ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-58/2015 от 24.07.2015 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДРЕШЕНИЕ

24 июля 2015 г. г. Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи областного суда Науменко Б.И.,

При секретаре Шишковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области о ликвидации регионального общественного объединения –общественной организации «Ясно-Полянский Союз Немецко-Русской культуры «Тракенен» Нестеровского района Калининградской области,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области обратилось в суд с заявлением о ликвидации регионального общественного объединения –общественной организации «Ясно-Полянский Союз Немецко-Русской культуры «Тракенен» Нестеровского района Калининградской области, указав, что общественная организация «Ясно-Полянский Союз Немецко-Русской культуры «Тракенен» Нестеровского района Калининградской области (далее -Организация) создана по решению ее учредителей от 01.03.2011 (протокол № 1) и внесена в единый государственный реестр юридических лиц 23.11.2011 под регистрационным номером .

Согласно п. 4.4 Устава Организации ее председатель без доверенности представляет Организацию во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными, религиозными объединениями и иными органами и организациями в РФ и за рубежом.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на основании распоряжения заместителя начальника Управления №92 от 20.02.2015 Управлением в период с 24.02.2015 по 24.03.2015 проведена внеплановая выездная проверка Организации.

При этом в деятельности Организации выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 24.03.2015 и представлении от 24.03.2015 , внесенном Управлением в адрес Организации и полученном ею 25.03.2015 г.

В течение месяца с момента получения указанного представления Организация была обязана устранить выявленные нарушения.

Организацией в Управление 25.04.2015 представлены документы, подтверждающие частичное устранение нарушений. Однако, целый ряд нарушений не были устранены

В связи с этим, на основании части второй ст. 42 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением издано распоряжение от 28.04.2015 № 243 о приостановлении деятельности Организации на срок 1 месяц.

В течение данного срока Организацией устранены оставшиеся нарушения, за исключением нарушения п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившегося в том, что организацией в Управление Минюста России по Калининградской области ежегодно не предоставлялись сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников - не представлены отчеты по форме ОНОООЗ, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, за период 2011-2014 годов.

Так, 18.05.2015 и 26.05.2015 Организацией в порядке, установленном Приказом Минюста России от 07.10.2010 №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», на информационном портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций (<данные изъяты>) размещены сообщения о продолжении деятельности и отчеты по форме ОН0003 за период 2011-2014 годов, содержащие данные о том, что Организация не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников.

В абзаце первом пункта 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дается определение финансирования из иностранных источников, под которым понимается получение российской некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).

В проверяемом периоде Организация расчетного счета не имела, бухгалтерскую отчетность не вела, что являлось одним из нарушений законодательства, выявленных в ее деятельности Управлением.

Вместе с тем, из материалов проверки Организации следует, что Организация в проверяемый период 2011-2013 годов получала денежные средства от гражданина <данные изъяты>С., являющегося собственником дома по адресу: <адрес>, в котором располагается Организация, на ремонт и содержание данного дома, фактически использовала данный объект недвижимости, находящийся в собственности указанного иностранного гражданина, а также получала денежные средства от немецкой общественной организации «Н.» на организацию поездок в Германию детского ансамбля, являющегося частью Организации.

Кроме того, Организацией в 2013 году в виде гуманитарной помощи получено и иное имущество (продукты питания, аппараты для измерения давления) от Некоммерческого партнерства по развитию российско-германского сотрудничества в культурной, социальной и экономической областях с учетом проживающих в Калининградской области российских граждан немецкой национальности «Д.», получающего постоянное иностранное финансирование.

Однако данные сведения в отчетах по форме ОН0003 Организацией не указаны.

Таким образом, указанные отчеты, размещенные Организацией на информационном портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций, содержат заведомо недостоверные сведения, в связи с чем обязанность по их предоставлению не может считаться исполненной надлежащим образом.

В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения является основанием для ликвидации общественного объединения.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области Зырянов А.В. поддержал заявление в полном объеме.

