ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5/19 от 07.02.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-5/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2019 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Заря» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Заря» (далее -ООО «Заря») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков, относящихся к категории земель: земли населенных пунктов, по состоянию на 01 октября 2014 года на период, начиная с 01.01.2018 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, исходя из среднего уровня кадастровой стоимости, установленного для 15-ой группы видов разрешенного использования земель «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства», в отношении:

-земельного участка с кадастровым номером 74:19:0310015:9 общей площадью 4 089 кв.м, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (центральная контора хозяйства), местоположение Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское, - в размере 40 767,33 руб.

-земельного участка с кадастровым номером 74:19:0310015:7 общей площадью 1 475 кв.м, разрешенное использование: водонапорная башня, местоположение <...> - в размере 14 705,75 руб.

В обоснование указано, что ООО «Заря» является коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются заготовка, переработка всех видов сельскохозяйственной продукции, выращивание/ разведение крупного рогатого скота и иных видов животных в условиях фермы, обработка земли и выращивание всех видов сельскохозяйственных культур. В 2009 году обществом приобретены в собственность объекты сельскохозяйственного назначения: нежилое здание (лабораторно-административный комплекс), кадастровый номер 74:19:0000000:3668, назначение: нежилое, площадью 430,6 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0310015:9, а также сооружение водонапорная башня, кадастровый номер 74:19:0000000:6505, назначение: иное сооружение, площадью 20,9 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 74:19;0310015:7. Эти земельные участки находятся в федеральной собственности, а истец является лицом, обладающий

исключительным правом на их оформление в собственность.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 263-П от 10.11.2015 года утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года, в том числе указанных земельных участков: №74:19:0310015:9 - в размере 20 951 177,31 руб., №74:19:0310015:7 - в размере 1 989 730,75 руб. При этом земельный участок №74:19:0310015:9 отнесен к 7-ой группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», а №74:19:0310015:7 - к 13-ой группе «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых...».

Поскольку ООО «Заря» является предприятием, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, а находящиеся в его собственности вышеуказанные объекты недвижимости используются в этой деятельности, истец настаивает на том, что отнесение земельных участков, на которых расположены эти объекты, при утверждении кадастровой оценки к 7-ой и 13-ой группам видов разрешенного использования является кадастровой ошибкой.

В судебном заседании представитель административного истца ОО «Заря» ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области ФИО2 против их удовлетворения возражала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, заинтересованных лиц Управления Росреестра по Челябинской области Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в. Челябинской и Курганской областях, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения явившихся представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения

кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований; об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки, либо об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

В пункте 13 этого постановления указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме, который состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости).

Согласно статье 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8).

В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункты 3 и 4 части 4 статьи 8).

з

Из выписок из ЕГРН, ответа ФКП на запрос суда установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:0310015:9, относящийся к категории земель земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: «для эксплуатации нежилого здания (центральная контора хозяйства)», земельный участок с кадастровым номером 74:19:0310015:7 той" же категории земель - вид разрешенного использования: «водонапорная башня».

Как следует из ответа филиала АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», выполнявшего работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Челябинской области по состоянию на 01.10.2014 г. в соответствии с государственным контрактом от 24.03.2015 г. № 79, заключенным с Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области, при определении группы видов разрешенного использования земельных участков они руководствовались ст. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г. и действовавших до 01.01.2019 г., согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Основанием для отнесения земельного участка №74:19:0310015:9 к 7-ой группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» явился его вид разрешенного использования: «для эксплуатации нежилого здания (центральная контора хозяйства)», а земельного участка с кадастровым номером 74:19:0310015:7 к 13-ой группе «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых...» - вид разрешенного использования: «водонапорная башня».

Соответствующие виды разрешенного использования, позволявшие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, установлены пунктами 1.2.7, 1.2.13 и 1.2.15 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утвержденных приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 г. № 39.

Ныне действующие Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12,05.2017 года №226, предусматривают, что земельный участок характеризуется его назначением (категорией и (или) разрешенным использованием), а также видом осуществляемой на нем деятельности " (п. 1.10); определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременении (ограничений) объекта недвижимости, за исключением публично-правовых ограничений прав на недвижимость, связанных с регулированием использования (в том числе зонированием) территории (п.1.11).

Как следует из ответа Администрации Сосновского района Челябинской области № 212 от 22.01.2019 г. на запрос суда, земельный участок №74:19:0310015:9 расположен в территориальной зоне Б1 -

многофункциональная общественно-деловая; земельный участок №74:19:0310015:7 - в территориальной зоне В1 - территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами. Основные, дополнительные и вспомогательные виды разрешенного использования, которые могут быть установлены в этих территориальных зонах, сельскохозяйственного производства не предусматривают.

При таких обстоятельствах суд считает, что недостоверных сведений (искажения данных) об объектах оценки - земельных участках с кадастровыми номерами 74:19:0310015:9 и 74:19:0310015:7, на основании которых определялась их кадастровая стоимость, при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Челябинской области по состоянию на 01.10.2014 г. использовано не было.

С учетом вышеприведенных положений статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости суд не находит оснований для отнесения этих земельных участков к 15-ой группе видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства», поскольку это противоречило бы сведениям об этих объектах недвижимости, содержащимся в кадастре недвижимости, а также территориальному зонированию.

Доводы представителя административного истца о том, что ООО «Заря» занимается исключительно сельскохозяйственной деятельностью, в которой используются расположенные на указанных земельных участках объекты капитального строительства; представленные в обоснование этого отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса, налоговая декларация ООО «Заря» основанием к удовлетворению заявленных требований служить не могут, поскольку содержащиеся в сведениях ЕГРН виды разрешенного использования земельных участков соответствуют 7-ой и 13-ой группам видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов, но не попадают под понятие 15-ой группы.

Кроме того, как следует из статьи 4 Устава ООО «Заря» виды деятельности общества, помимо связанных с заготовкой, переработкой и производством всех видов сельскохозяйственной продукции, предусматривают и такие как: покупка и продажа автомобилей, организация перевозок, предоставление транспортных услуг, аренда транспортных средств, операции с недвижимостью и прочее.

Исходя из изложенного выше суд считает, что требования ООО «Заря», сводящиеся по существу к установлению кадастровой стоимости земельных участков кадастровыми номерами 74:19:0310015:9 и 74:19:0310015:7 путем отнесения их к 15-ой группе видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства», в размере 40 767,33 руб. и 14 705,75 руб. соответственно, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Заря» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:0310015:9 и 74:19:0310015:7 путем отнесения их к 15-ой группе видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства», в размере 40 767,33 руб. и 14 705,75 руб. соответственно, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий