ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5/15 от 14.01.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело №3-5/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской       Федерации

        14 января 2015       года        г. Челябинск

        Челябинский областной суд в       составе: председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при секретаре       Дюсембаеве А.А.

        рассмотрев в открытом судебном       заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «Завод       автоклавного газобетона» об установлении кадастровой стоимости земельного       участка равной его рыночной стоимости,

установил:

        Закрытое акционерное общество       «Завод автоклавного газобетона» (далее ЗАО «Завод автоклавного       газобетона») обратилось в суд с иском к Федеральному государственному       бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы       государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской       области (далее - ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Челябинской области)       об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым       номером ****, площадью       **** кв.м., расположенного по       адресу: ****, равной его       рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года, в размере **** рублей.

        В обоснование заявленных       требований указало, что является собственником данного земельного участка,       его кадастровая стоимость составляет **** руб. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость       указанного земельного участка определена в размере **** руб.; имеется экспертное заключение о       соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценке.       Ссылается на то, что существенная разница в кадастровой и рыночной       стоимости земельного участка нарушает имущественные права общества, как       плательщика земельного налога. Просит требования удовлетворить в силу ч. 3       ст. 66 ЗК РФ.

        В судебном заседании       представитель ЗАО «Завод автоклавного газобетона» - ФИО1,       действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала в       полном объеме.

        Представитель ФГБУ «Федеральная       кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области ФИО2,       действующая на основании доверенности, по существу заявленных требований       не возражала, поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала на       то, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу.

        Третьи лица - Управление       Росреестра по Челябинской области, администрация Еманжелинского       муниципального района Челябинской области своих представителей в судебное       заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в       связи с чем суд в соответствии со ст.

                      167 Гражданского процессуального       кодекса РФ рассмотрел дело в их отсутствие.

        Выслушав пояснения представителей       истца и ответчика, изучив материалы дела, письменный отзыв ФГБУ       «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и       письменное мнение Управления Росреестра по Челябинской области, суд       находит заявленные исковые требования подлежащими       удовлетворению.

        Как следует из материалов дела,       ЗАО «Завод автоклавного газобетона» на основании договора купли-продажи       земельного участка № **** от       20.09.2007 г., соглашения об образовании земельных участков от 12.12.2013       г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу:       расположенного по адресу: ****, категория земель - земли населенных пунктов - под размещение       производственных зданий; право собственности истца зарегистрировано в       ЕГРП.

        Действующие результаты       государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской       области по состоянию на 01.01.2010 утверждены постановлением Правительства       Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов       государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской       области».

        Из материалов дела следует, что       земельный участок с кадастровым номером **** образовался в результате       перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами **** площадью **** кв.м. и № **** площадью **** кв.м. Кадастровая стоимость спорного       земельного участка согласно письменного отзыва ФГБУ «ФКП Управления       Росреестра» по Челябинской области была определена в соответствии с       вышеуказанным нормативным правовым актом и составляет **** руб., осталась неизменной на       10.11.2014 г.

        В соответствии с п. 1 ст. 11       Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите       подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные       интересы.

        Защита гражданских прав       осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса       Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права       должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать       восстановление нарушенных прав.

        В силу ч. 5 ст. 1 Федерального       закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»       (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»)       кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с       настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости       является федеральным

                      2

                      государственным информационным       ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости»).

        Сведения вносятся в       государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на       основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным       законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным       законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости»).

        Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7       Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено,       что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения       о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании       земельного участка.

        На основании ст. 65 Земельного       кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для       целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом,       федеральными законами.

        В соответствии с п. 2 ст. 66       Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных       участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за       исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная       кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством       Российской Федерации об оценочной деятельности.

        В силу п. 3 ст. 66 Земельного       кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно       являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую       стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр       недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

        Статьей 24.18 Федерального закона       от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской       Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена       возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными       лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного       участка.

        Результаты определения       кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или       комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой       стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.       Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут       быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при       определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении       объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на       которую была установлена его кадастровая стоимость.