Председатель регионального общественного объединения – Общественной организации «Ясно-Полянский Союз Немецко-Русской культуры «Тракенен» Мантай А.Р. заявленные требования не признал, пояснил, что выявленные в ходе проверки, отраженные в акте и представлении нарушения в деятельности общественного объединения устранены. Общественное объединение не получало и не получает от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества. Детский ансамбль существует за личный счет родителей – членов общества. Руководитель указанного ансамбля работает безвозмездно. Школа, которая имеется при организации, осуществлянт свою деятельность без регистрации. Преподает в школе его супруга также безвозмездно. Согласно актам приема-передачи благотворительной помощи, указанная помощь поступала из Немецко-Русского дома г.Калининграда и общественное объединение к этой помощи не имело никакого отношения, только по просьбе Немецкого –русского дома составили списки нуждающихся в этой помощи. Ликвидация общественного объединения повлияет на жизнедеятельность жителей пос. Ясная Поляна в худшую сторону.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление) во исполнение п,_ 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организациях целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Управление в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений действующему законодательству и уставным целям общественного объединения.

В соответствии с пп. 65 п. 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 №26, Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на основании распоряжения заместителя начальника Управления №92 от 20.02.2015 Управлением в период с 24.02.2015 по 24.03.2015 проведена внеплановая выездная проверка Организации.

При этом в деятельности Организации выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 24.03.2015 и представлении от 24.03.2015 , внесенном Управлением в адрес Организации и полученном ею 25.03.2015 г., а именно:

-абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», абз. 2 п. 2.4 устава организации, выразившееся в нарушении перечисленных ниже требований законодательства Российской Федерации;

-п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливающего, что требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), выразившееся в нарушении перечисленных ниже положений устава Организации;

- п. 2 ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что из наименования организации следует, что она является местным общественным объединением и территориальной сферой ее деятельности является поселок Ясная Поляна Нестеровского района Калининградской области, в то время как пунктом 1.11 устава организации предусмотрено, что она является региональным общественным объединением и территориальной сферой ее деятельности является Калининградская область;

ч. 1 ст. 123.7 ГК РФ, совокупности ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в том, что пунктом 4.3 устава организации принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов, являющейся одним из принципов формирования имущества общественного объединения, отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального исполнительного органа организации - Совета, а не высшего органа - Общего собрания;

-абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что в проверяемом периоде организацией ежегодно не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалась доступность ознакомления с ним;

-абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что организацией в Управление Минюста России по Калининградской области ежегодно не направлялись сообщения о продолжении деятельности организации с указанием информации о наименовании и месте нахождении постоянно действующего руководящего органа организации и данных ее руководителя в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

-п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что организациейвУправлениеМинюста России по Калининградской области ежегодно не предоставлялись сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников;

-ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выразившееся в том, что организация после переизбрания ее председателя 25.10.2013 и 25.08.2014 в течение трех суток не сообщила об этом в Управление Минюста России по Калининградской области;

-п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1995 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в том, что организацией не ведется бухгалтерский учет и статистическая отчетность;

-п. 1.5 устава организации, выразившееся в том, что организацией используется эмблема, не утвержденная решением руководящих органов организации;

- п. 3.5 устава организации, выразившееся в том, что Советом организации не принимались (не оформлялись) решения о приеме и исключении членов организации;

п. 4.2 устава организации, выразившееся в отсутствии решения Общего собрания организации о переизбрании состава Совета организации. Так, Общим собранием 20.10.2011 в состав Совета избраны К., Мантай А.Р., Л. и В., в то время как в протоколе заседания Совета организации от 30.08.2013 указаны К., Мантай А.Р., Л., А. и Е. Кроме того, 14.09.2014 Общим собранием организации избран орган управления, не предусмотренный уставом организации - расширенный комитет;

- п. 4.3.1 устава организации, выразившееся в том, что в проверяемом периоде состоялось только одно заседание Совета организации - 30.08.2013, т.е. нарушена установленная периодичность проведения заседаний Совета;

-п. 4.5.1 устава организации, выразившееся в том, что после истечения срока полномочий первого состава ревизионной комиссии 20.10.2012, ревизионная комиссия более Общим собранием не избиралась, а также в том, что деятельность ревизионной комиссией в проверяемом периоде не осуществлялась.

В течение месяца с момента получения указанного представления Организация была обязана устранить выявленные нарушения.

