ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-59/2014 от 23.09.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

  Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ <адрес> УР

 Верховный Суд У. Республики в составе:

 председательствующего судьи Захарчука О.В.,

 с участием помощника прокурора УР Борзенковой Т.А.,

 при секретаре Садыковой А.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива «Заря» о признании недействующим с момента принятия постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в части,

 У С Т А Н О В И Л:

 Гаражно-строительный кооператив «Заря» (далее по тексту – ГСК «Заря», заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее по тексту – постановление П. УР № 77, оспариваемое постановление).

 Свои требования заявитель мотивировал тем, что на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией <адрес>, ГСК «Заря» является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> с адресом (адресным ориентиром): <адрес>, <данные изъяты>. Арендуемый участок предоставлен заявителю для размещения существующих индивидуальных гаражей до ДД.ММ.ГГГГ.

 Размер арендной платы определяется в соответствии с постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее по тексту – постановление П. УР №) и зависит, в том числе от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утверждённого постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее по тексту – постановление П. УР №).

 Однако приложением № постановления П. УР № определены новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, что в свою очередь повлекло увеличение стоимости аренды земельного участка.

 Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечёт незаконное изъятие денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление П. УР № недействующим с момента принятия в части подпункта «в» пункта 2 об изменении цифры «<данные изъяты>» на цифру «<данные изъяты>» в пункте 20 раздела «<адрес>» приложения № к постановлению П. УР №275.

 Представитель ГСК «Заря» ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданная сроком на 3 года) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, которое просил удовлетворить.

 Представитель П. У. Республики ФИО2, (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная на срок до ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путём издания оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закону или иному вышестоящему нормативному правовому акту.

 В письменных возражениях представитель П. У. Республики указывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель были внесены в П. УР Управлением Росреестра по УР в виде проекта постановления «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», подготовленного в соответствии с Отчетом об определении кадастровой стоимости, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля». Выполнение работ по ГКОЗНП на территории УР осуществлялись на основании Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с исполнителем работ в порядке, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 В результате информационного обмена с органами местного самоуправления была выявлена необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок.

 Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Пермский филиал ФГУП ФКЦ «Земля» предоставил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений на ДД.ММ.ГГГГ. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект будущего постановления П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № 77. В обоснование необходимости принятия проекта постановления подготовлена Пояснительная записка к проекту постановления П. УР № от ДД.ММ.ГГГГ, представлена в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия не предполагает направление протоколов, решений либо иной информации о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в акте П. УР об утверждении результатов кадастровой ошибки иным заинтересованным лицам. Принятие оспариваемого постановления осуществлено в рамках полномочий П. УР и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Кадастровая ошибка, устранение которой было осуществлено оспариваемым постановлением П. УР № 77, была фактически выявлена ДД.ММ.ГГГГ внесением изменений в ранее подготовленный отчет. Действующим законодательством функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель и предоставления для утверждения результатов оценки возложены на Росреестр и его территориальные органы, а функции органа кадастрового учета переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата», поэтому в данном случае подлежит применению ч. 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре, допускающие устранение кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия.

 Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по УР – ФИО3 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная на срок до ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании требования заявителя не признала, поскольку постановление П. УР № соответствует действующему законодательству.

 Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «<адрес>» был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, но в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.2 ст.252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в его отсутствие.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение помощника прокурора УР об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ГСК «Заря» подлежит удовлетворению, в связи со следующим.

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

 В приложении № к постановлению П. УР № в пункте 20 раздела «<адрес>» указан удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты> и предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, который составил 955,37 руб./кв.м.

 Постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, было опубликовано в «Собрании законодательства У. Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в постановление П. УР № внесены изменения, в том числе: в подколонке 3 колонки "Номера видов разрешенного использования" в разделе "<адрес>": в пункте 20 цифры "<данные изъяты>" заменены цифрами "<данные изъяты>".

 Пунктом 2 постановления П. УР № установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

 Постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ № № опубликовано на официальном сайте Президента У. Республики и П. У. Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ.

 ГСК «Заря» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:010021:0042 площадью 43573 кв.м., расположенного по адресу (адресному ориентиру): <данные изъяты> Нагорного лесничества на основании заключенного с Администрацией <адрес> договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Названный земельный участок находится в кадастровом квартале <данные изъяты>

 Считая, что постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» не соответствует ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №316, ГСК «Заря» обратился в Верховный Суд У. Республики с заявлением о признании его недействующим с момента принятия в части подпункта «в» пункта 2 об изменении цифр «<данные изъяты>» на цифру «<данные изъяты>» в пункте 20 раздела «<адрес>» приложения № к постановлению П. УР от ДД.ММ.ГГГГ №275.

 Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

 В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.

 Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 Постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости (далее – Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).

 Таким образом, П. У. Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Методические указания).

 Как следует из объяснений представителя П. УР, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории У. Республики проводились Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля») на основании Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ.

