссии права на отказ от приема у кандидата соответствующих документов.
Более того, в силу положений пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, аналогичные положения которого содержатся в пункте 2.1. статьи 33 Закона Томской области №29-ОЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна известить кандидата об отсутствии необходимого для регистрации документа. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он должен был быть своевременно уведомлен избирательной комиссией.
Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
Доводы административного истца о противоречии положений абзаца 1 части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ, ограничивающих срок предоставления кандидатом соответствующих документов не только днями, но и часами, положениям части 2 статьи 11.1 Федерального закона №67-ФЗ, а также части 2 статьи 7.1 Закона Томской области № 29-ОЗ также не нашли своего подтверждения.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, а также пункту 2 статьи 7.1 Закона Томской области, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Между тем в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ документы, необходимые для регистрации кандидата, кандидат обязан представить лично.
Такие документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 29 Закона Томской области 29-ОЗ.
Таким образом, законодателем на кандидата либо в исключительных случаях на иных лиц возложена обязанность по личному предоставлению установленных законом документов, при этом личное предоставление документов в избирательную комиссию возможно только в период ее работы, учитывая, что федеральным законодательством Российской Федерации на избирательные комиссии в указанных случаях не возложено обязанности по обеспечению круглосуточного приема документов.
Указанное согласуется с Положениями п. 2.3 и 2.3.1. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, согласно которым в период приема документов для заверения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в целях обеспечения качественной обработки принимаемых избирательных документов избирательной комиссии, если законом не определено время приема, рекомендуется осуществлять их прием в рабочие дни - с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00 (для избирательных комиссий, руководители которых и (или) члены которых работают на постоянной (штатной) основе). В иных комиссиях устанавливается график работы, который должен предусматривать в обязательном порядке утренние и вечерние часы работы с учетом местных условий. Если день истечения срока, в который в избирательные комиссии могут быть поданы документы, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, избирательная комиссия обязана организовать работу по приему документов в этот день до истечения времени, установленного законом.
По мнению административного истца, часть 3 статьи 33 Закона Томской области №29-ОЗ, устанавливающая срок предоставления кандидатом документов, противоречит статье 20 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, являющегося приложением к Федеральному закону от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
Однако суд считает, что оснований соглашаться с этими доводами не усматривается.
В соответствии со статьей 20 данного Временного положения выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Между тем в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный закон, равно как и указанное положение, устанавливают правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав. Таким образом, данный Федеральный закон регулирует порядок и сроки назначения выборов соответствующего уровня в тех случаях, когда они не назначены в установленном законом порядке, в связи с чем при разрешении настоящего спора положения данного Федерального закона не подлежат применению.
Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 не имеется, а потому в его удовлетворении следует отказать.
Суд, руководствуясь статьями 175, 239 Кодекса административного судопроизводства,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 33 Закона Томской области № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» в редакции Закона Томской области № 69-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным дела Верховного Суда Российской Федерации в течении пяти дней со дня принятия судом решения через Томский областной суд.
Председательствующий: Фомина Е.А.
.