ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-5/2013 от 08.02.2013 Томского областного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 08 февраля 2013 года Томский областной суд в составе:

 председательствующего Кущ Н.Г.,

 при секретаре Паромовой Е.В.,

 с участием прокурора Томской областной прокуратуры Селезневой Е.А.,

 заявителя ФИО1,

 представителя Думы Города Томска ФИО2, действующей на основании доверенности №8 от 04.02.2013 сроком на один год,

 представителя Томской городской муниципальной избирательной комиссии ФИО3, действующего на основании доверенности от 23.10.2012 сроком на один год,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению ФИО1 об обязании назначить дополнительные выборы по Академическому избирательному округу №3,

установил:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Думу Города Томска и муниципальную избирательную комиссию г.Томска назначить день голосования на дополнительные выборы по Академическому избирательному округу №3 не позднее 21 апреля 2013 года.

 В обоснование заявленных требований указал, что 04.09.2012 решением Думы Города Томска были досрочно прекращены полномочия депутата Думы Города Томска пятого созыва А., избранного по Академическому двухмандатному избирательному округу №3, с 28 августа 2012 года. Учитывая, что ни в сентябре, в единый федеральный день голосования, ни в октябре дополнительные выборы не могли быть назначены, считает, что такие выборы должны были быть назначены на второе воскресенье марта, то есть на 10 марта 2013 года. Вместе с тем в декабре 2012 года, в установленные законом сроки, решение о назначении дополнительных выборов ни Думой Города Томска, ни муниципальной избирательной комиссией г.Томска принято не было.

 В связи с тем, что заявитель проживает на территории Академического избирательного округа, непринятие уполномоченными органами решения о назначении выборов нарушает его избирательные права, принцип обязательности выборов.

 Указывает, что в отсутствие депутата на округе проблемы решаются с большим трудом, фактически исключается возможность получения денежных средств из фонда непредвиденных расходов, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение просьб муниципальных учреждений, находящихся в его округе.

 Считает, что лишен права как избирать и иметь после этого своего представителя в Думе Города Томска, так и избираться в этот округ.

 В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнил заявленные требования, просил обязать Думу Города Томска немедленно назначить день голосования на дополнительные выборы по Академическому избирательному округу №3 на самую ближайшую дату, исходя из 80-дневного срока, - 28 апреля 2013 года. Пояснил, что закрепление федеральным законом второго воскресенья сентября как единой даты голосования не учитывает местные традиции региона и необоснованно ограничивает права местного самоуправления на его территории, так как установление даты голосования в первой половине сентября совпадает с уборочной страдой на приусадебных участках большинства активной части населения. По мнению заявителя, назначение выборов в начале сентября делает невозможным активное участие граждан как в выдвижении кандидатов, так и в агитационной компании и на выборах. Указал, что в случае назначения дополнительных выборов на конец августа 2013 года будут нарушены его права быть избранным в орган местного самоуправления, так как та часть населения, которая поддерживает его, в это время будет занята работой на приусадебных участках, а студенты – находиться на каникулах. Полагал, что установление в Законе Томской области даты голосования в органы местного самоуправления в марте и октябре является дополнительной гарантией избирательных прав граждан, так как областной законодатель в данном случае учел местные традиции и особенности.

 Представитель Думы Города Томска ФИО2 заявленные требования не признала. Указала, что депутаты Думы Города Томска действующего созыва избраны 10.10.2010, срок полномочий депутатов истекает в 2015 году. В настоящее время в связи с досрочным прекращением полномочий депутата А. фактическая численность депутатов Думы Города Томска составляет 35 человек, что более двух третей от установленной численности депутатов представительного органа, то есть Дума Города Томска вправе осуществлять свою деятельность. До 01.11.2012 едиными днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являлись второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных законом, второе воскресенье октября года, в котором истекали сроки полномочий указанных органов или депутатов. Дополнительные выборы должны были проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. В связи с изменениями в законодательстве с 01.11.2012 днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий органов местного самоуправления или депутатов указанных органов. До 01.11.2012 в соответствии с действующим на тот момент законодательством дополнительные выборы не могли быть назначены, а в декабре 2012 года вступили в силу изменения, касающиеся установления дня голосования. Пояснила, что, так как в силу действующего законодательства дополнительные выборы должны быть проведены во второе воскресенье сентября, а в случае невозможности провести их в указанное время – в течение года с момента досрочного прекращения полномочий депутата, то последним днем, когда могут быть проведены дополнительные выборы по Академическому избирательному округу №3, является первое воскресенье сентября 2013 года. С учетом положений статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по мнению представителя, обязанность назначить дополнительные выборы возникнет у Думы Города Томска только после 02 июня 2013 года, в связи с чем считала отсутствующим какое-либо нарушение конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в связи с неназначением представительным органом местного самоуправления дополнительных выборов, так как такая обязанность еще не наступила. Полагала, что отсутствуют основания утверждать о нарушении прав граждан, проживающих на территории Академического избирательного округа №3, так как избирательный округ является двухмандатным, второй мандат в настоящее время замещен депутатом Б., представляющим интересы округа в Думе Города Томска. Выразила несогласие с позицией заявителя о том, что указание в Законе Томской области на день голосования в органы местного самоуправления – второе воскресенье марта, является дополнительной, по сравнению с федеральным законом, гарантией избирательных прав граждан.