        Системный анализ положений главы       III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66       Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой       оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000       года № 316, п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости»       (ФСО №2),

                      утвержденного приказом       Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать       вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на       возможность определения кадастровой стоимости земельного участка,       внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его       рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой       стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее       утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца,       нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр       недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его       рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения       изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой       стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит       рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о       распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и       в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного       участка.

        В силу правил п. 3 ст. 66       Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного       участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве       новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с       момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей,       предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января       календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре       кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр       недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом       оспаривания.

        Сам по себе факт установления       рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой       стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых       обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов       государственной кадастровой оценки.

        Согласно отчету № 04-ОЦ-35/2014       по определению рыночной стоимости недвижимого имущества от 17.11.2014 г.,       подготовленному ООО «Листик и Партнеры - Екатеринбург», рыночная стоимость       спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. определена в       размере ****       рублей.

        Экспертным заключением       Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свод» №       1015/Н-14 от 17.11.2014 г. отчет № 04-ОЦ-35/2014 по определению рыночной       стоимости недвижимого имущества от 17.11.2014 г., подготовленный ООО       «Листик и Партнеры -Екатеринбург», признан соответствующим требованиям       Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям       федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального       органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию       оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной       деятельности,

                      4

                      требованиям технического задания       договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.

        Значительное превышение       кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту       же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.       Требования ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» о досудебном       урегулировании спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о       результатах определения кадастровой стоимости истцом выполнены: в       установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его       рыночной стоимости отказано.

        Истец по существу ссылается на       несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в       государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного       земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во       внимание порядок исчисления земельного налога, исходя из данных       государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости       земельного участка, создает угрозу нарушения его прав как       налогоплательщика.

        Суд, оценив представленный истцом       отчет № 04-ОЦ-35/2014 по определению рыночной стоимости недвижимого       имущества от 17.11.2014 г., подготовленный ООО «Листик и Партнеры -       Екатеринбург», приняв во внимание экспертное заключение Некоммерческого       партнерства саморегулируемой организации «Свод» № 1015/Н-14 от 17.11.2014       г., а также отсутствие возражений ответчика по существу требований,       отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости,       определенную указанным отчетом, приходит к выводу о том, что кадастровая       стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства       Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов       государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской       области», существенно превышает его рыночную стоимость.

        Принимая во внимание существенное       расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка,       внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам       государственной оценки земель, и его рыночной стоимостью, определенной в       отчете, подготовленном оценщиком на ту же дату, суд считает требования       истца подлежащими удовлетворению.

        Из п. 3 ст. 16 ФЗ «О       государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового       учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об       объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом       согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра       недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от       04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в       том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта       недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении       кадастровой стоимости.

        Сведения об изменении кадастровой       стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи       соответствующего заявления о

        5

                      пересмотре кадастровой стоимости,     подлежат

                  внесению

                  в

                      государственный кадастр       недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном       кадастре недвижимости».

        При этом в случае изменения       кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18       ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости,       установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных       законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в       котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой       стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр       недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом       оспаривания.

        Доводы представителя ФГБУ       «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области о том,       что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны в       виду следующего.

        В соответствии с Приказом       Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от       11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений       «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации       полномочиями органа кадастрового учета» на территории Челябинской области       полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости,       государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по       предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости,       переданы кадастровой палате с 01.12.2010 года.

        Следовательно, ФГБУ «Федеральная       кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - орган, наделенный       полномочиями по осуществлению кадастрового учета, является надлежащим       ответчиком по настоящему делу.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,       суд

                      решил:

                      Исковые требования закрытого       акционерного общества «Завод автоклавного газобетона»       удовлетворить.

        Пересмотреть кадастровую       стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу:       расположенного по адресу: ****, и установить ее в размере равной его рыночной стоимости в сумме       **** (****) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.

        Решение суда может быть обжаловано       в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение       одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через       Челябинский областной суд.

                      Председательствующий

                  Г.В. Свинцова

                      6