Организацией в Управление 25.04.2015 представлены документы, подтверждающие частичное устранение нарушений. Однако, не были устранены следующие нарушения:

-п. 2 ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что из наименования организации следует, что она является местным общественным объединением и территориальной сферой ее деятельности является поселок Ясная Поляна Нестеровского района Калининградской области, в то время как пунктом 1.11 устава организации предусмотрено, что она является региональным общественным объединением и территориальной сферой ее деятельности является Калининградская область - заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в надлежащей форме (форма №Р13001 - утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6-25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств») в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области не подано;

-ч. 1 ст. 123.7 ГК РФ, совокупности ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в том, что пунктом 4.3 устава организации принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов, являющейся одним из принципов формирования имущества общественного объединения, отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального исполнительного органа организации - Совета, а не высшего органа - Общего собрания - заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в надлежащей форме (форма № Р13001 - утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6-25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств») в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области не подано;

-абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что в проверяемом периоде организацией ежегодно не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалась доступность ознакомления с ним - не представлены сведения об опубликовании отчетов организации за период 2011-2014 годов в СМИ или сети Интернет;

-абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что организацией в Управление Минюста России по Калининградской области ежегодно не направлялись сообщения о продолжении деятельности организации с указанием информации о наименовании и месте нахождении постоянно действующего руководящего органа организации и данных ее руководителя в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц - уведомление о продолжении деятельности в 2015 году, представленное в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, не содержит сведения о наименовании постоянно действующего коллегиального исполнительного органа организации и паспортные данные ее руководителя или данные иных документов, удостоверяющих его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

-п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что организацией в Управление Минюста России по Калининградской области ежегодно не предоставлялись сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников - не представлены отчеты по форме ОН0003, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, за период 2011-2014 годов.

В связи с этим, на основании части второй ст. 42 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением издано распоряжение от 28.04.2015 № 243 о приостановлении деятельности Организации на срок 1 месяц.

В течение данного срока Организацией устранены оставшиеся нарушения, за исключением нарушения п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившегося в том, что организацией в Управление Минюста России по Калининградской области ежегодно не предоставлялись сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников - не представлены отчеты по форме ОНОООЗ, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, за период 2011-2014 годов.

Так, 18.05.2015 и 26.05.2015 Организацией в порядке, установленном Приказом Минюста России от 07.10.2010 №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», на информационном портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций (<данные изъяты>) размещены сообщения о продолжении деятельности и отчеты по форме ОН0003 за период 2011-2014 годов, содержащие данные о том, что Организация не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников.

В абзаце первом пункта 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дается определение финансирования из иностранных источников, под которым понимается получение российской некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).

В проверяемом периоде Организация расчетного счета не имела, бухгалтерскую отчетность не вела, что являлось одним из нарушений законодательства, выявленных в ее деятельности Управлением.

Вместе с тем, из материалов проверки Организации следует, что Организация в проверяемый период 2011-2013 годов получала денежные средства от гражданина <данные изъяты>С., являющегося собственником дома по адресу: <адрес>, в котором располагается Организация, на ремонт и содержание данного дома, фактически использовала данный объект недвижимости, находящийся в собственности указанного иностранного гражданина.

Суд не может согласиться с доводами председателя общественного объединения Мантая А.Р. о том, что Организация не получала денежных средств от гражданина <данные изъяты>С., поскольку дом используется по договору безвозмездного пользования, так как сам же Мантай А.Р. пояснял в судебном 20 июля 2015 г. о том, что дом содержит за счет своих средств собственник дома.

А поскольку Организация пользовалась и пользуется домом, принадлежащим иностранному гражданину, в соответствии с приведенными выше законами, поэтому она должна представлять ежегодно отчеты по форме ОНОООЗ, что ею не было сделано.

Также она должна была включать в отчеты сведения о получаемых денежных средствах от немецкой общественной организации «Н.» на организацию поездок в Германию детского ансамбля, являющегося частью Организации.

Кроме того, Организацией в 2013 году в виде гуманитарной помощи получено и иное имущество (продукты питания, аппараты для измерения давления) от Некоммерческого партнерства по развитию российско-германского сотрудничества в культурной, социальной и экономической областях с учетом проживающих в Калининградской области российских граждан немецкой национальности «Д.», получающего постоянное иностранное финансирование.

Однако данные сведения в отчетах по форме ОН0003 Организацией не указаны.

Таким образом, указанные отчеты, размещенные Организацией на информационном портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций, содержат заведомо недостоверные сведения, в связи с чем обязанность по их предоставлению не может считаться исполненной надлежащим образом.

В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для ликвидации общественного объединения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления о ликвидации общественной организации «Ясно-Полянский Союз Немецко-Русской культуры «Тракенен» Нестеровского района Калининградской области.

Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области удовлетворить, на основании абзаца четвертого части первой статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидировать общественную организацию «Ясно-Полянский Союз Немецко-Русской культуры «Тракенен» Нестеровского района Калининградской области.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 31 июля 2015 г.

Судья: Науменко Б.И.