Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-59/2011
Р Е Ш Е Н И Е
28 ноября 2011 года г. Чебоксары Чувашской Республики
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики Бельцовой В.В.,
при секретаре Кирилловой Л.
с участием прокурора Абросеева Р.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» об отмене регистрации Малова И.В., включенного в зарегистрированный список кандидатов регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике, выдвинутых по единому избирательном округу,
у с т а н о в и л:
Чувашское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» в лице уполномоченного представителя Рубана О.А. обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением и просило отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва Малова И.В. по Юго-Западному одномандатному избирательному округу № 19, выдвинутого региональным отделением партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике; отменить регистрацию Малова И.В., включенного в зарегистрированный список кандидатов регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике, выдвинутых по единому избирательному округу и исключить его из зарегистрированного списка кандидатов.
В обоснование заявления отделение указало на нарушение требований Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», запрещающего политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан, являющихся членами иных политических партий, и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающего отказ в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, ввиду несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Так, Малов И.В., являясь членом Политической партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», был выдвинут кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики по списку регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике по единому избирательному округу и зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу № 19.
В судебном заседании представитель Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Рытков А.Н. поддержал заявление в полном объеме по мотивам изложенным в заявлении, добавив, что о членстве Малова И.В. в «Партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», они узнали уже после его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Сведения об этом имеются в свободном доступе в интернете, где он указан, как председатель регионального отделения партии. Имеются соответствующие фотографии и видеоролик, подтверждающие данное обстоятельство.
Представитель регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике Медведев В.В. просил отказать в удовлетворении заявления, как необоснованного. Поскольку Малов И.В. является членом партии, которая юридически не существует. В регистрации политической партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» в Министерстве юстиции РФ в июне 2011 года было отказано и какой-либо правоспособностью эта партия не обладает, а потому говорить о членстве Малова в какой-либо иной партии нет оснований.
Малов И.В. просил также отказать в удовлетворении требований Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» в полном объеме. Он не отрицал того факта, что действительно вступал в члены партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», участвовал в проводимой этой партией съезде. Однако, в регистрации данной партии было отказано и она никакого участия в политической жизни страны не принимает. Утверждение о том, что в настоящее время он является членом какой-либо иной политической партии, а не партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ лишено всяких оснований.
Представитель Московской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии Осипов О.Б. указал на то обстоятельство, что в удовлетворении заявления Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» в части отмены регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва Малова И.В. по Юго-Западному одномандатному избирательному округу № 19 по основаниям подпункта «а» п.7 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо отказать, поскольку законом заявителю право обращаться с подобным заявлением не предоставлено. В части же требований об отмене регистрации Малова И.В., включенного в зарегистрированный список кандидатов регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике, выдвинутых по единому избирательному округу и исключении его из зарегистрированного списка кандидатов, просил удовлетворить, указав, что сведения о том, что Малов И.В. является членом партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» стали известны комиссии только в ноябре 2011 года, когда комиссия стала формировать документы к выборам. О данном факте им сообщил сам Малов И.В. Факт принадлежности к иной партии Малов И.В. не отрицает. То, что в регистрации партии было отказано, существенного значения не имеет.
Представитель Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил факсимильное сообщение, в котором выразил согласие не рассмотрение дела без участия их представителя.
Выступивший с заключением прокурор Абросеев Р.В. просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме, полагая, что сведения о членстве Малова И.В. в партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» не являются вновь открывшимися обстоятельствами, т.к. имеются в свободном доступе в интернете. Кроме того «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» не была зарегистрирована в установленном законом порядке и членство в такой партии правовых последствий не порождает.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 ноября 2011 года прекращено производство по делу в части требований Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва Малова И.В. по Юго-Западному одномандатному избирательному округу № 19.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителей, Малова И.В., представителей регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике и Московской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии, заключение прокурора суд приходит к следующему.
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 02 сентября 2011 года № 878 «О назначении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва» выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики назначены на 04 декабря 2011 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 12 октября 2011 года № 14/120-V был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике. В указанном списке в региональной группе кандидатов значится Малов И.В.
В соответствие с ч.3 ст.259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор. Аналогичное положение содержится в п.9 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «б», «в», «г» или «е» пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 12 октября 2011 года № 14/119-V был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый Чувашским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» по единому избирательному округу.
Таким образом, заявитель вправе ставить вопрос об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов.
Согласно подпункту «е» п.26 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии является основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Это требование закона корреспондируется с положениями пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», согласно которому политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Как видно из выписки из протокола № 1 от 19 февраля 2011 года общего собрания регионального отделения в Чувашской Республике, представленной Маловым И.В. в Московскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию Малов И.В. является членом партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», исполняет обязанности Председателя регионального отделения в Чувашской Республике.
Однако, данное обстоятельство суд не принимает в качестве основания для удовлетворения требований Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» об исключении Малова И.В. из списка кандидатов по единому избирательному округу.
Согласно пункту 3 статьи 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ) кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения; кандидаты и (или) списки кандидатов могут быть выдвинуты также политическими партиями (коалициями), иными общественными объединениями и другими субъектами права выдвижения кандидатов и (или) списков кандидатов, указанными в конституциях, законах.
Федеральный закон "О политических партиях", гарантируя право на объединение в политические партии ( ст.2) предусматривает, что политическая партия создается в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 ст.3)
В статье 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ дается толкование основных терминов и понятий, применяемых в данном законе, где политическая партия определяется, прежде всего, как партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (п.25).
Под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ)
Анализ приведенных выше норм действующего законодательства (в том числе и избирательного) позволяет сделать вывод, что кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный список кандидатов не может быть членом другой политической партии, которая обладает, прежде всего, полной правоспособностью.
В соответствии же со ст.15 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из сообщения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике № 03-15/5299 от 28.11.2011 года (л.д.29) согласно данным ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций на территории Чувашской Республики - региональное отделение Чувашской Республики политической партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» не зарегистрировано. Не зарегистрирована политическая партия и в Министерстве юстиции Российской Федерации. Малов И.В. в суде пояснил, что каких –либо документов, свидетельствующих о приеме его членом партии, членского билета у него нет, поскольку в регистрации партии уже после проведения учредительного съезда было отказано. После этого нового заявления о приеме в партию он не писал. Партия юридически не существует.
Представитель заявителя не представил суду доказательств обратного данному сообщению. Свои доводы он обосновал лишь ссылками на имеющиеся в интернете общеизвестные сообщения, фотографии с сайта о создании политической партии «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», проведении этой партией съезда.
В силу изложенного не могут быть приняты во внимание доводы представителя Московской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии о том, что в соответствии с п.2 статьи 11 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Тем более, что согласно п.3 указанной статьи со дня создания политическая партия вправе лишь осуществлять организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
Как уже указывалось ранее в соответствии с п.9 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Обращаясь в суд с заявлением, представитель Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» каких- либо доказательств свидетельствующих о том, что сведения о членстве Малова И.В. являются вновь открывшимися обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны избирательной комиссии (Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики), зарегистрировавшей список кандидатов не представил.
Не представил он их и в судебном заседании, сославшись на общедоступные сведения в интернете. Представитель Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики в суд не явился.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявление Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» об отмене регистрации Малова И.В. и исключении его из списка кандидатов регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике, выдвинутых по единому избирательному округу удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 196-199, 260 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИННАЯ РОССИЯ» об отмене регистрации Малова И.В., включенного в зарегистрированный список кандидатов регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике, выдвинутых по единому избирательному округу и исключении его из зарегистрированного списка кандидатов отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление, в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2011 года.
Председательствующий В.В. Бельцова