РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 апреля 2015 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Зенин В.А.,
при секретаре Попове С.Н.,
с участием представителя ФИО1 - ФИО2, действующего по доверенности 23 АА № 4044983 от 19.09.2014г., представителя администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО3, действующей по доверенности № 11/01 от 12.01.2015г., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю ФИО4, действующей по доверенности 23 АА № 2318245 от 01.02.2013г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования г. Краснодар, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении её в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
< Ф.И.О. >5 обратился в суд с заявлением к ФГБУ «< Ф.И.О. >4 кадастровая палата Росреестра», в лице Филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >4 кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования <...>, < Ф.И.О. >4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером <...>, площадью 4 894 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания и эксплуатации нежилых помещений, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, Центральный внутригородской округ, <...>/К и установлении её в размере 16752162 руб. на <...> г..
В обоснование заявленных требований указал, что на основании свидетельства о регистрации права серия 23-АМ <...> от <...> года, ему на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером <...> площадью 4 894 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания и эксплуатации нежилых помещений, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, Центральный внутригородской округ, <...>/К. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с кадастровой справкой о стоимости земельного участка от <...> на <...> составляет 37 408952,96 руб. Заявитель считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, ввиду чего нарушаются его права как плательщика земельного налога. В соответствии с отчетом об оценке <...> от 22.09.2014г. определена рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2011г. в сумме 16 752 162 руб. Данный отчет имеет положительно заключение <...> от 24.09.2014г. НП «Межрегиональный союз оценщиков»
В судебном заседании < Ф.И.О. >4< Ф.И.О. >5 - < Ф.И.О. >1 заявленные требования поддержал и просил суд их удовлетворить, установив кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером <...>, площадью 4 894 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания и эксплуатации нежилых помещений, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, Центральный внутригородской округ, <...>/К, в соответствии с рыночной стоимостью равной 16 752162,00 руб. по состоянию на <...> г.
< Ф.И.О. >4 филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >4 кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >3 просила отказать в удовлетворении заявленных < Ф.И.О. >5 требований, по основаниям указанным в отзыве. В отзыве < Ф.И.О. >4 филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >4 кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю указано, что согласно приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 37 408952,96 руб. Считает, что то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности этой кадастровой стоимости не свидетельствует, поскольку методики определения кадастровой оценки и рыночной стоимости земель различны. Кроме того, при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что также свидетельствует о возможном несоответствии кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. Также считает, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению земельного налога, который отнесен к источникам доходов бюджета соответствующего муниципального образования (муниципального образования <...>), что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета этого муниципального образования. Кроме того, земельный участок, с кадастровым номером <...>, был поставлен на кадастровый учет <...> Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером <...> были внесены на основании Распоряжения главы администрации Краснодарского края от <...> № 1202-р по состоянию на <...> г.
< Ф.И.О. >4 администрации муниципального образования <...>< Ф.И.О. >2 возражала против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что изменение кадастровой стоимости земельного участка влечет изменение налоговой базы участка и налоговые исчисления в бюджет муниципального образования <...>. Кроме того, нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в состав которых также входит спорный земельный участок, допущено не было.
< Ф.И.О. >4 Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Ранее < Ф.И.О. >4 Департамента имущественных отношений Краснодарского края < Ф.И.О. >8 возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям указанным в отзыве. В отзыве < Ф.И.О. >4 указал, что постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. <...> утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила № 316), в соответствии с которыми, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными < Ф.И.О. >4 органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. <...> (далее - Методические указания № 222). Земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания и эксплуатации нежилых помещений, является «ранее учтенным». Кадастровая стоимость составляет 37408 952.96 рублей с удельным показателем 7 643.84 руб. за кв.м., в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2007г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» установлена на <...> Сведения о вышеуказанной величине кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером <...>, содержатся в государственном кадастре недвижимости по настоящее время. То, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности этой кадастровой стоимости не свидетельствует, поскольку методики определения кадастровой оценки и рыночной стоимости земель различны. Считает, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в состав которых также входит спорный земельный участок, допущено не было. Также считает, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению земельного налога, который отнесен к источникам доходов бюджета соответствующего муниципального образования, что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета.
< Ф.И.О. >4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Ранее < Ф.И.О. >4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >9 возражала против удовлетворения заявленных требований < Ф.И.О. >5, по основаниям указанным в отзыве. В отзыве < Ф.И.О. >4 указала, что заявитель просит суд обязать Кадастровую палату внести изменения в ГКН относительно кадастровой стоимости спорных земельных участков, при этом действия вышеуказанного органа не обжалуются. Требование об обязании органа кадастрового учета совершить определенные действия, восстанавливающие положение, существовавшее до нарушения права без признания действий (бездействий) государственного органа незаконными, противоречат требованиям действующего законодательства. Кроме того, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости должен содержать положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего < Ф.И.О. >4 закона, < Ф.И.О. >4 стандартов оценки и других актов уполномоченного < Ф.И.О. >4 органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным < Ф.И.О. >4 органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии. Соответствие данного отчета вышеуказанным требованиям должно быть установлено судом.
Судья Краснодарского краевого суда, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >5 является собственником земельного участка, площадью 4 894 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, Центральный внутригородской округ, <...>/К, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АМ <...> от <...> (л.д. 13). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 37 408952,96 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> утверждена на <...> г., а сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости <...> (л.д. 14). Рыночная стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2011г. в сумме 16 752 162 руб. (л.д. 24-107).
В судебном заседании < Ф.И.О. >4< Ф.И.О. >5 - < Ф.И.О. >1 настаивал на установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 23:43:0301001:0221 в соответствии с его рыночной стоимостью равной 16 752162,00 руб. по состоянию на <...> г.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с < Ф.И.О. >4 законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.18 < Ф.И.О. >4 закона от <...> №135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, судья краевого суда приходит к выводу о том, что оснований и доказательств, предусмотренных Законом, для удовлетворения требований < Ф.И.О. >5 не имеется, т.к. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена на <...> г., а его кадастровая стоимость установлена на <...> Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости <...>
При таких обстоятельствах, судья краевого суда приходит к выводу о том, что требования < Ф.И.О. >5 являются незаконными и необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья краевого суда,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления < Ф.И.О. >5 к ФГБУ «< Ф.И.О. >4 кадастровая палата Росреестра», в лице Филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >4 кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования <...>, < Ф.И.О. >4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении её в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено <...>.
Судья
Краснодарского краевого суда В.А. Зенин