Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2014 года.
Дело № 3-5/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(...) ...
Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Белоусовой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ... к Региональному отделению Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... (далее – Общественная организация), зарегистрировано в качестве общественного объединения распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ... от (...) №. Сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (...) за основным государственным регистрационным номером № (л.д. 68,73-78).
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по ... обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что оно допускает в своей деятельности неоднократные нарушения действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ... поддержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что допущенные ответчиком нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Представитель Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... и представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по ... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и в срок, представили в суд письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Из материалов дела следует, что при регистрации Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... его адресом (местом нахождения постоянно действующего руководящего органа), по которому с ним осуществляется связь, указан: ..., который и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 74-78).
Пункт 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает обязанность некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) представлять в уполномоченный орган информацию об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», включая информацию об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Аналогичная обязанность общественного объединения предусмотрена и частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Однако эту обязанность, установленную федеральными законами, Общественная организация не исполняет.
Так, извещая о продолжении своей деятельности в 2011 году, Общественная организация направила в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по ... уведомление, свидетельствующее об изменении первоначально заявленного места нахождения ее постоянно действующего органа, указав, что новым местом расположения этого органа является адрес: ... ... (л.д. 114).
Однако в нарушение вышеприведенных положений Федеральных законов от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в течение трех дней с момента изменения указанного адреса Общественная организация не уведомила Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по ... об этом и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В связи с этим нарушением требований федерального законодательства на основании пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ... (...) в адрес Общественной организации вынесено Предупреждение с указанием конкретных оснований его вынесения и срока устранения нарушения (л.д. 91-92), ответа на которое не поступило.
Направляя уведомления о продолжении своей деятельности в 2012 и 2013 годах, в качестве места нахождения постоянно действующего руководящего органа Общественная организация вновь указала новый адрес: ... (л.д. 97-98).
Однако в нарушение требований пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественная организация вновь не уведомила Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по ... об изменении вышеуказанного адреса в течение трех дней с момента его изменения и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Это нарушение послужило основанием для вынесения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ... в адрес Общественной организации повторного Предупреждения от (...) с указанием конкретных оснований его вынесения и срока устранения нарушения (л.д. 103-105), которое было получено (...) председателем Совета Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... ( / / )3 (л.д. 106), не было обжаловано в судебном порядке и осталось без ответа со стороны Общественной организации.
Кроме того, как следует из представленного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ... контрольного дела, за период с (...) по (...) в деятельности Общественной организации были установлены также следующие неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Так, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
В нарушение вышеприведенных требований Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Общественная организация в своей деятельности использует печать с наименованием, которое не совпадает с полным и правильным ее наименованием, указанным в решении о регистрации и сведениями, внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц.
Общественной организацией не ведется учет ее членов, что не соответствует положениям части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Осуществляя свою деятельность, Общественная организация не соблюдает нормы своего Устава, нарушая положения абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Так согласно пункту 4.5 Устава Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией», на основании которого осуществляет свою деятельность Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ..., руководящим органом отделения является общее собрание членов отделения. В период между общими собраниями членов отделения деятельностью отделения, в соответствии с пунктом 4.10 названного Устава руководит Совет регионального отделения, заседания которого в силу пункта 4.12 Устава созываются один раз в квартал.
Однако, в нарушение вышеприведенных требований Устава Общественной организации, в период с (...) по (...) заседание Совета Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... состоялось только один раз – (...) (л.д. 154). То есть постоянно действующий руководящий орган Общественной организации, в нарушение части 4 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» фактически не осуществлял руководство ее деятельностью.
Кроме того, в нарушение пунктов 4.10, 4.13, 4.18 вышеуказанного Устава Общественной организации, согласно которым Совет Регионального отделения, его председатель и ревизор отделения избираются на общем собрании регионального отделения, эти органы управления Региональным отделением были избраны (...) на собрании Совета Регионального отделения (л.д. 155), а не на общем собрании членов Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ....
В целях устранения названных нарушений, на основании пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ... (...) в адрес Общественной организации вынесено письменное Предупреждение с указанием срока их устранения, в котором также указано на необходимость устранения нарушений требований пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», указанных в ранее вынесенных в адрес Общественной организации Предупреждениях от (...) и от (...) (л.д. 228-237).
Однако, несмотря на получение Предупреждения (л.д. 238), в установленный срок, документов об устранении указанных в нем нарушений законодательства от Общественной организации не поступило, что подтверждено в судебном заседании.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об устранении к настоящему времени Общественной организацией вышеуказанных неоднократных нарушений федерального законодательства, представителем ответчика в судебное заседание не представлены и ходатайства об их истребовании не заявлялись.
При таких обстоятельствах суд находит доказанным факт осуществления Региональным отделением Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... своей деятельности с неоднократными нарушениями федеральных законов Российской Федерации, а заявленные требования о ликвидации этой Общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом характера и объема удовлетворенных требований и в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 194, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ... к Региональному отделению Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по ... государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья (подпись).
Копия верна
Судья Е.С. Шумков