Дело №3-5/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2015 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при секретаре Дюсембаеве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «Завод автоклавного газобетона» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество «Завод автоклавного газобетона» (далее ЗАО «Завод автоклавного газобетона») обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее - ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Челябинской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года, в размере **** рублей.
В обоснование заявленных требований указало, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость составляет **** руб. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость указанного земельного участка определена в размере **** руб.; имеется экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценке. Ссылается на то, что существенная разница в кадастровой и рыночной стоимости земельного участка нарушает имущественные права общества, как плательщика земельного налога. Просит требования удовлетворить в силу ч. 3 ст. 66 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель ЗАО «Завод автоклавного газобетона» - ФИО1, действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности, по существу заявленных требований не возражала, поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала на то, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу.
Третьи лица - Управление Росреестра по Челябинской области, администрация Еманжелинского муниципального района Челябинской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем суд в соответствии со ст.
167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, письменный отзыв ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и письменное мнение Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Завод автоклавного газобетона» на основании договора купли-продажи земельного участка № **** от 20.09.2007 г., соглашения об образовании земельных участков от 12.12.2013 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: расположенного по адресу: ****, категория земель - земли населенных пунктов - под размещение производственных зданий; право собственности истца зарегистрировано в ЕГРП.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области».
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером **** образовался в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами **** площадью **** кв.м. и № **** площадью **** кв.м. Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно письменного отзыва ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Челябинской области была определена в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом и составляет **** руб., осталась неизменной на 10.11.2014 г.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным
2
государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2),
утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно отчету № 04-ОЦ-35/2014 по определению рыночной стоимости недвижимого имущества от 17.11.2014 г., подготовленному ООО «Листик и Партнеры - Екатеринбург», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. определена в размере **** рублей.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свод» № 1015/Н-14 от 17.11.2014 г. отчет № 04-ОЦ-35/2014 по определению рыночной стоимости недвижимого имущества от 17.11.2014 г., подготовленный ООО «Листик и Партнеры -Екатеринбург», признан соответствующим требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности,
4
требованиям технического задания договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Требования ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» о досудебном урегулировании спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости истцом выполнены: в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости отказано.
Истец по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок исчисления земельного налога, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, создает угрозу нарушения его прав как налогоплательщика.
Суд, оценив представленный истцом отчет № 04-ОЦ-35/2014 по определению рыночной стоимости недвижимого имущества от 17.11.2014 г., подготовленный ООО «Листик и Партнеры - Екатеринбург», приняв во внимание экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свод» № 1015/Н-14 от 17.11.2014 г., а также отсутствие возражений ответчика по существу требований, отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает его рыночную стоимость.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком на ту же дату, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Из п. 3 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о
5
пересмотре кадастровой стоимости, подлежат
внесению
в
государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Доводы представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны в виду следующего.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» на территории Челябинской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010 года.
Следовательно, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - орган, наделенный полномочиями по осуществлению кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования закрытого акционерного общества «Завод автоклавного газобетона» удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: расположенного по адресу: ****, и установить ее в размере равной его рыночной стоимости в сумме **** (****) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Г.В. Свинцова
6