ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-57/11Г от 28.07.2011 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

                                                                                    Алтайский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

           Дело № 3-57/2011г.

     Р Е Ш Е Н И Е

     Именем Российской Федерации

    28 июля 2011 года г. Барнаул

    Алтайский краевой суд в составе:

     председательствующего Мокрушиной В.П.

    при секретаре Гридасовой Л.А.

    с участием прокурора Степанюк И.Н.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя заявителя индивидуального предпринимателя Агаева Мурада Шамиля Оглы Астахова Анатолия Владимировича о признании недействующим в части постановления Администрации Алтайского края от 24.09.2010 №424 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.02.2007 №48»,

            УСТАНОВИЛ:

    Агаев Мурад Шамиль Оглы, действующий через представителя Астахова А. В., обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Алтайского края от 24.09.2010 №424 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.02.2007 №48» в части, а именно просил признать недействующими:

    - абзац 13 пункта 1;

    - в абзаце 22 пункта 1 слова: «которое принято до 20 октября 2010 года»;

    -абзац 23 пункта 1;

    - в пункте 2 слова: «и применяется, в том числе, при рассмотрении заявок граждан и юридических лиц, поступивших в орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками до вступления в силу настоящего постановления».

    В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемыми нормами постановлению №424 придана обратная сила, оно применяется к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

    Как указал заявитель, 01 сентября 2006 года он обратился в администрацию города Барнаула с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина на земельном участке, расположенном по адресу: г. Барнаул, проезд Рыбозаводской, 27б.

    22 ноября 2006 года был оформлен акт о выборе земельного участка для строительства №1039. После оформления необходимых документов 17 ноября 2010 года Агаев М.Ш. обратился в Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Главное управление) с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке по вышеуказанному адресу.

    17 декабря 2010 года Главное управление вынесло распоряжение №4068, которым отказало заявителю в размещении объекта на земельном участке с предварительном согласованием места размещения объекта по заявке от 17 ноября 2010 года, так как необходимый пакет документов для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта представлен позднее 20 октября 2010 года.

    Таким образом, оспариваемое постановление создает препятствия заявителю в получении прав на земельный участок для использования его в предпринимательской деятельности.

    В судебное заседание заявитель не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.

    Представитель заявителя Астахов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.

    Представители заинтересованного лица Сычева Ю.В. и Юшкова О.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку постановление №424 принято в соответствии с требованиями федерального законодательства, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя.

    Полагают, что оспариваемое постановление регулирует земельные правоотношения, которые являются публично - правовыми, потому нет оснований для признания его противоречащим нормам ГК РФ.

    Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Степанюк И.Н., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, судебные прения, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению.

    В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство.

    Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

    Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 №232-ФЗ, от 08.11.2007 №257-ФЗ).

    Закон Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" устанавливает полномочия органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками, являющимися собственностью Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Подпункты 1 и 3 статьи 3 данного Закона устанавливают, что Администрация Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края; устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

    Исходя из этого, Администрация Алтайского края имеет полномочия на принятие нормативного правового акта, регулирующего вопросы предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена.

    Законом Алтайского края от 09.11.2006 №122-ЗС (ред. от 02.04.2010) «О правотворческой деятельности» определено, что принятие нормативных правовых актов Администрации Алтайского края осуществляется в порядке, установленном Уставом (Основным Законом) Алтайского края и нормативными правовыми актами Губернатора Алтайского края ( ст.28).

    Статьей 86 Устава (Основного Закона) Алтайского края от 05.06.1995 №3-ЗС предусмотрено, что нормативные правовые акты Администрации Алтайского края принимаются в виде постановлений и подлежат официальному опубликованию.

    Постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 №48 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Порядок предоставления земельных участков).

    Постановлением Администрации Алтайского края от 17.02.2010 №56 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.02.2007 №48 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена» утвержден Порядок предоставления земельных участков в новой редакции.

     Постановлением Администрации Алтайского края от 24.09.2010 №424 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.02.2007 №48» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в вышеуказанное постановление внесены изменения (далее - Постановление №424).

     Названные постановления были официально опубликованы в газете «Алтайская правда» соответственно N 39-40 от 10 февраля 2007 года, N 56 от 20 февраля 2010 года, №310 от 05 октября 2010 года, включены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Внесенные постановлением №424 изменения предусматривают, в том числе, новую редакцию пункта 2.8 Порядка, которым определены случаи, когда уполномоченным органом может быть принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (отказе в размещении объекта).

    В частности, абзацем 13 пункта 1 постановления №424, который оспаривается заявителем, установлено, что в размещении объекта может быть отказано, если документы, предусмотренные пунктом 2.7 Порядка, для строительства объектов, перечисленных в пункте 3.1, представлены в уполномоченный орган позднее 20 октября 2010 года.

     Абзацем 20 пункта 1 оспариваемого постановления определено дополнить пункт 3.1 Порядка следующими абзацами:

    Предоставление земельных участков в аренду для строительства объектов торговли, общественного питания, спортивного назначения, автозаправочных станций, объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, объектов бытового обслуживания населения, культурно-развлекательных центров, административных и офисных зданий, гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей, апарт-отелей), за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов, возводимых за счет средств бюджетов, и иных установленных федеральным законом случаев, осуществляется исключительно на торгах (абзац 21).