 По результатам проведенных работ ФГУП «ФКЦ «Земля» был составлен отчет, который был представлен в Управление Росреестра.

 На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект будущего постановления.

 Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением П. У. Республики № 275от ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории У. Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (Определение № 43-Г09-19 от ДД.ММ.ГГГГ).

 Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

 Изложенное свидетельствует о том, что постановление П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», оспариваемое в рамках настоящего дела, принято П. У. Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.

 В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

 Согласно подпункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда У. Республики.

 Оспариваемое постановление П. УР № от ДД.ММ.ГГГГ носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

 В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются её права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии с приложением 2 постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты> и предназначенных для размещения гаражей и автостоянок составлял <данные изъяты>.

 Согласно постановления П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ»» удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты> и предназначенных для размещения гаражей и автостоянок был изменен на цифру <данные изъяты>

 Соответственно при использовании измененных в большую сторону удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость арендуемого заявителем земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты> увеличилась.

 Из установленных по делу обстоятельств следует, что постановление П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя поскольку, увеличение удельного показателя кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 18:26:010021, повлекло увеличение размера арендной платы за пользование земельным участком.

 Указанные обстоятельства следуют из договора аренды, искового заявления Администрации МО «<адрес>» к ГСК «Заря» о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11-13), сторонами не оспариваются.

 Согласно статье 253 ГПК РФ и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» - суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

 Преамбула постановления П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит ссылок на нормативные акты, на основании которых оно принято.

 Представитель П. УР утверждает, что в обоснование необходимости принятия проекта постановления была подготовлена Пояснительная записка к проекту постановления П. У. Республики «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», подписанной ВРИО заместителя руководителя Управления Росреестра по УР, из которой усматривается, что названный проект постановления разработан в целях корректировки утвержденных постановлением П. УР № результатов государственной кадастровой оценки земельных участков некоторых населенных пунктов У. Республики.

 Из материалов дела следует, что Постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № принято в связи с необходимостью исправления кадастровой ошибки в порядке установленном ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон №221-ФЗ), а также пунктами 2 и 3 письма Росрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ № 3-1324-ГЕ «Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка».

 Согласно ч.1 ст.28 Закона №221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

 Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона №221-ФЗ).

 В соответствии с ч.4 ст. 28 Закона №221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

 Согласно ч.5 ст. 28 Закона №221-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого Постановления, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.

 Таким образом, кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастрового учета недвижимости подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном ч.4, 5 ст.28 Закона №221-ФЗ.

 Согласно п.3 Правил оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

 Как установлено судом по материалам дела и объяснениям представителей участников процесса, основанием для принятия П. УР оспариваемого постановления послужил представленный Пермским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля» в Управление Росреестра по УР новый исправленный Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.

 Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались. Представителями П. УР и Управления Росреестра по УР данное обстоятельство не оспаривается. Ссылка представителя П. УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления П. УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствуют дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

 В нарушение ч.1 ст.249 ГПК РФ П. УР не представлено доказательств того, что при утверждении постановлением П. УР № размера удельного показателя  кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>, была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.

 Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.

 Довод представителя П. УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.

 Кадастровая ошибка в сведениях ГКН подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4, 5 статьи 28 Закона №221-ФЗ. Указанный представителем П. УР способ исправления кадастровой ошибки не освобождает от необходимости соблюдения процедуры проведения кадастровой оценки в порядке, урегулированном постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ №

 Суд считает, что оспариваемое постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № нарушает права заявителя, поскольку в результате изменений удельного показателя кадастровой стоимости в отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 18:26:010021, расходы заявителя по уплате арендных платежей за земельный участок в кадастровым номером 18:26:010021:0042 увеличились. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении П. УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов У. Республики, поскольку измененный П. УР удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, установлен произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, что привело к нарушению прав заявителя. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять удельные показатели кадастровой оценки земель.

 Кроме того, суд отмечает, что принятые изменения, внесённые постановлением П. УР № от ДД.ММ.ГГГГ, распространены на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, однако указанное противоречит основному принципу действия закона во времени, согласно которому придание обратной силы закону допускается в исключительных случаях, строго оговоренных в законе.

 Учитывая изложенное, постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в оспариваемой части не соответствует ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №316, в связи с чем является недействующим в части подпункта «в» пункта 2 об изменении цифр «955,37» на цифру «1211,94» в пункте 20 раздела «<адрес>» приложения № к постановлению П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №275.

 С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление Гаражно-строительного кооператива «Заря» о признании недействующим с момента принятия постановления П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в части удовлетворить.

 Признать недействующим с момента принятия постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в части

 подпункта «в» пункта 2 об изменении цифры «<данные изъяты>» на цифру «<данные изъяты>» в пункте 20 в разделе «<адрес>» приложения № к постановлению П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный суд У. Республики.

 Мотивированное решение изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.

 Председательствующий

 судья Верховного Суда

 У. Республики Захарчук О.В.