 Представитель Томской городской муниципальной избирательной комиссии ФИО3 также не признал заявленные требования. Пояснил, что после досрочного прекращения полномочий депутата А. Дума Города Томска действует в правомочном составе. Очередные выборы депутатов Думы Города Томска шестого созыва пройдут во второе воскресенье сентября 2015 года. Учитывая, что Академический избирательный округ №3 является двухмандатным, в настоящее время замещен только один мандат, имеются основания для проведения дополнительных выборов на указанном округе. Указал, что Федеральным законом №157-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.11.2012, изменены единые дни голосования и установлен только один единый день голосования – второе воскресенье сентября. Соответственно, дополнительные выборы также, согласно закону, должны состояться в единый день голосования при условии, что со дня досрочного прекращения полномочий депутата и проведением дополнительных выборов должно пройти не более одного года. Если же этот срок составляет более года, то дополнительные выборы могут быть проведены в любое время в течение года после досрочного прекращения полномочий с соблюдением всех установленных законодательством правил. Полагал, что при назначении дополнительных выборов по Академическому избирательному округу №3 необходимо руководствоваться положениями Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в новой редакции. Указал, что нормы Закона Томской области «О муниципальных выборах» в части установления дней голосования, на которые ссылается заявитель, не являются дополнительной гарантией избирательных прав граждан, так как они повторяют положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.11.2012.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Селезневой Е.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно статье 26 Устава Города Томска Дума является представительным органом Города Томска, срок полномочий Думы составляет пять лет. В Думу на муниципальных выборах в порядке, установленном действующим законодательством, избираются 36 депутатов сроком на пять лет: 18 депутатов Думы избираются по 9 двухмандатным избирательным округам (один округ- 2 депутата) и 18 депутатов Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

 В ходе судебного заседания установлено, что 10 октября 2010 года состоялись выборы депутатов Думы Города Томска пятого созыва. Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии №300 от 13.10.2010 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы Города Томска пятого созыва» выборы по девяти двухмандатным избирательным округам и единому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными. Установлено, что в Думу Города Томска пятого созыва избрано 36 депутатов, в том числе по Академическому двухмандатному округу №3: А. и Б..

 Решением Думы Города Томска №483 от 04.09.2012 «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Города Томска пятого созыва А.» на основании письменного заявления об отставке по собственному желанию досрочно прекращены полномочия депутата Думы Города Томска пятого созыва А., избранного по Академическому двухмандатному избирательному округу №3, с 28 августа 2012 года.

 Обращаясь в суд, ФИО1, проживающий в /__/, что относится к Академическому двухмандатному избирательному округу №3, указал на нарушение его избирательных прав, вызванных неназначением в установленный срок дополнительных выборов по указанному избирательному округу.

 В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

 В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 26.11.1996 №138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ).

 Основания и порядок назначения и проведения дополнительных выборов установлены Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ в пунктах 8-12 статьи 71.

 Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

 В силу пункта 10 статьи 71 указанного Федерального закона повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

 Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт 12 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).

 Аналогичные основания для проведения дополнительных выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, установлены статьей 74 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области».

 В ходе судебного заседания установлено, что после прекращения полномочий депутата А. фактическая численность депутатов Думы Города Томска в настоящее время составляет 35 человек, в связи с чем Дума Города Томска в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе осуществлять свои полномочия.

 Данное обстоятельство подтверждается представленными суду документами, согласно которым в период 2011-2012гг. были досрочно прекращены полномочия депутатов Думы Города Томска, избранных по единому избирательному округу, Д., Ф., О., а также депутата К., избранного по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 (решение Думы Города Томска от 05.09.2011 №204, решение Думы Города Томска от 15.12.2011 №286).

 Вакантные мандаты депутатов Думы Города Томска, избранных по единому избирательному округу, переданы соответственно К., И., Ф. (решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии №325 от 07.09.2011, решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии №43 от 14.09.2012, решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии №9 от 30.12.2011).

 Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии №52 от 16.10.2012 «Об установлении результатов дополнительных выборов депутата Думы Города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу» дополнительные выборы признаны состоявшимися и действительными, установлено, что депутатом избран Л.

