ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-57/2014 от 20.11.2014 Ростовского областного суда (Ростовская область)

 Дело №3-57/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 20 ноября 2014 года                 г. Ростов-на-Дону

 Ростовский областной суд

 в составе судьи Абрамова Д.М.,

 при секретаре Варфоломеевой С.А.

 с участием представителя истца ФИО1, представителя Правительства Ростовской области ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Джамп-Плюс+» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области, Правительству Ростовской области, Администрации г.Ростова-на-Дону об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года,

 у с т а н о в и л :

 ООО «Джамп-Плюс+» 11.09.2014 года обратилось в суд с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года, сославшись на следующие обстоятельства. На основании договора купли-продажи земельного участка от 03.12.2009 года общество является собственником земельного участка с кадастровым номером ... из категории земель населенных пунктов (разрешенное использование – ...) площадью 1525 квадратных метров, расположенного по адресу: ... Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет ... рублей. Уплата земельного налога осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая значительно выше рыночной стоимости земельного участка на указанную дату. Ссылаясь на наличие расхождения между установленной методом массовой оценки кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью (включая данные о стоимости в договоре купли-продажи), истец просил на основании результатов проведения судебной экспертизы установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года в размере рыночной стоимости на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Правительство Ростовской области (как правопреемник Администрации Ростовской области, утвердившей нормативным правовым актом результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007 года) и Администрация г.Ростова-на-Дону привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, а впоследствии - в качестве соответчиков в силу ч.3 ст.40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на замену заявленного в исковом заявлении ответчика истец в лице представителя не был согласен.

 Представитель истца – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, ссылаясь на достоверность и достаточность данных о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года, указанных в заключении экспертов ... от 6 ноября 2014 года, уточнила предмет иска и просила установить кадастровую стоимость в размере ... рублей.

 Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области в суд не явился, извещен надлежаще, объяснения по иску не представлены, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации.

 Представитель Правительства Ростовской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие нормативно-правовых оснований для изменения размера кадастровой стоимости земельного участка на рыночную.

 Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону в суд не явился, извещен надлежаще, возражений на иск не представлено, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации.

 Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, допросив экспертов - оценщиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 ООО «Джамп-Плюс+» на основании договора купли-продажи земельного участка от 03.12.2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ... из категории земель населенных пунктов (разрешенное использование – ...) площадью 1525 квадратных метров, расположенного по адресу: ... Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет ... рублей.

 Целью предъявления иска является снижение установленной на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации налоговой базы по земельному налогу для оптимизации налогового платежа со времени после вступления судебного решения в законную силу, поскольку завышенная налоговая база нарушает права налогоплательщика.

 Судом установлено, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года № 212, результаты кадастровой оценки утверждены по состоянию на 1 января 2007 года, постановление введено в действие с 1 января 2009 года.

 Данное постановление принято и сама кадастровая оценка проведена в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ.

 Нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) не применялись в отношении кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области.

 В статье 66 Земельного кодекса России в действующей ныне редакции установлены следующие положения:

 1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

 2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Истец, обращаясь с настоящим иском, сослался на то, что статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации предполагает возможность определения рыночной оценки земельного участка на конкретную дату и соответственно установление такой определенной стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка.

 Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции от 21.07.2014 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

 В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

 Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

 недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

 установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 Исходя из статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

 Другие правила действия закона во времени в отношении норм Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции от 21.07.2014 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не установлены, поэтому процедуры оспаривания определения результатов кадастровой оценки, указанные в статье 24.18 Федерального закона к правоотношениям по кадастровой оценке земель населенных пунктов в Ростовской области (по состоянию на 01.01.2007 года) не применимы.

 Вместе с тем, исходя из смысла и содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для земельного налога), суд полагает возможным в условиях отсутствия нового нормативного правового акта Ростовской области об установлении другой кадастровой оценки земель населенных пунктов разрешение по существу заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

 Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляя использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, не исключала в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости. Изложенный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 1 марта 2011 года № 274-О-О, № 275-О-О, № 281-О-О.

 Согласно ч.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Поэтому законодательством принципиально разрешен вопрос о возможности оспаривания результата определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка в виде:

 1) отчета об оценке,

 2) положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков.
Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (в редакции от 22.10.2010) утвержден федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.08.2007 N 10040), который подлежит применению по делу. При оценке доказательств о рыночной стоимости подлежат применению «Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков» (утверждены распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 года №569-р), ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости» (утвержден приказом от 20 июля 2007 года №255), ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» (утвержден приказом от 20 июля 2007 года №254), ФСО №5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» (утвержден приказом от 4 июля 2011 года №328).

 По ходатайству истца определением суда была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено ....

 Согласно экспертному заключению данной организации № ... от 6 ноября 2014 года рыночная стоимость названного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет ... рублей.

 Заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, и Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256.

 Экспертное заключение с прилагаемым к нему отчетом (исходя из определения суда о назначении экспертизы) содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в периодических печатных изданиях в период с июля 2006 года по январь 2007 года, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

 Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась.

 Таким образом, приведенные доказательства с достоверностью подтверждают возможность в данном конкретном случае определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года в размере согласно экспертному заключению.

 Довод Правительства о недопустимости применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции в отношении кадастровой оценки земель, проведенной в 2007 году, суд находит безосновательным, поскольку кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007 года применяется в настоящее время.

 Действующая редакция Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами налогового права направлена на улучшение положения налогоплательщиков, следовательно, препятствий для установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости не имеется, независимо от времени проведения государственной кадастровой оценки.

 Способ защиты нарушенного права в виде оспаривания установленной методом массовой оценки кадастровой стоимости путем предоставления отчета о рыночной стоимости объекта оценки на дату государственной кадастровой оценки прямо предусмотрен нормами материального права.

 Ведение Правительством Ростовской области в период рассмотрения дела работ по определению новой кадастровой оценки земель населенных пунктов не может повлечь отказ в иске.

 Суд удовлетворяет заявленные требования, устанавливаемая кадастровая стоимость земельного участка подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости уполномоченным субъектом в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

 Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

     установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... из категории земель населенных пунктов (разрешенное использование – ...) площадью 1525 квадратных метров, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме ... рублей.

     На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья Д.М.Абрамов