Дело № 3-57/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 23 июля 2015 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Мальцеве А.С.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области об оспаривании в части порядка назначения и выплаты ежемесячной именной стипендии губернатора Ленинградской области для одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, утверждённого постановлением правительства Ленинградской области от 2 июля 2013 г. № 187,
установил:
2 июля 2013 г. правительством Ленинградской области принято постановление № 187 «Об учреждении ежемесячной именной стипендии губернатора Ленинградской области для одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию», которое опубликовано на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в сети Интернет www.lenobl.ru 8 июля 2013 г. и вступило в силу с 1 сентября 2013 г.
В настоящее время данный документ действует в редакции постановления правительства Ленинградской области от 27 февраля 2014 г. № 38.
Пунктом 1 названного акта с 1 сентября 2013 г. учреждена ежемесячная именная стипендия губернатора Ленинградской области для одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, в размере 7 000 руб., с 1 сентября 2014 г. – 7 500 руб., с 1 сентября 2015 г. – 8 000 руб.
Пунктом 2 постановления утверждён порядок назначения и выплаты ежемесячной именной стипендии губернатора Ленинградской области для одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию (далее – Порядок).
Порядок определяет условия назначения и порядок выплаты ежемесячной именной стипендии губернатора Ленинградской области (далее – стипендия) для одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию (далее – образовательные организации) (пункт 1 Порядка).
В пункте 2 Порядка предусмотрено, что стипендия учреждается в качестве материальной поддержки с целью создания условий для профессиональной подготовки, гармоничного развития и наиболее полного раскрытия интеллектуального, социального, творческого и нравственного потенциала одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обучаются в образовательных организациях независимо от ведомственной принадлежности и места нахождения образовательной организации.
Пунктом 3 Порядка установлено, что получателем стипендии может быть гражданин Российской Федерации, имеющий регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории Ленинградской области, который относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В пункте 4 Порядка указано, что стипендия назначается и выплачивается студентам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения за счёт средств бюджета любого уровня, а также за счёт личных средство по образовательным программам высшего образования на «отлично», или на «хорошо» и «отлично», или на «хорошо».
Пунктом 6 Порядка определено, что назначение стипендии производится независимо от получения других видов стипендии.
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим приведённого пункта 3 Порядка в части слов «имеющий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания на территории Ленинградской области», ссылаясь на его противоречие статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Стипендия является мерой поддержки одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому такой критерий отбора претендентов на её получение как наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Ленинградской области фактически означает, что одарённые дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных организациях высшего образования, при прочих равных условиях лишены возможности претендовать на получение стипендии при отсутствии у них регистрации по месту жительства или месту пребывания в Ленинградской области, что является дискриминацией по признаку места жительства. Принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, а установление различных правил возможно только в отношении лиц, относящихся к другим категориям. Установление стипендий должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп, в том числе, по признаку наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания, независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены названными правомочиями – в порядке, предусмотренном федеральным законом или вне зависимости от наличия таковых, в порядке предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Правительство в Ленинградской области в письменных возражениях указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных правительству Ленинградской области полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства. При учреждении стипендии и определении условий её назначения и выплаты правительство Ленинградской области действовало в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3, пунктом 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьёй 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпунктами 5, 7 пункта 2 статьи 34, пунктом 13 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стипендия является дополнительной мерой социальной поддержки одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - жителей Ленинградской области, которые обучаются в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, независимо от ведомственной принадлежности и места нахождения образовательной организации, и установлена в целях создания для них условий для профессиональной подготовки, гармоничного развития и наиболее полного раскрытия интеллектуального, социального, творческого и нравственного потенциала, что не может расцениваться в качестве дискриминационного условия.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чигаркина Е.Н. требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель правительства и губернатора Ленинградской области Яковлева Н.Н., настаивая на правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора Чигаркиной Е.Н., возражения представителя правительства и губернатора Ленинградской области Яковлевой Н.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи Конституции Российской Федерации).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктами 2.1 и 3.1 статьи 26.3 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации категории нуждаемости. По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьёй 26.3.1 того же Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное этой статьёй, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Как следует из оспариваемого акта, им урегулированы отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Ленинградской области, в частности, установлены дополнительные гарантии права на образование, порядок назначения и выплаты денежной выплаты одарённым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, Ленинградской области, обучающимся в образовательных организациях независимо от ведомственной принадлежности и места нахождения образовательной организации в целях создания для них условий для профессиональной подготовки, гармоничного развития и наиболее полного раскрытия интеллектуального, социального, творческого и нравственного потенциала, тем самым в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьёй 3 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из статьи 5 указанного Федерального закона следует, что предусмотренные этим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 34 данного Федерального закона к основным академическим правам обучающихся отнесено поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Из подпунктов 5, 7 пункта 2 той же статьи следует, что обучающимся предоставляются такие меры социальной поддержки и стимулирования, как: получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, а также иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправлении, локальными нормативными актами.