 Учитывая, что Дума Города Томска действует в полномочном составе, полномочия Думы Города Томска пятого созыва истекают в 2015 году, в настоящее время в Академическом избирательном округе №3 замещен только один депутатский мандат из двух, имеются основания для назначения дополнительных выборов по указанному избирательному округу.

 Пунктом 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в ред. от 11.07.2011, действовавшей на момент досрочного прекращения полномочий депутата А., было установлено, что дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах.

 Учитывая сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, после досрочного прекращения полномочий депутата А. дополнительные выборы не могли быть назначены на второе воскресенье октября 2012 года.

 Федеральным законом от 02.10.2012 №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, в статьи 10 и 71 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в части установления нового дня голосования на выборах в органы местного самоуправления, вступившие в силу с 01 ноября 2012 года.

 Согласно пункту 3 статьи 4 указанного Федерального закона положения статей 8, 10, 18, 19, 22, 27, 29, 31, 38, 64, 71, 81.1 и 82 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 В связи с тем, что дополнительные выборы по Академическому двухмандатному избирательному округу №3 не были назначены до 01.11.2012, к правоотношениям, возникшим в связи с их проведением, необходимо применять нормы Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в новой редакции.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в новой редакции дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

 Таким образом, Федеральным законом установлен день голосования на дополнительных выборах – второе воскресенье сентября. Вместе с тем дополнительные выборы по Академическому двухмандатному избирательному округу №3 не могут быть назначены на второе воскресенье сентября 2013 года – 08 сентября 2013 года, так как указанная дата находится за пределами годичного срока со дня досрочного прекращения полномочий депутата А.

 Так как Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ в новой редакции не установлены иные единые дни голосования на выборах в органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что дополнительные выборы в силу прямого указания федерального закона в таком случае должны быть назначены и проведены до истечения года со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

 Суд находит несостоятельным довод ФИО1 о нарушении его избирательных прав неприменением положений Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ФЗ «О муниципальных выборах в Томской области», устанавливающим, по мнению заявителя, дополнительные гарантии избирательных прав граждан в части установления дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с учетом местных условий.

 Действительно, пунктом 1 статьи 74 указанного Закона Томской области, повторяющего положения федерального закона в редакции, действовавшей до 01.11.2012, установлено, что дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах.

 Вместе с тем неназначение Думой Города Томска и Томской городской муниципальной избирательной комиссией дополнительных выборов на второе воскресенье марта 2013 года не свидетельствует, по мнению суда, о их незаконном бездействии, так как федеральным законом установлен единый день голосования – второе воскресенье сентября, и срок для проведения дополнительных выборов – не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

 Полномочия депутата А. прекращены решением Думы Города Томска от 04.09.2012 №483 с 28 августа 2012 года, следовательно, установленный законом годичный срок для проведения дополнительных выборов истекает только 28 августа 2013 года, то есть предельный срок для назначения дополнительных выборов (не позднее, чем за 70 дней до дня голосования) не наступил.

 Несостоятельным находит суд и довод заявителя о том, что назначение дополнительных выборов на конец августа – начало сентября является нецелесообразным, как не основанного на правовых нормах.

 Указание заявителя на то обстоятельство, что назначение выборов на данное время приведет к нарушению его прав быть избранным в органы местного самоуправления в связи с тем, что его потенциальные избиратели будут находиться в отпусках или на дачах, основано на предположениях и не может быть принято во внимание.

 Учитывая, что после досрочного прекращения полномочий депутата А. Дума Города Томска действует в правомочном составе, в Академическом избирательном округе №3 замещен один из двух мандатов и интересы избирателей по данному округу в настоящий момент представляет депутат Б., до окончания срока, в течение которого должны быть проведены дополнительные выборы, осталось более шести месяцев и предельный срок назначения дня выборов не истек, суд полагает, что права заявителя избирать и быть избранным в орган местного самоуправления в настоящее время не нарушены.

 Согласно пункту 9 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а при их отсутствии соответствующая избирательная комиссия, должны назначить выборы, только в том случае, если соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленный пунктом 8 статьи 10 срок (в данном случае не позднее, чем за 70 дней до дня голосования).

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, так как на момент обращения ФИО1 в суд с заявлением и рассмотрения дела не истекли предельные сроки назначения дополнительных выборов, заявленные требования о возложении обязанности на Думу Города Томска назначить день голосования на дополнительные выборы по Академическому избирательному округу №3 на самую ближайшую дату – не позднее 28 апреля 2013 года, не подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 в удовлетворении заявления об обязании назначить дополнительные выборы по Академическому избирательному округу №3 ФИО1 отказать.

 На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий подпись Н.Г.Кущ

 Копия верна:

 Судья Н.Г.Кущ