ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-58/2013 от 06.09.2013 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 06 сентября 2013 г.

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Скакун А.И., при секретаре Марковой Д.Р.,

с участием прокурора Ефремова Д.В., представителя ФИО1 -ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва от 06 сентября 2013 года об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия),

установил:

ФИО2 в интересах ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва от 06 сентября 2013 года выразившегося в отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия).

В обоснование заявления указывает, что Верховный Суд Российской Федерации своим решением от 16 августа 2013 года обязал Удачнинскую избирательную комиссию зарегистрировать ФИО1 кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия). 4 сентября 2013 года ФИО1 подал в избирательную комиссию необходимые документы для регистрации кандидатом в народные депутаты, но в регистрации комиссией ему было отказано в связи с чем просит отменить решение об отказе в регистрации и обеспечить исполнение решения суда.

В судебном заседании ФИО2, поддержал заявленные требования. Пояснил, что 19 июля 2013 года ФИО1 лично представил документы в Удачнинскую избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты, однако документы ему были возвращены в связи с пропуском срока их представления в связи с чем он вынужден был обратиться за судебной защитой.

Считает, что 06.09.2013 года ФИО1 окружной избирательной комиссией по Удачнинскому одномандатному избирательного округа № 19 также необоснованно было отказано в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия). По его мнению, решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2013 г. на окружную избирательную комиссию возложена обязанность произвести его регистрацию, но последней решение суда не было исполнено.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.

Пунктом 11 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, обязан представить лично в соответствующую окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом народного, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Документы, указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.

Пунктами 12, 12.1 указанной статьи предусмотрен перечень документов, который кандидат обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться. При этом согласно части 9 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

Из материалов дела видно, что ФИО1 был выдвинут кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Удачнинскому одномандатному избирательному округу № 19 от регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия).

Первоначально документы для регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) ФИО1 были представлены в окружную избирательную комиссию 19 июля 2013 года.

В соответствии с ч.3 ст. 37 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 г. 497-3 № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением производится в течение 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов народных депутатов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов. Схема одномандатных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) опубликована в газете «Якутские ведомости» № 3 19 января 2013 года. Постановление о назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) опубликовано в газете «Якутские ведомости» № 36 от 01.06.2013 г. Таким образом, в течение 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов, а именно с 01 июня 2013 года до 01 июля 2013 года, ФИО1 должен был лично представить в Удачнинскую окружную избирательную комиссию документы уведомляющего характера.

В связи с тем, что документы для регистрации были поданы с пропуском срока избирательная комиссия отказалась от их принятия сообщив об этом кандидату в устном порядке. Указанное действие избирательной комиссии было обжаловано кандидатом.

Из резолютивной части решения Верховного суда РФ от 16 августа 2013 года следует, что бездействие комиссии в принятии документов ФИО1 признано незаконным, на избирательную комиссию возложена обязанность принять его документы и рассмотреть вопрос о его регистрации в установленном законом порядке.

5 сентября 2013 г. ФИО1 подал в окружную избирательную комиссию документы для регистрации. 6 сентября решением Удачнинской окружной избирательной комиссией №12/1 ему было отказано в регистрации. Из решения комиссии следует, что выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам осуществлялось по 1 июля 2013 года включительно, а ФИО1 срок для подачи документов был пропущен.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, приведенных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (пункт 1 статьи 38 указанного Федерального закона).

Частью 2 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" предусмотрено, что окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

При этом срок принятия документов для регистрации установлен ч.3 ст. 37 указанного Закона до 1 июля 2013 года.

Таким образом, соблюдение установленного законом порядка выдвижения кандидата является обязательным условием для осуществления регистрации кандидата. Поскольку ФИО1 срок подачи документов был пропущен избирательная комиссия обоснованно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты.

Избирательным законодательством не предусмотрена обязанность избирательной комиссии осуществлять регистрацию кандидатов в депутаты после истечении установленного законом срока подачи документов поскольку подготовка и проведение выборов осуществляется на равных условиях для всех кандидатов и избирательных объединений.

Доводы представителя заявителя о том, что решением Верховного суда РФ от 16.08.2013 г. на избирательную комиссию возложена обязанность зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты судом не принимается, поскольку из резолютивной части решения суда этого не усматривается. В случае если такое решение было принято оно должно исполняться в порядке предусмотренном для исполнения судебных решений, а не путем обжалования действий избирательной комиссии.

Окружная избирательная комиссия по Удачнинскому избирательному одномандатному округу № 19 6.09.2013 г рассмотрев заявление ФИО1 действовала в пределах своих полномочий и обосновано отказала ФИО1 в регистрации поскольку документы для регистрации кандидатом в депутаты им были поданы с пропуском срока как 19 июля 2013 г. так и 5 сентября 2013 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва от 06 сентября 2013 года об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) - отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней.

Судья:                         Скакун А.И.

Решение суда принято в окончательной форме 06 сентября 2013 года.