    Земельные участки предоставляются в аренду для строительства вышеуказанных объектов на основании заявления и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления заявления, если это предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 20 октября 2010 года (абзац 22).

    В случае если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 20 октября 2010 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен в аренду для строительства без проведения торгов (абзац 23).

    В соответствии с пунктом 2 оспариваемого постановления оно вступает в силу через 10 дней после официального опубликования и применяется, в том числе, при рассмотрении заявок граждан и юридических лиц, поступивших в орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками до вступления в силу настоящего постановления.

    Заявитель просит признать недействующими:

    - абзац 13 пункта 1 постановления №424;

    - в абзаце 22 пункта 1 постановления №424 слова: «которое принято до 20 октября 2010 года»;

    -абзац 23 пункта 1 постановления №424;

    - в пункте 2 постановления №424 слова: «и применяется, в том числе, при рассмотрении заявок граждан и юридических лиц, поступивших в орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками до вступления в силу настоящего постановления».

    Оспариваемые заявителем нормы постановления №424 затрагивают его права, поскольку 22 ноября 2006 года в соответствии с его заявлением был оформлен акт о выборе земельного участка №1039, а 17 ноября 2010 года он обращался с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина на земельном участке, расположенном по адресу: г. Барнаул, проезд Рыбозаводской, 27б, в чем ему было отказано на том основании, что документы, необходимые для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, представлены позднее 20 октября 2010 года, то есть в силу нормы абзаца 13 пункта 1 оспариваемого постановления.

    По мнению заявителя, устанавливая возможность принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, подпадающего под перечень, содержащийся в пункте 3.1, только в период времени до 20 октября 2010 года, а также распространяя пунктом 2 оспариваемого постановления вновь введенный порядок на рассмотрение заявок, поступивших до введения его в силу, законодатель придал обратную силу нормативному правовому акту, что противоречит пункту 1 статьи 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

    Суд находит, что данные доводы заявителя не могут быть приняты во внимание.

    Исходя из положений части 2 статьи 253 ГПК РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части в случае, когда будет установлено противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

    Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

    Правоотношения, возникающие по поводу распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются земельным законодательством.

    Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

    Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрел право субъектов Российской Федерации определить порядок распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Следовательно, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в данной сфере являются актами земельного законодательства, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в то время как гражданское законодательство Конституцией Российской Федерации отнесено к предметам ведения Российской Федерации, по которым субъекты Российской Федерации не правомочны осуществлять правовое регулирование.

    В силу этого отсутствуют основания для вывода о противоречии оспариваемого постановления нормам гражданского законодательства, в частности, положениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ.

    Иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат запрета на придание обратной силы нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, принятому в области земельного законодательства.

    Законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» установлено, что нормативным правовым актам Алтайского края может быть придана обратная сила. Придание обратной силы не допускается, если нормативные правовые акты Алтайского края предусматривают введение или усиление юридической ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли этой ответственности или влекли более мягкую ответственность (части 1 и 2 статьи 37).

    Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает и не усиливает какую - либо ответственность граждан или юридических лиц, следовательно, не подпадает под установленные ограничения.

    Представителем заявителя также указано на противоречие оспариваемых норм положениям ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающим органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

            Между тем, установление органом государственной власти субъекта срока, начиная с которого не применяется процедура предоставления определенной категории земельных участков путем предварительного согласования мест размещения объекта, не означает нарушение вышеперечисленных принципов. Возбуждение процедуры предоставления земельного участка (подача заявки) не означает наличие у заинтересованного лица права на получение земельного участка на условиях предварительного согласования до принятия такого решения. Установление законодателем условия проведения торгов в отношении такого земельного участка позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.

    Следует также отметить, что органам государственной власти субъекта было предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, при этом какие- либо ограничения по выбору критериев определения таких случаев федеральным законодателем не определены. В связи с чем, устанавливая такой перечень, региональный законодатель вправе был исходить как из категории объекта, для размещения которых испрашивается земельный участок, так и в качестве такого случая указать на земельные участки, в отношении которых на определенную дату не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

    При изложенных обстоятельствах суд находит, что оспариваемые заявителем нормы приняты Администрацией Алтайского края в пределах полномочий данного органа, с соблюдением установленной формы, правил введения в действие, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействующими.

    Исходя из этого, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

     Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

     заявление представителя заявителя индивидуального предпринимателя Агаева Мурада Шамиля Оглы Астахова Анатолия Владимировича о признании недействующим абзаца 13 пункта 1; абзаца 22 пункта 1 в части слов: «которое принято до 20 октября 2010 года»; абзаца 23 пункта 1; пункта 2 в части слов «и применяется, в том числе, при рассмотрении заявок граждан и юридических лиц, поступивших в орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками до вступления в силу настоящего постановления» постановления Администрации Алтайского края от 24.09.2010 №424 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.02.2007 №48» оставить без удовлетворения.

            На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятии в окончательной форме через Алтайский краевой суд.

            Председательствующий В.П.Мокрушина