Под стипендией пункт 1 статьи 36 указанного Федерального закона понимает денежную выплату, назначаемую обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
К одному из видов стипендий относится именная стипендия, которая учреждается федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий (подпункт 5 пункта 2, пункт 13 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 3 статьи 3, пункту 1 статьи 35 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-оз «Устав Ленинградской области» правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
Таким образом, из приведённого правового регулирования, осуществлённого федеральным законодателем, следует, что именная стипендия, учреждённая органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обучающихся (студентов) – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из их числа, является мерой дополнительного материального стимулирования указанной категории граждан, которая не является обязательной, назначается органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующих бюджетных средств и выплачивается за счёт бюджетных средств исключительно этого субъекта Российской Федерации, а потому правительство Ленинградской области при учреждении именной стипендии губернатора Ленинградской области правомерно к одному из критериев нуждаемости (правомочности отнесения) одарённых детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обучающихся в образовательных организациях независимо от ведомственной принадлежности и места нахождения образовательной организации, отнесло их принадлежность к Ленинградской области.
Поскольку стипендия назначается и выплачивается Ленинградской областью одарённым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, Ленинградской области, независимо от того, обучаются ли они в образовательных организациях различной ведомственной принадлежности, расположенных на территории Ленинградской области или другого субъекта Российской Федерации, иное правовое регулирование означает обязанность Ленинградской области по выплате именной стипендии губернатора Ленинградской области не только одарённым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения, и лицам из их числа Ленинградской области, но и одарённым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения, и лицам из их числа иных субъектов Российской Федерации, которая федеральным законодателем не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что местом жительства признаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение манёвренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания в силу той же статьи понимаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
По смыслу приведённых нормативных положений Гражданского кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации» регистрация не входит в понятие «место жительства» или «место пребывания» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства (пребывания) гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Более того, в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов российской Федерации.
При таких обстоятельствах, следует признать, что требование пункта 3 Порядка о наличии регистрации по месту проживания (пребывания) на территории Ленинградской области как обязательного условия реализации одарёнными детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, Ленинградской области права на получение именной стипендии губернатора Ленинградской области противоречит федеральному законодательству, поскольку реализация ими права на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты в целях создания для них условий для профессиональной подготовки, гармоничного развития и наиболее полного раскрытия интеллектуального, социального, творческого и нравственного потенциала поставлена в зависимость от наличия у них регистрации по месту жительства или месту пребывания, что недопустимо.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании участвующие в деле лица не оспаривали, что пункт 3 Порядка в оспариваемой части применялся, следовательно, действовал, а потому имеются основания для признания его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194–198, 251–253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать пункт 3 порядка назначения и выплаты ежемесячной именной стипендии губернатора Ленинградской области для одарённых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, утверждённого постановлением правительства Ленинградской области от 2 июля 2013 г.
№ 187, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов «имеющий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания на территории Ленинградской области».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 28 июля 2015 г.